Духовное сословие на Руси во все времена было не менее структурированно, чем светская власть. Так уж сложилось, что церковь со временем оказалась включена в структуру государственного управления, а после правления Петра I она вообще стала своего рода «духовной коллегией» или «министерством по делам религии», непосредственно подчиненным Синоду — учреждению, главу которого назначал самодержец.

Все духовенство императорской России делилось на черное (монашествующее) и белое — непосредственно священников, состоящих в браке и проводящих службы в храмах, соборах и церквях. И то и другое имело пять санов.

Черное духовенство — это те священнослужители, которые приняли монашеский сан и дали обет безбрачия. Именно они занимали и занимают высшие должности в структуре Русской православной церкви. Возглавляет православную церковь (с 1589 по 1700 год, а потом с 1917 по настоящее время) Патриарх. Это высший титул главы автокефальной (самостоятельной) церкви (от греческого pater — «отец», archo — «управляю»). После раскола христианской церкви в 1054 году на католическую и православную (или западную и восточную) титул Патриарха закрепился за иерархами православной церкви. Обращение к Патриарху: «Ваше Святейшество».

Здание Святейшего синода - более двух веков здесь формировали духовный облик Российской империи

Здание Святейшего синода — более двух веков здесь формировали духовный облик Российской империи

Следующим по старшинству в церковной иерархии идет титул митрополита (от греческого metropolites — глава столичной епархии). До 1589 года, когда на Руси был избран первый Патриарх, главой всей Русской православной церкви был митрополит. До митрополита Феогноста, который в XIV веке перенес свою кафедру из Владимира в Москву, местом пребывания митрополита были Киев и Владимир.

С возведением московского митрополита Иова в сан Патриарха четыре архиепископа были поставлены в сан митрополитов: новгородский, казанский, ростовский и крутицкий. В 1917 году, когда было снова установлено Патриаршество, на территории бывшей Российской империи существовало три митрополичьи кафедры: Петроградская, Московская и Киевская. Митрополиты, как и Патриарх, носят белый клобук с крестом наверху, и обращаться к ним следует: «Ваше Высокопреосвященство».

Группа участников Чрезвычайного собрания Святейшего синода, 1911 г.

Группа участников Чрезвычайного собрания Святейшего синода, 1911 г.

Далее следуют титулы архиепископа и епископа (от греческих слов archi — «старший, главный», episkopos — «блюститель, наблюдатель»). Эти титулы носят представители черного духовенства, возглавляющие административно-территориальные церковные округа — епархии.

Архимандрит (от греческих слов archi — «старший, главный», mandra — «овчарня», то есть архимандрит -«пастырь») — четвертый по старшинству титул представителей черного духовенства. Обычно его носили и носят настоятели больших мужских монастырей, ректоры духовных семинарий, главы духовных миссий. Этот титул мог присваиваться также некоторым монахам за особые заслуги перед православной церковью. Титуловали их: «Ваше Высокопреподобие».

Пятый и последний по старшинству титул черного духовенства — игумен (от греческого hegumenos «идущий впереди, предводительствующий»). Этот титул принадлежит настоятелю православного монастыря или его помощнику. Настоятельница женского монастыря носит титул игуменьи. Титуловали игуменов и игумений так же, как и архимандритов: «Ваше Высокопреподобие».

Крестный ход на Невском проспекте по случаю отделения церкви от государства, 1918 г.

Крестный ход на Невском проспекте по случаю отделения церкви от государства, 1918 г.

Высшим титулом белого духовенства до революции считался титул протопресвитера (от греческого выражения protos precbyteros -«наистарейший»). В конце XIX века их было четверо: глава военного и морского духовенства, глава придворного духовенства (он же настоятель собора Зимнего дворца, Благовещенского собора в Московском Кремле, по совместительству — духовник императорской семьи), старшие священнослужители Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Протопресвитеры титуловались: «Ваше Высокопреподобие». В современной Русской православной церкви награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха».

Высшим же титулом современной РПЦ является титул протоиерея (от греческого protos hiereus — «старший священник»). До появления термина «протоиерей» обиходным названием старшего православного священника в России было «протопоп». Титул протоиерея дается обычно настоятелям крупных православных храмов. Титулуется протоиерей так же, как титуловались протопресвитеры, — «Ваше Высокопреподобие». За особые заслуги перед церковью протоиерею может быть даровано право ношения митры — особого головного убора, в виде высокой полусферической шапки с укрепленными на ней образками. Такой протоиерей называется митрофорным.

Иерей (от греческого hiereus — «священник, жрец») — второй по старшинству титул белого духовенства, а также это общее название вообще всех священников Русской православной церкви. Титуловали иереев «Ваше Преподобие», но чаще всего обращались к таким священникам просто «батюшка», или «отец такой-то».

Третий чин священнослужителей Русской православной церкви — диакон (от греческого diakonos — «служитель»), В период раннего христианства так называли членов общины, которых избирали для ведения ее хозяйственных дел. Позднее, с появлением епископов, так стали называть посредников между ними и паствой, помощников по управлению епархией. Эти духовные чины делятся на протодиаконов (старших диаконов), иеродиаконов (диаконов-монахов) и архидиаконов.

Белое и черное духовенство отличалось друг от друга в основном головными уборами. Черное духовенство носило клобук (головной убор в виде высокого цилиндра), обтянутый черной или белой тканью. Белое духовенство носило камилавку или скуфью. В виде особой награды отдельные представители белого духовенства получали право носить камилавку в виде цилиндра фиолетового цвета.

Диаконы носили перекинутое через левое плечо подобие полотенца — орарь. Поднимая его рукой, во время службы диакон давал певчим сигнал о начале песнопения и молитв. Архиепископы и обычные священники вместо ораря носят епитрахиль, надеваемую на шею, спускаемую на грудь. Архиепископы, архимандриты, протоиереи и игумены, помимо этого, носят на поясе набедренники и палицы (квадратные или прямоугольные куски ткани).

Епископы имеют исключительное право носить на плечах омофор — плат из легкой ткани, символизирующий «заблудшую овцу». Омофор снимается во время службы лишь при открытии Евангелия.

В знак своего сана священнослужители на шее носят наперстный (нагрудный) крест. А высшее духовенство в дополнение к кресту носит медальон-икону — панагию.

До 1917 года духовенство считалось как бы состоящим на службе Российской империи. А потому все священнослужители, в зависимости от их званий, имели классные чины согласно Табели о рангах. Так, митрополит (напомним, что до 1917 года Патриархов в России не было), имел I классный чин, что соответствовало армейскому генерал-фельдмаршалу или канцлеру. Архиепископ имел II классный чин — это соответствовало чину полного генерала, адмирала или действительного тайного советника. Епископ имел III классный чин, что соответствовало званию армейского генерал-лейтенанта или статского тайного советника.

Архимандрит имел IV классный чин — ему соответствовало звание армейского генерал-майора; игумен и протопресвитер имели V классный чин, который был равен статскому советнику. Протоиерей имел VI   классный чин, что соответствовало армейскому полковнику или флотскому капитану 1-го ранга. Обычный священник (иерей) носил VII классный чин, что соответствовало подполковнику или надворному советнику, а диакон — IX классный чин, что соответствовало армейскому штабс-капитану, флотскому лейтенанту и статскому титулярному советнику.

Сегодня Табели о рангах в Российской Федерации нет, но к священнослужителям принято обращаться в соответствии с их духовным титулом.

Статья Г. Петрова «Духовные звания», журнал «Загадки истории», №7 2017, с. 32-33.