Виктор Георгиевич Федоров – один из героев Первой мировой войны. Сегодня его имя мало кому известно в нашей стране. Основные боевые подвиги своей жизни этот человек совершил за пределами России, находясь на действительной службе в вооруженных силах Франции. Но, судьба таких людей как Федоров, не может не вызывать уважения. Тем более, что Виктор Георгиевич Федоров, в конечном итоге, принимал непосредственное участие и в организации российского военно-воздушного флота, выступая в качестве инструктора Одесского отделения Гатчинской авиационной школы.

Виктор Георгиевич Федоров родился 11 ноября 1885 года в городе Верном (ныне Алма-Ата) в Казахстане, в многодетной семье. Его отец преподавал русскую словесность в местной мужской гимназии. Детство прошло в Ташкенте, куда после землетрясения перебралась семья Федоровых. В юности Виктор, как и его братья, увлекался революционными идеями. В годы Первой русской революции, будучи студентом юридического факультета Харьковского университета, он примкнул к социал-демократической организации, встал на путь революционной деятельности, за что был исключён из университета.

Федоров вернулся в Туркестан и развернул агитационную деятельность среди железнодорожных рабочих. Ему казалось, что с помощью распространения прокламаций, личных бесед и стихийных митингов, удастся привлечь на сторону социал-демократов значительное число туркестанских рабочих. Однако молодой агитатор быстро попал под пристальное внимание жандармов и агентов охранки. Ведя антиправительственную агитацию среди пассажиров поездов и на вокзалах, Виктора Федорова был арестован на железнодорожной станции Актюбинск и заключён в тюрьму.

Благодаря хлопотам отца, его выпустили на поруки до суда. Но молодой агитатор не отказался от революционной деятельности и вновь занялся агитацией. Не дожидаясь нового ареста, Виктор покинул Ташкент и обосновался в столице. В декабре 1906 года он был арестован и этапирован в Ташкент. Федорову грозил реальный срок. Но он бежал с этапа, подпилив решётки тюремного вагона.

Как политический эмигрант Виктор Федоров жил сначала во Франции, а затем в Бельгии. Он женился, в семье родилась дочь, Федоровы перебрались в Италию, а затем в Ниццу, где и застала Виктора Первая мировая война. В.Г. Федоров вступил добровольцем в ряды французской армии и служил пулеметчиком в одном из батальонов, укомплектованным русскими эмигрантами. Получив тяжёлое ранение, он три месяца провёл в госпитале. Здесь и пришло к Виктору понимание его настоящей воинской специальности. Он захотел стать военным лётчиком.

Окончив Дижонскую военную школу, где срок обучения составлял четыре месяца, сержант Виктор Федоров был направлен в часть военно-транспортной авиации. Но всё время рвался на фронт. После нескольких рапортов, в начале 1916 года, ему удалось перевестись в авиационную эскадрилью «Аисты», которая сражалась на германском фронте. В это время как раз шли напряжённые бои под Верденом, так называемая «Верденская мясорубка». За полмесяца русский лётчик на истребителе «Кордон G4» провёл девять боёв, сбив в них восемь немецких самолетов. Своим геройством Федоров заслужил у немцев прозвище «воздушный казак Вердена».

Легендарный летчик-ас Первой мировой войны Виктор Федоров перед вылетом

С тремя смельчаками он летал бомбить немецкий аэродром, расположенный примерно в 20 километрах за линией фронта: по меркам Первой мировой это считалось глубоким тылом. Русский творил в небе Вердена чудеса храбрости: однажды он отстреливался из карабина (у пулеметов кончились патроны) от… трех вооруженных пулеметами немецких аэропланов. Сумел отбиться и благополучно вернулся на свой аэродром! Французское командование наградило Виктора Федорова за результаты боёв Военной медалью. В представлении говорилось, что 14 марта он сбил немецкий аэроплан, 18 марта выдержал два боя, каждый раз атакуя по три неприятельских аэроплана, 21 марта 1916 года вновь сбил неприятельский аэроплан.

