С первых дней войны флот Черноморско-Азовского пароходства начал терпеть большие потери, которые в дальнейшем, к сожалению, увеличивались. В первый период Великой Отечественной войны в СССР погибли пароход «Ленин», теплоходы «Армения» и «Аджария», госпитальные суда «Абхазия» и «Чехов», транспорты «Коммунист» и «Чапаев» и др…

Плохая организация охраны транспортов от нападений противника с воздуха явилась одной из главных причин этих больших потерь флота. Часто транспортные суда выходили в рейсы без всякого охранения и защиты или под очень слабым охранением. Так было в 1941 г., казалось, должны были быть приняты соответствующие меры, но транспорты продолжали гибнуть и в 1942 г. по тем же причинам.

Пароход «Коммунист» затонул 24 марта 1942 г. На переходе из Новороссийска в Севастополь без всякой охраны и конвоя он был торпедирован и затонул, имел на борту около 2 тыс. т воинских грузов.

Пароход «Фабрициус» после взрыва

Пароход «Фабрициус» после взрыва

2 марта 1942 г. пароход «Фабрициус» под командой капитана Григора М.И. без охранения вышел из Новороссийска в Камыш-Бурун, имея на борту более 700 бойцов маршевого пополнения и военный груз. Ночью между Новороссийском и Анапой (в четырёх милях от мыса Большой Утриш), «Фабрициус» был атакован германским самолетом-торпедоносцем. Торпеда попала в правый борт судна, погибло 5 человек. «Фабрициус» сохранил плавучесть. Капитан принял решение посадить судно на мель. 152 дня члены экипажа вели огонь по торпедоносцам и бомбардировщикам противника. На землю моряки были доставлены только в конце июля. А пароход «Фабрициус» затонул.

Памятный знак о погибших моряках с парохода «Фабрициус» на маяке Большой Утриш

Памятный знак о погибших моряках с парохода «Фабрициус» на маяке Большой Утриш

Теплоход «Белосток» участвовал в снабжении осаждённого Севастополя. В ночь с 17 на 18 июня 1942 г. он буквально прорвался в крепость, доставив боеприпасы и продовольствие. «Белосток» принял на борт раненных бойцов и эвакуированных граждан, всего около 800 человек. Вечером 18 июня судно вышло из бухты Южная. Около 2-х часов ночи оно было атаковано германскими (по другой версии итальянскими) торпедными катерами. Из-за большой пробоины «Белосток» быстро затонул. Погибло около 700 человек.

В этой статье более подробно пишу о трёх самых крупных катастрофах наших транспортных и санитарных судов на Чёрном море, произошедших в 1941-1942 годах.

Катастрофа транспорта «Армения»

7 ноября 1941 года, когда на Красной площади проходил парад, у южного берега Крыма разыгралась страшная трагедия: был торпедирован и затонул теплоход «Армения». Это была катастрофа, по числу жертв равная пяти «Титаникам». В начале войны судно было переоборудовано в плавучий госпиталь. Пассажирские каюты были преобразованы в операционные, курительный салон — в аптеку. Во внутренних помещениях располагались тяжело раненные и медперсонал, а беженцы и легкораненые размещались на открытых палубах. По бокам санитарного транспорта были нарисованы большие красные кресты.

Теплоход «Армения»

Теплоход «Армения»

В ноябре 1941 г. Морской госпиталь Севастополя по приказу свернул свою работу и во главе с военврачом 1-го ранга Каганом С.М. погрузился на санитарный транспорт «Армения». Туда же погрузились медики 51-й и Приморской армий. Практически «Армения» увозила на своём борту весь медперсонал Севастополя и Черноморского флота: полевых хирургов, терапевтов, редких специалистов, опытных медсестёр, лучших врачей Крыма. Все они оказались на одном корабле. Кораблям Черноморского флота было приказано ходить только в тёмное время суток с выключенными огнями, чтобы они не попали в поле зрения немецких разведчиков. Это было важно при отсутствии надёжного охранения, которое было малочисленным.

