14 января

Войска 2-го Белорусского фронта (командующий маршал Рокоссовский К.К., член Военного совета генерал Субботин Н.Е., начальник штаба генерал Боголюбов А.Н.) начали Млавско-Эльбинскую наступательную операцию (составная часть Восточно-Прусской наступательной операции). Главный удар наносился силами четырех общевойсковых и одной танковой армий и одним кавалерийским корпусом с рожанского плацдарма в общем направлении на Млаву с поворотом в дальнейшем на северо-запад в направлении на Мариенбург. Второй удар силами двух общевойсковых армий и одного танкового корпуса наносился с сероцкого плацдарма в направлении г. Бельск и далее на Быдгощ (закончилась 26 января 1945 г.).

Войска 1-го Белорусского фронта (командующий маршал Жуков Г.К., член Военного совета генерал Телегин К.Ф. , начальник штаба генерал Малинин М.С.) начали Варшавско-Познанскую наступательную операцию (составная часть Висло-Одерской наступательной операции), нанося главный удар силами пяти общевойсковых, двух танковых армий, двух танковых и двух кавалерийских отдельных корпусов с магнушевского плацдарма в направлении Кутно, Познань и с пулавского плацдарма в общем направлении на Лодзь (закончилась 3 февраля 1945 г.).

Войска 1-го Украинского фронта продолжали успешно громить противника и с утра перешли в преследование его отходящих частей, осуществляя задачи Сандомирско-Силезской наступательной операции.

Войска 40-й  и 27-й армий 2-го Украинского фронта, наступая в Чехословакии, освободили г. Лученец, город и железнодорожную станцию Плешивец.

Авиация КБФ, действуя в районе Гдыни, потопила два вражеских транспорта — «Мими Хорп» и «Франц Шооп».

15 января

Войска 5-й (командующий генерал-полковник Крылов Н.И.), 28-й (командующий генерал-лейтенант Лучинский А.А.) и 39-й (командующий генерал-полковник Людников И.И.) армий 3-го Белорусского фронта, преодолевая сопротивление врага, вышли на рубеж Пилькаллен, Тутшен, Пусперн.

47-я армия (командующий генерал-майор Перхорович Ф.И.) 1-го Белорусского фронта форсировала Вислу севернее Варшавы. Сопротивление противника на направлении главного удара было окончательно сломлено. Фронт прорыва войска расширили до 120 км.

Войска 1-го Украинского фронта освободили польские города Кельце, Енджеюв, Водзислав, Дзялошицы, что создало благоприятные условия для развития дальнейшего преследования противника на бpeславльском направлении. Войска 2-го Украинского фронта вели наступательные бои в Чехословакии северо-восточнее г. Лученец.

В газете «Правда» опубликовано сообщение, что в Литовской ССР создано 42 МТС и работают 6 машинно-тракторных мастерских, готовится к открытию мотороремонтный завод.

16 января

В Бухаресте между правительствами СССР и Румынии подписано соглашение о поставках Советскому Союзу Румынией товаров в возмещение убытков, причиненных Румынией СССР военными действиями и оккупацией советской территории. Поставки товаров Румынией определялись в сумме 300 млн. американских долларов.

Войска 2-го Белорусского фронта продолжали успешно наступать. Соединения 2-й ударной армии овладели крупным опорным пунктом противника на правом берегу р. Нарев — г. Пултуск, а войска 65-й армии — опорным пунктом Насельск, перерезали железную дорогу Цеханув — Модлин. Авиация 4-й воздушной армии, поддерживая наступающие войска фронта, в этот день совершила более 2500 самолето-вылетов и сбросила до 1800 т бомб.

Используя успех главной группировки войск 1-го Белорусского фронта, в наступление перешла 1-я армия Войска Польского, нанося главный удар своим левым флангом на Варшаву с юга.

Войска 69-й  и 33-й армий 1-го Белорусского фронта освободили г. Радом.

Войска 1-го Украинского фронта севернее и северо-западнее Сандомира освободили города Островец, Тарлув, Ожарув, Цмелюв, Опатув; на ченстоховском и краковском направлениях войска фронта освободили города Малогощ, Влощова, Конецполь, Мехув, Домброва Тарновска.

В газете «Труд» опубликовано сообщение, что за 1944 г. в Ленинграде 58 тыс. женщин фронтовиков приобрели производственные специальности.

17 января

Войска ударной группировки 3-го Белорусского фронта, ломая упорное сопротивление частей противника, завершили прорыв второй полосы немецкой обороны, наибольшего успеха достигнув в полосе наступления 39-й армии.

