Оставление Москвы — наиболее драматический акт войны 1812 г. На рассвете 2(14) сентября русская армия на­чала движение по улицам Москвы, уходя по Рязанской дороге в направлении к Бронницам. К вечеру ее главные силы находились уже в 15 км к востоку от Москвы. Армии расположилась на ночлег у села Панки.

Решение Кутузова оставить Москву без сражения — свидетельство большой силы воли и мудрости полководца. На такой шаг мог решиться только человек, обладавший качествами крупного государственного деятеля, твердо веривший в правильность своего стратегического замыс­ла, осуществление которого должно было привести к ги­бели наполеоновской армии.

Решаясь на оставление Москвы, Кутузов был твердо убежден, что это временное явление, что Наполеон долго в Москве не останется и вынужден будет, в конце концов, оставить город. Пока горела древняя столица, пока бесчинствовали на улицах гвардейцы Лефевра и Мортье, солдаты корпусов Мюрата и Даву, русская армия совершала свой знаменитый марш-маневр.

На второй день после отхода из Москвы русские войска, пройдя 30 км по Рязанской дороге, переправились через Москву-реку у Боровского перевоза и неожиданно были повернуты Кутузовым на запад.

19 сентября армия форсированным маршем пере­шла на Тульскую дорогу и сосредоточилась в районе Подольска. Через три дня она уже находилась на Ка­лужской дороге и остановилась лагерем у Красной Пахры. После пятидневного пребывания в Красной Пахре войска совершили еще два перехода по Калужской дороге и, перейдя реку Нара, остановились в Тарутино.

Фланговый марш-маневр был разработан лично Куту­зовым и проводился под его непосредственным руководст­вом. Главнокомандующий сохранял свой замысел в глубочайшей тайне. О предстоящих действиях не знали даже близко стоявшие к нему офицеры и генералы.

Сообщая о сущности флангового маневра царю, Куту­зов до конца не раскрывал его суть. Он писал 16 сентября из деревни Жилино: «С армиею де­лаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние… прикрывать пособия, в обильнейших наших губерниях заготовленные. Всякое другое направление пресекло бы мне оные, равно и связь с армиями Тормасова и Чичагова…»

В такой сложной обстановке совершать подобного рода маневры никому из полководцев до Кутузова ещё не приходилось. По замыслу и осу­ществлению фланговый маневр явился выдающимся до­стижением военного искусства, одно проведение которого могло бы дать Кутузову славу гениаль­ного полководца. Кроме того, менял­ся и сам характер боевых действий: вместо оборонительных они становились наступательными.

М.И. Кутузов

Кутузов делал все, чтобы противник оста­вался в неведении относительно дальнейших намерений русских. Армия большую часть марша совершала в ночное время, выступая в поход в 2 или 3 часа ночи. Дви­гаясь двумя колоннами по проселочным дорогам, войска соблюдали во время марша строжайшую дисциплину. Ни один человек, будь то генерал, офицер или простой солдат, не имел права никуда отлучиться. Кутузов прика­зал всем генералам во всякое время неотлучно находиться в своих корпусах.

Марш-маневр главных сил русской армии прикрывал­ся сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движе­ния войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды.

Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для «фальшивого движения». Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем доро­гам отряды, с тем, чтобы установить направление движе­ния главных сил русской армии, ему так и не удалось этого сделать. Мюрат с Рязанской дороги, Понятовский — с Тульской, Бессьер — с Калужской доносили, что рус­ской армии нигде нет, она рассеялась средь бела дня. В течение двух недель Наполеон не знал, где находится Кутузов и его армия.

В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячиое войско могло «исчезнуть» на глазах у противника.  В умении оторваться от французской армии, ввести ее в заблуж­дение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно весь фланговый марш-маневр — одна из крупнейших заслуг русского командования.

Завершив маневр, русская армия прикры­ла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, и Тулу с ее оружейным заводом. В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением, конским составом и всеми видами снабже­ния.

Этот маневр обеспечивал также связь главной русской армии с армиями Тормасова и Чичагова. Крупнейшее стратеги­ческое значение марш-маневра состояло и в том, что он открывал широкие возможности для развертывания на­ступления русской армии, действий партизанских отря­дов.

Причем под активное воздействие попадала не только главная группировка наполеоновских войск, находившая­ся в Москве, но и вся коммуникационная линия от Моск­вы до Смоленска — важнейшая артерия, связывавшая Наполеона с его войсками, находившимися в глубоком тылу, и с Парижем.

Характерно, что уже в ходе маневра по пути продви­жения армии к Тарутино были выделены крупные отряды для рейдов по тылам наполеоновской армии. Созданный в Красной Пахре отряд в составе трех казачьих, одного гусарского и одного драгунского полков под командова­нием генерал-майора Дорохова был направлен на Смо­ленскую дорогу в район Перхушкова.

Отряд генерала Дорохова только за одну неделю действий в тылу про­тивника уничтожил до четырех кавалерийских полков, захватил большие обозы и взял в плен более 1500 солдат и офицеров, а всего партизанскими отрядами еще до Тарутино было взято в плен более 5 тыс. французских солдат и офицеров.

Что касается армии Наполеона, то в результате этого маневра она была поставлена в весьма тяжелое положе­ние. Для нее были закрыты пути в южные, не разоренные войной районы, где можно было бы добыть необходимое продовольствие и фураж. Более того, армия Наполеона очутилась в кольце, образованном русскими войсками и партизанскими отрядами, она лишилась свободы маневра и активности, не могла, имея в тылу главные силы русских, вести боевые действия на петербургском направлении.

Тарутинский маневр — одно из наиболее значитель­ных событий Отечественной войны 1812 г. — важный этап на пути к победе над армией Наполеона. Он завершил собой целую полосу военных действий, когда русские войска вынуждены были обороняться и отступать в глубь страны под натиском превосходящих сил противника. Став лагерем у села Тарутино, армия Кутузова заняла те исходные рубежи, с которых вскоре начала свое побе­доносное контрнаступление.

Историческое значение и смысл марш-маневра не сра­зу получили должную оценку. Многим тогда казалось, что происходило обычное движение войск с целью оторваться от противника, избежать нового сражения с ним. Это во многом объяснялось скрытностью всех мероприятий Кутузова по осуществлению своего страте­гического замысла.

По той же причине и Наполеон слишком поздно разгадал его планы. Марш-маневр рус­ской армии явился для него полной неожиданностью. Только после гибели французской армии в России стало совершенно очевидным, сколь мудрым и прозорли­вым был фельдмаршал Кутузов в своем решении отвести русскую армию в район Тарутино.

Огромное влияние флангового марш-маневра на весь последующий ход войны неоспоримо. Сам Наполеон, критически осмысли­вая русский поход, вынужден был признать: «…Хитрая лиса — Кутузов — меня сильно подвел своим фланговым маршем».

Русская армия вступила в Тарутино 3 октября. Пос­ле более чем трехмесячного отступления она впервые за всю войну остановилась на довольно продолжительное время. Взойдя на крутой берег реки Нара, Кутузов обра­тился к находившимся с ним генералам и офицерам со словами: «Теперь ни шагу назад. Приготовиться к делу, просмотреть оружие, помнить, что вся Европа и любезное Отечество на нас взирают».