Госпиталь на борту теплохода «Армения»

Госпиталь на борту теплохода «Армения»

До своей гибели теплоход «Армения» совершил 15 успешных рейсов на Кавказ, вывезя почти 15 тыс. человек. В последний рейс «Армению» повёл капитан Плаушевкий В.Я. На «Армении» могло разместиться 60 пассажиров 1-го класса; 190 – второго; 266 – третьего; и ещё 426 человек на палубе. Кроме этого экипаж парохода состоял из 96 человек. Таким образом, на «Армении» в обычных условиях помещалось 1040 человек. Но в последний рейс теплоход отправился, имея на борту от 4,5 до 7 тыс. человек, он был критически переполнен.

Точное время выхода теплохода «Армения» из Севастополя не было точно известно, так как, скорее всего, в военное время оно было удалено из навигационных журналов Севастопольского порта. Однако по свидетельству не попавших на пароход желающих, судно отшвартовалось ровно в 17 часов 6 ноября 1941 г. Пароход направился не в Туапсе, как обычно, а по другому маршруту.

Погрузка на санитарный транспорт «Армения»

Погрузка на санитарный транспорт «Армения»

Капитан «Армении» получил приказ адмирала Октябрьского Ф.С. по пути в Ялту принять под Балаклавой груз, который будет доставлен на пароход. На лодках, под охраной НКВД, доставили плотно закрытые ящики и подняли их на борт «Армении». Никаких сведений о  содержании секретного груза до наших дней не дошло. Это могли быть и секретные архивы, и дела НКВД, и документы советских госучреждений… Но есть предположение, что это были произведения искусства. Летом 1941 года в Алупке проходила передвижная выставка Русского музея г. Ленинграда. Это были 137 работ выдающихся русских художников. Брюллов, Крамской, Репин, Левитан и др. – большая часть этих картин в годы Второй мировой войны пропала безвозвратно.

Транспорт «Армения»

Транспорт «Армения»

Далее «Армения» заходит в Ялту. В городе царил беспорядок и паника, в домах орудуют бандиты и мародёры. В Ялту вот-вот должны были войти немцы, город был полон отчаявшихся людей, готовых любым путём вырваться на материк. В два часа ночи «Армения» пристала к берегу, и на перегруженный сверх всяких мер пароход, погрузились ещё сотни испуганных людей. Только в 8 часов утра «Армения», наконец, взяла курс на Туапсе, потеряв бесценные ночные часы. Однако адмирал Октябрьский приказал командиру «Армении» выйти из Ялты в 19 часов.

Капитан «Армении» Плаушевкий В.Я.

Капитан «Армении» Плаушевкий В.Я.

Невероятно, но капитан Плаушевский нарушил прямой приказ высшего командования Черноморского флота. А ведь в то время невыполнение приказа могло быть приравнено к государственной измене. Что же повлияло на решение капитана? Надо заметить, что уже рано утром 7 ноября немцы были в Гурзуфе – в нескольких десятках километров от Ялты, а в самом ялтинском порту не было зенитных орудий и никаких других средств защиты. Оставаясь на рейде, «Армения» рисковала быть потопленной прямыми ударами немецкой артиллерии. Поэтому капитан Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки командования, нарушил приказ и вышел утром в море.

Всё в этой истории необычно: весь медперсонал Севастополя и Черноморского флота на борту; загадочный груз, принятый в Балаклаве; роковая задержка в Ялте с ночной посадкой; нарушение капитаном корабля прямого приказа командования. Несмотря на множество свидетельств, так и неизвестно, где «Армения» затонула. Абсолютно точно известно время гибели судна – 11 часов 29 мин. А вот с причиной и местом гибели начинаются удивительные противоречия. Не трудно подсчитать, что за 3 с половиной часа хода, в момент гибели «Армения» находилась примерно в 65 километрах от Ялты. То есть получается, что у гибели парохода не могло быть свидетелей, стоявших на пристани Ялты!

Взрыв на судне «Армения»

Взрыв на судне «Армения»

Правду о трагедии «Армении» могли рассказать только спасшиеся члены экипажа теплохода и командир охранения — морского охотника МО-04 старший лейтенант Кулашов П.А., которого потом месяц допрашивали в НКВД. Известно, что «Армения», атакованная одиночным немецким торпедоносцем, ушла под ледяную воду так быстро (через 4 мин.), что спастись удалось только 8-ми человекам. Снаряд с немецкого торпедоносца попал в носовую часть теплохода. В последнее время «Армению» искали несколько научных экспедиций, но всё безрезультатно…

Гибель теплохода «Сванетия»

Сванетия – это живописная  отдаленная горная область на северо-западе Грузии, где долины, покрытые альпийскими лугами, бурные горные речки и снежные вершины гор дополняют её великолепные и дикие пейзажи. Такое же название носил советский 100-метровый красавец-теплоход, построенный в Дании по самым современным для того времени технологиям. Он вошёл в состав морского пассажирского флота СССР в предвоенные годы.