Виктор Фёдоров и во Франции оставался истинно русским человеком, отчаянно тосковавшим по родине. По словам Э.И. Меоса (сослуживец Федорова) он был «…славный малый, очень спокойный, чертовски отважный, среднего роста красивый брюнет с твёрдым взглядом чёрных глаз, человек большой культуры. При первом же знакомстве производил сильнейшее впечатление — голос у него был великолепный, с таким только в опере петь. Помню, когда мы стояли в богатом замке на Сомме, он уходил далеко в сад и пел русские песни. Да как пел! Слёзы на глаза навёртывались».

Федоров стал необычайно популярен во Франции и получил всенародное признание. Газеты выходили с его портретами, но русский не успокаивался. Где другие благоразумно уклонялись от боя, он знал лишь одно — атаковать! Немецкие военные летчики сражались очень умело, да и считались людьми не робкого десятка. Это общепризнанный факт обеих мировых войн. Тем не менее, хоть раз отступить перед превосходящими силами врага Федорову даже не приходит в голову: он только атакует, и всегда первым. Надо отметить, что за две недели сержант Виктор Федоров сумел заслужить все высшие воинские награды французской армии. 2 апреля 1916 года он вступил в неравный бой сразу с тремя немецкими асами, летавшими на «Фоккерах», сбил одного очередью из пулемета, но и сам получил ранение в ногу.

Воздушный казак Вердена — Виктор Федоров

Такое ранение для летчика Первой мировой означало одно — гибель! Управлять самолетом того времени с раненой ногой считалось практически невозможным, а сесть — тем более. Федорова неизбежно должны были сбить немцы, либо он должен был разбиться при посадке. Но отважный русский летчик сумел сконцентрироваться, превозмочь боль, он оторвался от преследовавших его немцев и в условиях лесисто-холмистой местности посадил свою машину на крохотном поле, вдоль и поперек перегороженном проволочными изгородями для скота. Это было невероятно сложно.

После госпиталя, не имея возможности вернуться в Россию (он получил отказ в русском посольстве), Федоров, награждённый офицерским чином, получил назначение в составе французской военной миссии отправиться на Румынский фронт. Здесь су-лейтенант (младший лейтенант) французской авиации Виктор Федоров сбил ещё один немецкий аэроплан. И был представлен к ордену Святого Владимира.

С помощью главы французской миссии в Российской Империи полковника Людмана «воздушный казак Вердена» надеялся вернуться на Родину. Как французский офицер-инструктор, Виктор Федоров был направлен в Одессу, где находилась русская учебная авиационная команда. Этому способствовала встреча героя Вердена с великим князем Александром Михайловичем, который пообещал простить Федорову «прегрешения юных лет», если он хорошо послужит России. Русский ас и патриот старательно обучал своих соотечественников тактическим приемам воздушного боя, выполнению фигур высшего пилотажа, снайперской стрельбе из пулемета. От любых неприятностей со стороны русских властей его защищал французский мундир и множество боевых наград. Но Виктор мечтал о боевых вылетах против немцев в составе именно русской армии.

После Февральской революции 1917 года власть перешла в руки Временного правительства, положение Федорова  изменилось — весной он отправился на фронт воевать с немцами. Его направили состав IX корпусного отряда истребительной группы капитана Евграфа Крутеня, который дислоцировался под Барановичами в Белоруссии. Федоров практически сразу начал совершать боевые вылеты. Газеты сообщали, что су-лейтенант французской службы Федоров 15 июня 1917 года в районе Сморгрнь-Крево атаковал немецкий самолет, затем ещё один.