После мощных ударов авиации 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта в прорыв была введена 5-я гвардейская танковая армия (командующий генерал-полковник танковых войск Вольский В.Т.) фронта, развернувшаяся юго-западнее Макув. Войска 48-й армии (командующий генерал-лейтенант Гусев Н.И.) и 2-й ударной армии фронта, используя успех танковых войск, продвинулись на 15 км, расширили прорыв до 110 км по фронту. В ходе наступления войска фронта овладели городами Цеханув и Нове-Място.

Войска 1-го Белорусского фронта, в состав которого входила 1-я польская армия, освободили столицу Польши Варшаву.

Войска 1-го Украинского фронта форсировали р. Варта и, развивая стремительное наступление, освободили города Ченстохов, Вежбник, Радошицы, Коньске.

В газете «Правда» опубликовано сообщение, что колхозники Кемеровской области сдали сверх плана в фонд Красной Армии свыше 600 тыс. пудов хлеба и 500 тыс. пудов картофеля.

В газете «Правда» опубликовано сообщение, что трудящиеся Кузбасса на оснащение механизированного корпуса Красной Армии, на военный заем, денежно-вещевую лотерею и в фонд обороны в 1944 г. внесли из своих личных сбережений 538 млн. руб. Семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны от трудящихся было передано свыше 100 тыс. комплектов одежды и обуви, более 100 тыс. пудов продуктов, 1200 голов скота и 5 млн. руб. деньгами.

Из книги Бабаджанян А.Х. «Танковые рейды 1941 – 1945», М., «Яуза», «Эксмо», 2009, с. 206-208

На одной высотке я остановил свой танк, чтобы понаблюдать за продвижением подразделений бригады — надо было торопиться, вскоре сюда должны были подойти танки бригады В.М. Горелова (погиб в 1945 г.). С моего возвышения видно, как, обтекая высотку, движутся на юг колонны танков. Впечатляющее зрелище!

И вдруг откуда ни возьмись несколько вражеских бомбардировщиков. Быстро перестраиваются один за другим и с пронзительным воем пикируют на мой танк. Еле успеваю прыгнуть в люк. Бомбы рвутся прямо рядом с танком. О броню бьют осколки, комья земли, камни. Мы с водителем старшиной Л.А. Полтораком прижимаемся к дну танка. Танк трясет от взрывов. А бомбы рвутся и рвутся, может быть, вот сейчас какая-то угодит в нашу защитницу, в нашу машину прямым попаданием…

Но, видно, кончились у стервятников боеприпасы — взвыли в последний раз, и стало тихо. Мы переглянулись с Полтораком, и я открыл крышку командирского люка: на танке не осталось ничего — ни бензобаков, ни брезента, а вокруг воронки, воронки. Моргая глазами от яркого света, я стал считать, сколько их. Тридцать девять, сорок, сорок две…

Со всех сторон к нам бегут люди, впереди всех, размахивая большими руками, В.М. Горелов. Подбежал, обхватил меня своими ручищами, чуть не задушил. Потом оттолкнул от себя, посмотрел пристально, с радостью выдохнул:
— Ох… а ты жив… Мне самому было удивительно, что я жив. Сорок с лишним бомб на нас двоих с Л.А. Полтораком — не многовато ли? А еще В.М. Горелов рассказал, что бомбежка продолжалась 15 минут, и он насчитал 33 «Юнкерса-87».

Долго мне потом мерещились пикирующие самолеты, в ушах не прерывался их надсадный вой, вой, от которого противно сжимаются внутренности. Не раз я леживал под бомбежкой, но такое потрясение пережил впервые. Никак не мог избавиться от этого гнетущего ощущения, и только новые бои заставили позабыть о нем…

Мы с В.М. Гореловым торопились в Чертков. 23 марта на Чертков начали наступать части наших бригад. Наш «виллис» следовал за колонной наступающих подразделений. По пути встречаем одиноко застрявшую тридцатьчетверку.
— Моя, — говорит Владимир Михайлович, — пойду гляну, что у ребят стряслось, а ты двигай себе вперед.

Не успел я немного отъехать, как наперерез «виллису» два немецких бронетранспортера. Шофер резко затормозил — мы все, кто был в машине, бросились в кювет. Бронетранспортеры открыли по нас бешеный пулеметный огонь. И худо бы нам пришлось, если б в этот момент по ним не ударило орудие танка Горелова.

Это Горелов мчал к нам на той самой тридцатьчетверке. Танк его на ходу расстрелял вражеские бронетранспортеры. Вылезший из люка Володя, утирая взмокший лоб, снова поглядел на меня тем же пристальным взглядом, что и несколько дней назад:
— Да… А ты, наверное, Армо… как это говорят — в рубашке родился…
Я пошутил в ответ так, как принято было в те дни:
— Еще не отлиты в Германии те бомбы и пули, которые должны меня убить.

Вновь, второй раз за два дня, я выжил, хотя имелись все основания погибнуть. Что же это было — «ваше благородие, госпожа удача», как поется в модной песенке?