В начале Великой Отечественной войны лайнер «Сванетия» был снят с международной линии и переоборудован в санитарно-транспортное судно. 17 апреля 1942 года на пути из Севастополя в Новороссийск теплоход «Сванетия» и сопровождавший его эсминец «Бдительный» были атакованы немецкими самолётами. Получив сильные повреждения, санитарное судно начало тонуть. По разным источникам на его борту было от 600 до 900 и даже более раненых, военнослужащих, эвакуированных, рабочих (при пассажировместимости по мирному расписанию – 215 человек). Спасти удалось несколько десятков пассажиров…

В начале войны теплоход «Сванетия» был задержан турецкими властями в проливе Босфор. Турция, придерживавшаяся «нейтралитета» во Второй мировой войне, продержала советское судно в «плену» до февраля 1942 г. После возвращения и до своей гибели теплоход «Сванетия» успел совершить 2 эвакорейса: 31 марта он доставил из Севастополя в Туапсе 584 человека, а 6 апреля эвакуировал 121 человека. Из эвакуированных 50% были раненые и тяжело раненые солдаты и офицеры. Бессменным капитаном судна «Сванетия» был Беляев А.С.

Рано утром «Сванетию» засёк немецкий разведчик. После полудня появились бомбардировщики. «Бдительный» и «Сванетии» защищались зенитным огнём – были сбиты два «Юнкерса». Теплоход получил несколько повреждений разного характера. Через несколько часов, дозаправившись и приняв новый груз бомб, немецкие самолеты вернулись. Среди них были торпедоносцы «Хейнкелей-111». Несмотря на опыт рулевого и умелое отклонение от торпед, всё же две из них угодили в носовую часть судна, последовало два взрыва.

В результате образовался дифферент на нос и крен на левый борт, который быстро увеличивался. На теплоходе «Сванетия» началась паника, люди метались по палубе, кричали, занимали место в шлюпках. Зенитки вели огонь по самолетам противника, команда боролась за плавучесть судна. Медики продолжали заниматься ранеными и помогали зенитчикам. Вдруг корма теплохода поднялась высоко над водой. С нее срывались люди и падали в бурлящее море. «Сванетия»  стала быстро уходить под воду, накрыв своим корпусом несколько шлюпок. В море образовалась большая воронка и многих людей в неё засосало…

«Сванетии» удалось удержаться на плаву всего 18 минут. Теплоход лёг на дно на глубине более 2-х км. К сожалению, «Сванетия» имела очень слабое охранение.  Миноносец «Бдительный», ведя бой с атакующими самолётами «Люфтвафе», оторвался от неё и должной помощи не оказал.

Ещё одна трагедия… 3 октября 1941 г. санитарный транспорт «Днепр» в составе конвоя в охранении эскадренного миноносца «Смышленый» был атакован немецкими торпедоносцами. Одна из торпед попала в среднюю часть судна. «Днепр» затонул, погибло 40 человек.

Трагедия парохода «Ленин»

27 июля 1941 г. пароход «Ленин» подорвался на советской мине, лежит на глубине 97 м., южнее мыса Сарыч (южная точка Крыма), на расстоянии двух с половиной миль от берега. На пароходе находилось около 4 тыс. человек.

7-10 мин пароход находился в вертикальном положении, потом затонул. Спаслось около 600 человек. Количество погибших превысило число жертв на «Лузитании» и «Титанике» вместе взятых. Официальная версия гибели парохода «Ленин» — ошибка штурмана и лоцмана (был расстрелян) во время проводки судна и подрыва на мине оборонного минного заграждения.

Пароход «Ленин»

Пароход «Ленин»

Все сведения об обстоятельствах гибели парохода, количестве жертв были сразу строго засекречены. Сводки Совинформбюро молчали о потоплении и других санитарно-госпитальных судов и пассажирских пароходов: «Абхазии», «Армении»,  «Аджарии», теплоходов «Белосток» и «Чехов». После рассекречивания материалов об этой страшной катастрофе, всё равно до конца не понятны причины и обстоятельства гибели парохода «Ленин». До сих пор не ясно — подорвался ли он на советской мине или был торпедирован подводной лодкой противника.

