29 июня

СНК СССР и ЦК ВКП(б) направили директиву партийным и советским организациям прифронтовых областей, обязывавшую их мобилизовать  все  силы  народа   для  разгрома   немецко-фашистских захватчиков. Перед народами Советского Союза была поставлена за­дача — отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села. Особое внимание в директиве об­ращалось на необходимость всемерного укрепления тыла Красной Ар­мии и своевременного снабжения фронта всеми видами довольствия. При вынужденном отходе ча­стей Красной Армии надлежало эвакуировать, а если это невозможно, уничтожать все ценное имущество, ничего не оставляя врагу, В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы, всюду и везде создавать для врага и его пособников невыносимые условия, срывать мероприятия противника.

Войска 14-й армии Северного фронта под командованием генерал-лейтенанта Фролова В.А., прикрывавшие мурманское направление, под­держиваемые кораблями и авиацией Северного флота, начали оборо­нительную операцию на мурманском, кандалакшском и кестенгском направлениях против перешедшей в наступление немецко-фашистской армии «Норвегия». Общий фронт обороны армии доходил до 1500 км, а активные участки составляли всего 36 км.

Началась оборона 23-й армии Северного фронта (командующий генерал-лейтенант Пшенников П.С.) на северных подступах к Ленин­граду. Юго-восточная армия  финнов  перешла  в  наступление  одно­временно на фронте до 150 км (от Сортавала  до  Виролакти).  Глав­ный удар противник нанес на выборгском  и  кексгольмском направ­лениях.

Войска Северо-Западного фронта вели тяжелые оборонитель­ные бои на рубеже р. Западная Двина от Риги до Крустпилса и в районе Резекне. На остальных участках — отходили на восток и севе­ро-восток.  11-я армия отходила  к  переправам у Дисны.  12-я мото­стрелковая   дивизия   упорно   обороняла   переправы   у   Крустпилса. Однако противнику удалось захватить их и овладеть плацдармом на правом берегу Западной Двины.

Ставка Главного Командования, предвидя возможность проры­ва вражеских войск через Западную Двину и стремясь надежно при­крыть ленинградское направление, отдала приказ командующему Се­веро-Западным  фронтом  одновременно  с организацией  обороны  по рубежу Западной Двины подготовить и занять очень выгодный для обороны рубеж по р. Великая с имеющимися на нем укрепленными районами в Пскове и Острове. Для этой цели к указанному рубежу сосредоточивались переданные в распоряжение фронта два стрелковых и один механизированный корпуса.

Вдали догорает родное село, худ. В.И. Овчинников, 1942 г.

Войска 3, 10 и 13-й армий Западного фронта продолжали тяже­лые бои, пробиваясь на восток, юго-восток и север. Наиболее крупные группировки войск в течение дня с боями отходили по лесисто-болоти­стому району между реками Неман, Зельвянка и Щара севернее Деречин, а также севернее Волковыска, в районе Нов. Двор, северо-западнее Ружаны. Части 2-го и 44-го стрелковых корпусов 13-й армии, ведя бои, отходили из Минского укрепленного района за Березину. За день боя части 44-го стрелкового корпуса уничтожили 80 танков противника. Во второй половине дня части 3-й танковой группы противника про­рвались через Шацк к р. Птичь на пуховичском направлении и к р. Бе­резина на могилевском направлении.

Героические защитники крепости Брест отклонили ультиматум гитлеровцев с требованием сложить оружие.

Завершилось наиболее крупное в начальный период войны тан­ковое сражение в районе Луцк,  Броды,  Ровно (началось 23 июня 1941 г.). Это сражение развернулось на огромной территории свыше 200  км по фронту и около 150 км в глубину. В нем участвовало с обеих сторон около 2 тыс. танков.

В ходе сражения советским командованием были введены в дей­ствие соединения и части восьми механизированных корпусов, которые своими контрударами нанесли противнику значительные потери, задер­жали продвижение ударной группировки врага, наступавшей на киев­ском направлении, на целую неделю. Контрудары советских механизи­рованных корпусов в этом сражении обеспечили отход войск Юго-Запад­ного фронта на линию укрепленных районов по старой государственной границе. Советское командование получило возможность усилить киев­ское направление. Был сорван замысел немецкого командования по окружению совет­ских войск на территории Западной Украины.

В районе Радехов, Броды, Дубно продолжалось  ожесточенное сражение войск Юго-Западного фронта с наступавшим противником на житомирском направлении. К этому времени из отдаленных райо­нов дислокации соединений Киевского особого военного округа подо­шли свежие войска, развернувшиеся на рубеже Луцк, Дубно, Кременец, Золочев. Противник,  возобновивший наступление от Луцка и Дубно в направлении на Новоград-Волынский, подвергся контрударам 9, 19, 8 и 5-го механизированных корпусов с севера и востока. Насту­павшие войска противника были вынуждены вести оборонительные бои в течение нескольких дней в районе Ровно.

