В 1972 г. на экраны страны вышел фильм «А зори здесь тихие…» Снял его режиссер-фронтовик Станислав Ростоцкий по одноименной повести Бориса Васильева, воевавшего на фронте добровольцем с 1941 г. Фильм получился настолько сильным, правдивым, эмоциональным и жизненный, что каждый раз, когда его смотришь, снова и снова сопереживаешь, надеешься, что девчонки останутся в живых, хотя знаешь уже всё наизусть… Уверена, что эта картина на все времена, и смотреть её будут ещё очень и очень долго. Один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне.

В фильме «А зори здесь тихие…» одна серия названа «Во втором эшелоне», другая — «Бой местного значения». Заголовки явно полемичны. Фронт сведен к маленькой северной деревеньке, где квартирует взвод девушек-зенитчиц. Пять из них дают свой последний бой на узком перешейке между озером и лесом. Масштабы географические подчеркнуто невелики.

В одном из интервью режиссёр картины  С. Ростоцкий говорил, что, работая над картиной, он хотел вырваться из-под магии крупных цифр, которыми исчисляются жертвы, понесенные нашим народом. У каждого погибшего была своя судьба, свой бой, свой последний рубеж, и для каждого в этом малом вместилась вся Великая Отечественная. Этот замысел возвращает нас к диалектике масштабов внутри общего исторического материала. «А зори здесь тихие…» не случайно поделены на две серии. Первая — это тыловые военные будни, вторая — сражение, в которое вступают девушки. В повести Б. Васильева «мирная» предыстория подвига занимает немногим более двадцати страниц тугой, сжатой прозы. Режиссер разворачивает ее в подробное изображение, когда одна строчка или реплика превращается в эпизод, в монтажный фрагмент.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие…» — девушки-зенитчицы

С. Ростоцкий стремится показать войну как этап в жизни страны и народа. Постановщик следует за повестью, конструкция которой включает эти отступления в прошлое. Не выделенные из текста, иногда даже без абзаца, они появляются в необходимых местах, чтобы читатель понял, почему, например, самая младшая, Галя Четвертак, закрыв голову руками, бросается под огонь немецких автоматов. «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном…» — пишет Б. Васильев, рассказывая о девочке-выдумщице из детдома, о ее мечтах — с призраками или сольными партиями в длинных платьях. Гибель подруги, Сони Гурвич, и рожденный этой смертью ужас полностью завладели ее воображением, она не выдержала в минуту реальной опасности.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие…» — Васков и Галя Гетвертак

Соседство «мира» и «войны» создает временную композицию, которая не совпадает с реальным течением жизни, а увеличена благодаря этой смене масштабов. Правда, не совсем обычен этот «мир», где плещется речка в утреннем тумане, сохнет белье, стучит топор и женские глаза провожают единственного здесь мужчину, старшину Васкова.

В многофигурной композиции центральное место принадлежит Васкову. Сыгранный актером А. Мартыновым старшина Васков, он больше других подошел к интонации автора повести, где о его герое сказано: «А старшина — старшина и есть: он всегда для бойцов старый… Поэтому и на девчат, которыми командовать пришлось, он смотрел словно бы из другого поколения. Словно он был участником гражданской войны и лично чай пил с Василием Ивановичем Чапаевым под городом Лбищенском».

Вместе с актерами постановщик нашел общий знаменатель для разных характеров: зенитчицы живут не по уставу, а так, как живут в деревне, где трудно укрыться от глаз и уберечься от слухов, где сидят на завалинке, топят баню, но зато вечер танцев устраивают по-городскому. Жизнь — полумирная, полудеревенская; и сама ее половинчатость, сдвинутость оправдывают тщательно выписанный бытовой антураж, неспешную, колоритную манеру рассказа: о поздней бабьей страсти хозяйки избы к постояльцу, о первой девичьей влюбленности и о том чувстве коллективизма, что сводит на посиделки, а если надо, превращает женщин в воинскую часть.

События фильма происходят в мае 1942 г. в Карелии.  Рита Осянина увидела в лесу двух немцев-парашютистов. Пять девушек-зенитчиц под командованием старшины Федота Васков выступили на перехват диверсантов, неожиданно они обнаружили, что в этой, казалось бы, ещё далекой от фронта тыловой местности высадился немецкий десант, и не два, а шестнадцать фашистов. Об этом необходимо было сообщить в штаб. Старшина Васков отправил за подкреплением Лизу Бричкину, но девушке не удалось дойти, она утонула в болоте. Маленький отряд вступил в неравный бой с немецкими десантниками, девушки погибли одна за другой… Девчонкам было не более 20 лет, они мечтали о большой любви, нежности, семье, но ушли добровольцами на фронт и погибли, до конца выполнив свой воинский долг…

Кадр из фильма «А зори здесь тихие…» — Женя Комелькова уводит гитлеровцев

Поединки пяти девушек заключены в единый контур подвига. Женя Комелькова, вызывающая огонь на себя; Лиза Бричкина, спешившая за подмогой и не сумевшая быть осторожной в болотной трясине; Соня Гурвич, тихим вскриком предупредившая своих; выстрел Риты Осяниной, не захотевшей достаться живой врагу: гибель каждой продолжает — на последнем рубеже — их жизни. Смерть есть также проявление характера.

В живых остался только один старшина — бывший разведчик, ветеран финской войны. Ему, раненному, почти безоружному, удалось взять в плен оставшихся диверсантов. С ужасом осознаёшь, что стоит за фразой Совинформбюро – «бои местного значения». После демобилизации Федот Васков усыновил сына Риты Осяниной. Как не старался старшина Васков, но не смог уберечь девушек. Хоть у войны и не женское лицо, но на долю героинь фильма выпала эта страшная война со своими жестокими правилами.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие»

Практически для всех актёров, исполнявших в фильме главные роли, работа над картиной явилась дебютом в кино. Сразу же стали узнаваемыми: Андрей Мартынов (старшина Васков), Елена Драпеко (Лиза Бричкина), Ирина Шевчук (Рита Осянина), Ирина Долганова (Соня Гуревич), Екатерина Маркова (Галина Четвертак) и, конечно, Ольга Остроумова (Женя Комелькова). Особенно яркой и драматичной получилась сцена гибели героини Ольги Остроумовой, в последние минуты жизни напевавшей романс: «Он говорил мне…» Правда, Ольгу Остроумову мы уже успели запомнить по фильму «Доживём до понедельника». За творчеством  Андрея Мартынова, которому во время съёмок фильма было только 26 лет, а сыграл он столь «обстоятельного» русского солдата, я следила долгие годы, как, впрочем, и за работами Елены Драпеко и Ольги Остроумовой.

Пять девушек, с разным духовным миром, со своими драмами мечтами и радостями, столкнулись с грозным врагом в дальнем углу фронта, где происходят лишь бои «местного значения». Они запомнились, стали родными нам — героини фильма: Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак. Через судьбы этих девочек, так жаждавших простого человеческого счастья, но не успевших пережить и малую толику отпущенного им, удалось передать трагедию войны. Надо сказать, что не только в СССР фильм С. Ростоцкого «А зори здесь тихие…» получил признание, картина была удостоена специального приза на 33-м Международном Венецианском кинофестивале. Как говорится, «нетленка»!