Грузо-пассажирский пароход «Симбирскъ» был построен в Данциге в 1909 году. Это был комфортабельный и элегантный 2-х трубный пароход, переименованный в  советское время в «Ленин» в честь первого Председателя СНК Ульянова-Ленина В.И. Пароход совершал рейсы по доставке гуманитарной помощи республиканцем Испании. Перед войной он вошёл в состав Черноморского морского пароходства. В 1941 г. на «Ленин» был назначен новый капитан – Борисенко И.С., который выжил в катастрофе 27 июля 1941 г., покинул судно одним из последних, но погиб через несколько месяцев…

Свой первый рейс в военное время пароход «Ленин» совершил в начале июля 1941 г. из Одессы в Мариуполь. На обратном рейсе был атакован пикирующими бомбардировщиками. Следующий рейс был вновь из Одессы в Мариуполь. Шла погрузка и посадка. Пассажиры пропускались на пароход по посадочным талонам. Желающих было очень много, по одному талону проходило несколько человек, не считая детей.  Есть свидетельства о принятии на борт еще 1200 только что мобилизованных, но еще в гражданской одежде призывников, направленных на формирование.

Пароход оказался перегружен. Пассажирами были забиты все салоны, столовые, коридоры, палубы, они проникли даже в трюмы, куда был загружен запас цветного литья Николаевского судоремонтного завода. Штатная эвакоёмкость парохода «Ленин» составляла 480 человек, она была превышена почти в 10 раз! 24 июля в 22 часа «Ленин» вышел в море головным судном конвоя в составе транспорта «Ворошилов», судна «Березина» и двух тихоходных шаланд. У шаланд был свой лоцман, и они двигались самостоятельно. Транспорты «Ленин» и «Ворошилов» увеличили ход. Из-за поломки машины капитан «Ворошилова» попросил помощи, «Ленин» отбуксировал теплоход «Ворошилов» в Севастополь.

В тот роковой день 27 июля 1941 г. в 19 ч. 30 мин. транспорт «Ленин» в составе конвоя из трёх судов: «Грузия», «Ворошилов», в охранении сторожевого катера СКА №026, вышел в свой последний рейс. Шли по узкому фарватеру, ночью, в окружении минных полей.  Конвой был ограничен в скорости, так как неисправности на «Ворошилове» были устранены не все. По свидетельству капитана 2-го ранга Абаев А.Е.: «Лоцманом на пароход «Ленин» для дальнейшей проводки был назначен молодой лейтенант И.И. Свистун, недавний выпускник Ленинградского мореходного училища… Свистун не был готов к лоцманским проводкам в мирное время, а в военное тем более».

Кроме этого, на «Ленине» появилось много «дополнительного металла»: на носу и корме ещё в Одессе было установлено два зенитных орудия; в трюмы был загружен цветмет. А «устранить девиацию», сделав точными показания компаса, не позаботились. И ещё на «Ленине» почему-то отсутствовал эхолот для замера глубины, лаг для определения скорости судна был не выверен.

По мере следования с берега по указанию оперативного дежурного «манипуляторная служба» должна была на короткое время зажигать условные огни. Но огней все не было, и просто не было возможности по пеленгу уточнить курс.

Ряд ошибок и привёл к трагедии… В 23 ч. 30 мин. Произошёл сильный взрыв между трюмами №1 и №2. Пароход стал оседать носом и крениться на правый борт. Капитан Борисенко, в надежде поближе подойти к Крымскому берегу, дал команду: «Лево руля!» и затем: «Полный вперед!» Корма парохода поднялась, винты продолжали работать. Потом он встал вертикально и быстро пошел под воду. Максимум через десять минут всё было кончено, корабль затонул.

В августе 1992 года Военный трибунал Черноморского флота «Приговор Военного трибунала ЧФ от 12 августа 1941 года в отношении И.И. Свистуна отменил, а дело прекратил за отсутствием в его действиях состава преступления».

По той же причине, как и «Ленин» подорвался на минном поле у Новороссийска теплоход «Крым». 8 марта 1942 г. на подходе к Севастополю подорвался на минном поле пароход «Чапаев». Транспорт «Кола» утром 19 июля 1941 г. подорвался на мине и затонул, погибло 3 человека.