Давно собиралась написать о своём впечатлении от фильма С. Мокрицкого «Битва за Севастополь». Это фильм — рассказ о судьбе женщины на войне. Речь идёт о снайпере 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, Герое Советского Союза, лейтенанте Людмиле Михайловне Павличенко, уничтожившей в годы Великой Отечественной войны 309 солдат и офицеров фашистской Германии. Сразу хочу отметить, что авторы картины отступили от реальной биографии Людмилы Павличенко.

Поэтому, на мой взгляд, главной героине фильма стоило дать другое имя, иначе получается искажение реальных фактов биографии Людмилы Беловой (Павличенко).

Название фильма – многообещающее, оно настраивает зрителя на яркие батальные сцены, мужество и стойкость защитников крепости, участие в обороне Черноморского флота. Ничего этого просто нет. Битвы за Севастополь, как таковой, я не увидела. Жестокость войны, кровь, смерть, боль, потери – всё это было, а самой битвы не было. Вероятно, фильму подошло бы название: «Подвиг женщины-снайпера», или «Война и любовь», или что-нибудь в этом роде, но никак ни «Битва за Севастополь». Наиболее подходит фильму украинское название «Несломленная».

Повествование в фильме ведётся от имени первой леди США Элеоноры Рузвельт,  рассказывающей историю жизни молодой женщины-снайпера в период с 1937 по 1957 годы, с которой она познакомилась и подружилась на Международном съезде студентов, посвященному антифашистскому противостоянию. В ходе поездки по городам Америки, в Чикаго Людмила Павличенко произнесла свои знаменитые слова, ставшие призывом к открытию Второго фронта: «Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» Ей с восторгом, стоя аплодировали американские журналисты.

Актриса Юлия Пересильд в роли Людмилы Михайловны Павличенко

Актриса Юлия Пересильд в роли Людмилы Михайловны Павличенко

Фильм оригинально смонтирован: предвоенное время перемежается с военным и с турне по Америке. Но мне кажется, что прыгающие по времени сцены сбивают градус сопереживания зрителей, так необходимый для погружения в военную драму. Ведь при этом теряется острота восприятия военных событий. Фильм не блещет грандиозностью битв. Слишком много сцен с кровью, оторванными конечностями, а так же трупов. В картине есть несколько сцен боёв, но я не скажу, что они такие уж впечатляющие. Хороши графика и спецэффекты – бои в воздухе, бомбёжки, взрывы и т. д. Отличная операторская работа. Просто замечательно, что в фильме нет лишнего пафоса!

В фильме три любовные линии. Но правдивая из них только последняя – фронтовая любовь Людмилы и Алексея Киценко (в фильме Леонид Киценко (Е. Цыганов), который спас Павличенко жизнь. Авторы картины явно перебарщивают с любовными историями героини за столь короткий военный период. Как, впрочем, и с американским периодом жизни Людмилы. Уж очень много Америки! Лучше бы подробнее показали снайперские бои Людмилы Павличенко. В финальных сценах фильма нам показывают сына главной героини – подростка-пионера. Но Людмила родила сына в 1932 г., и в 1957 г. он никак не мог быть пионером. По фильму он сын Киценко, но это – неправда.

Снайпер Павличенко Л.М.

Снайпер Павличенко Л.М.

Дорогие авторы картины, если уж называете героев их настоящими именами, потрудитесь бережно относиться к их личной жизни! Конечно, мы все понимаем, зачем нужны в фильме эти три любовные линии. Но не кажется ли вам, что это может оскорблять память героев?!

Теперь о главной героине. Людмила Павличенко (Ю. Пересильд) получила жесткое мужское воспитание. Она вовсю старалась заслужить похвалу и одобрение отца, майора НКВД. Учась в Киевском университете, на историческом факультете, прошла учёбу на шестимесячных курсах мастеров точного выстрела. С началом Великой Отечественной Людмила ушла добровольцем на фронт. Если бы не влияние отца, жизнь Людмилы могла сложиться совсем по-другому…

Первые бои, первые потери. Меня лично потрясла сцена сжигания гражданских вещей, взятых с собой девушками на фронт, символизирующая начало новой военной жизни.

Война закалила главную героиню. Снайпер Павличенко увлечённо ведёт счёт убитым фашистам, и каждый раз радуется увеличению этого счёта. По фильму Людмила полюбила своего командира, капитана Макарова (О. Васильков), который погибает в боях под Одессой. Эта смерть оставила в душе девушки кровавые раны. Людмила после госпиталя ожесточается и с ещё большим упорством выполняет свою работу снайпера. Ей нравится не сразу убивать фашистов, а делать по ним несколько выстрелов, чтобы помучились. Эту расправу и жестокость прекращает её новый командир – капитан Киценко. Леди Смерть (так окрестили американцы Павличенко) не единожды побеждает в схватках с немецкими снайперами.

Бои за Севастополь, гибель любимого, ранение и вновь госпиталь. На протяжении всего, показанного в картине военного периода рядом с Людмилой в трудные минуты был военврач Борис Чопак (Н. Тарасов), который давно любит девушку и пытается комиссовать Людмилу после первого ранения и контузии, но она вновь возвращается на фронт. Борис помогает эвакуировать раненную Людмилу из Севастополя на подводной лодке, тем самым спасая ей жизнь.

Актриса Юлия Пересильд, на мой взгляд, мастерски справилась со своей ролью. Она всегда разная и противоречивая, Юлия показала многогранность личности своей героини, на лице которой зачастую в один момент времени появляются как выражения страха, так и храбрости, как растерянности, так и решительности, как радости, так и гнева… Походка, осанка, движения, мелкие детали поведения человека с печатью военных действий — всё это Пересильд передала так точно и невозмутимо, что сомнений как будто бы и не остаётся: именно такой была в своё время Людмила Михайловна Павличенко. Однако родственникам главной героини Юлия показала чересчур молчаливой, сдержанной и холодной, тогда как Людмила Михайловна была яркой, весёлой и темпераментной.

Отдельно хочется отметить игру актеров Евгения Цыганова, Никиты Тарасова, Олега Василькова, Полины Пахомовой, которые создали яркие экранные образы своих героев, это прекрасные актерские работы.

Несмотря на перечисленные недостатки, фильм «Битва за Севастополь» — зрелищный, динамичный, он не оставил меня равнодушной, но и до глубины души не тронул, «не зацепил». Великолепная игра актёров, очень уместна песня В. Цоя «Кукушка» в исполнении Полины Гагариной. И вообще музыкальное оформление проникновенное, трогает за живое. Несколько напрягает слишком новое обмундирование бойцов, оружие снайперов, ношение наград и быт на фронте. Режет слух агрессивность, с которой читает стихотворение о войне маленькая девочка…

К сожалению, и этот российский фильм на военную тему не стал шедевром. Конечно, сейчас иные условия создания фильмов, чем в советское время. Но не надо во главу угла ставить коммерческую выгоду от произведения, и тогда всё получится. Ведь у нас очень талантливые кинематографисты!

Понравилась ли вам статья?