Завершилось танковое сражение под Дубно-Луцком-Ровно. В сражении с обеих сторон приняло участие около 3.200 танков. Ударные соединения Юго-Западного фронта провести единое наступление не смогли. Действия мехкорпусов свелись к изолированным контратакам на разных направлениях. Результатом контрударов стала задержка на неделю наступления 1-й танковой группы и срыв планов противника прорваться к Киеву и окружить 6-ю, 12-ю и 26-ю армии Юго-Западного фронта во Львовском выступе. Немецкое командование путём грамотного руководства сумело отразить контрудар и нанести поражение армиям Юго-Западного фронта.  В итоге — советские мехкорпуса, понесшие в боях большие потери, по приказу Кирпоноса М.П. стали выводится из сражения. Часть 8-го механизированного корпуса была окружена в районе Дубно.

Командир  звена   158-го  истребительного  авиационного  полка Северного фронта младший лейтенант Здоровцев С.И. винтом своего самолета  отрубил  хвостовое  оперение  немецкого  бомбардировщика, самолет врага упал на землю. Свой самолет Здоровцев посадил на аэродроме. Такой же  подвиг  был  совершен  младшим  лейтенантом Жуковым М.П. — летчиком того же полка.

По указанию Советского правительства из Ленинграда нача­лась эвакуация детей и нетрудоспособного населения.

30 июня

Президиум  ВС  СССР,  ЦК ВКП(б)   и  СНК СССР приняли совместное Постановление «Об образовании Государ­ственного  Комитета  Обороны».   Государственный   Комитет  Обороны (ГКО) образовывался ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях более быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу. В руках ГКО была сосредоточена вся пол­нота власти в государстве. Решения и распоряжения ГКО должны были   беспрекословно   выполняться   всеми   партийными,   советскими, военными и комсомольскими органами, а также всеми гражданами СССР. Председателем ГКО был назначен Сталин И.В.

Президиум ВС СССР принял Указ «Об авто­тракторном и гужевом транспорте, поставленном для Красной Армии». В соответствии с указом все изъятые в порядке мобилизации для нужд армии автомашины, тракторы, тракторные прицепы, мотоциклы, велосипеды,  лошади,   повозки   и   упряжь  принимались  Наркоматом обороны СССР от государственных организаций, учреждений и пред­приятий, промысловой и потребительской кооперации и других обще­ственных организаций — бесплатно, а  от  колхозов  и  отдельных гра­ждан — за плату.

При Бюро Совнаркома СССР создан Комитет по распределе­нию рабочей силы.

ЦК КП(б) Украины создал оперативную группу по разверты­ванию партизанской борьбы.

ЦК КП(б) Белоруссии издал директиву № 1 «О переходе па подпольную работу партийных организаций районов, запятых врагом».

Начались боевые действия войск 7-й армии Северного фронта под командованием генерал-лейтенанта Гореленко  Ф.Д. против финских войск, перешедших в наступление па ухтинском направлении.

В полосе Северо-Западного фронта противник производил пере­группировки, вел разведку. Советские войска отходили за р. Западная Двина и в Полоцкий укрепленный район.

Войска Западного фронта продолжали с тяжелыми боями от­ходить за реки Березина и Днепр.

Гарнизон Брестской крепости и части 75-й стрелковой дивизии в районе Малориты продолжали отражать атаки противника. Прекра­тилась героическая борьба 16-го пулеметно-артиллерийского баталь­она на ст. Семятыче. Почти весь состав батальона погиб.

Противник танковыми войсками предпринял попытку прорвать­ся к Борисову и Гомелю и форсировать р. Березина  в районе Боб­руйска. К концу дня немцам удалось форсировать реку в рай Шатково (10 км севернее Бобруйска).

Советские  части  оставили  города  Львов (освобождён 27 июля 1944 г.) и Броды (освобождён 17 июля 1944 г.).

Немецкие войска ворвались во Львов 30 июня. Первые же дни их хозяйничанья в захваченном городе ознаменовались кровавыми оргиями и неслыханными издевательствами над мирным населением. Из материалов Нюрнбергского процесса известно, что еще до захвата Львова гестаповцы имели составленные по указанию германского правительства списки виднейших представителей интеллигенции, намеченных к уничтожению. Для проведения террора фашистское командование использовало специальный батальон под кодовым названием «Нахтигаль» («Соловей»), входивший в состав полка «Бранденбург». Этот полк предназначался для диверсионных действий на территории СССР и расправы с «непокорными».

Ставка приказала командующему вой­сками Юго-Западного фронта генерал-полковнику Кирпоносу М.П. к 9 июля отвести войска фронта на рубеж Коростенского, Новоград-Вочынского,  Шепетовского, Старо-Константиновского, Проскуровского и Каменец-Подольского укрепленных районов и организовать упорную оборону.

Во всех районах Ленинграда началось формирование народного ополчения. Только за один день в части народного ополчения было ото­брано 10890 человек.

Сформирована Ладожская военная флотилия.