Его громкая слава героя Вердена начала наводить ужас на противника, и при появлении на фронте знаменитого русского аса Федорова немецкие летчики предпочитали проявлять предельную осторожность, даже сокращали число боевых вылетов. А решительный русский лётчик продолжал сбивать немецкие самолеты. Однако его храбрость сочеталась с блестящим мастерством и разумной осторожностью. По воспоминаниям сослуживцев Федоров никогда не жаловался на усталость, сам вызывался в патрулирование и вылетал как на праздник. Он вел здоровый образ жизни, редко посещал бары и кабаре, всего себя отдавал лётному делу.

В России с каждым днём росли антивоенные настроения, русская армия разлагалась. Федоров не был большевиком и не разделял взглядов коммунистов, а когда Советская Россия вышла из войны, он этого просто не понял. Ведь Виктор Федоров все силы за последние четыре года отдал войне против Германии и ее союзников, а теперь столкнулся не только с непониманием вчерашних сослуживцев, но и с собственным недоумением по поводу происходящего. Федоров прекрасно понял, что происходит в России, и осенью 1917 вернулся во Францию. Герой не рвался больше на Родину, где произошел Октябрьский переворот.

28 июля 1918 года Виктор Георгиевич Федоров был награжден орденом Почетного легиона. Он продолжил службу в рядах французской фронтовой авиации. В августе в одном из воздушных боев русский ас был опять ранен, но спустя несколько недель вновь вернулся в строй. 9 октября 1918 года Федоров бросился на помощь своим бомбардировщикам, сражавшимся с неприятелем, и сбил один немецкий истребитель. 10 октября, как сообщали газеты, он уже вел бой с тремя «Фоккерами» во французском небе и получил новое ранение, но долетел до своего аэродрома с многочисленными пробоинами. Выздоровев, он вновь оказался на фронте. На личном счету Федорова числились 16 сбитых самолетов, не считая тех, что были уничтожены за линией фронта, во время групповых схваток.

За несколько дней до окончания Первой мировой войны, когда со дня на день ждали капитуляции кайзеровской Германии, патрулируя в воздухе, Федоров заметил армаду немецких бомбардировщиков, летевших под прикрытием истребителей. Они явно намеревались бомбить мирные французские города. Больше в воздухе никого не было, и русский ас смело ринулся в бой, надеясь, что ему удастся задержать противника до того, как поднимутся французские истребители.

Виктору Федорову удалось сбить два бомбардировщика, прежде чем его атаковали немецкие истребители. Бесстрашному летчику удалось сбить еще один самолет, но и его машина, подбитая неприятелем, полетела в огне на землю – на территорию, контролируемую противником. Однако судьба и в этот раз отвела от Виктора Георгиевича, казалось бы неминуемую гибель. Ему удалось выжить и покинуть сгоревший самолет. Он уничтожил воинскую книжку и спрятал форму летчика,  попытался пробраться к линии фронта и выйти к своим, но был арестован немецким патрулем.

Немцы не поверили в версию Федорова о том, что он сбежавший из плена французский солдат и арестовали его как шпиона. В немецком плену Виктор Георгиевич пробыл гораздо дольше положенного, хотя большинство военнопленных уже были отпущены домой. В конце концов, известие об аресте Федорова на германской территории было получено французским правительством. Федорова освободили, и он вернулся во Францию, но уже тяжело больным человеком. У прославленного летчика открылась горловая чахотка и, несмотря на  лечение и хороший уход в госпитале, он угасал…

По просьбе Виктора, в Париж приехал его брат Константин Георгиевич Федоров. Он устроился работать во французской столице таксистом и ухаживал за братом. Виктор Георгиевич Федоров умер на руках у брата Константина 4 марта 1922 года. Ему было всего тридцать шесть лет. Жена и дочь Федорова к этому времени перебрались в Советскую Россию. Последние известия о них приходятся на предвоенные годы – жили они в Рыбинске, потом след ближайших родственников героического летчика потерялся…

При написании статьи использовались материалы книги «Сто великих тайн России XX века» автора-составителя В.В. Веденеева, М., Вече, 2008, с. 192 — 196.