Духовное сословие на Руси во все времена было не менее структурированно, чем светская власть. Так уж сложилось, что церковь со временем оказалась включена в структуру государственного управления, а после правления Петра I она вообще стала своего рода «духовной коллегией» или «министерством по делам религии», непосредственно подчиненным Синоду — учреждению, главу которого назначал самодержец.

Все духовенство императорской России делилось на черное (монашествующее) и белое — непосредственно священников, состоящих в браке и проводящих службы в храмах, соборах и церквях. И то и другое имело пять санов.

Черное духовенство — это те священнослужители, которые приняли монашеский сан и дали обет безбрачия. Именно они занимали и занимают высшие должности в структуре Русской православной церкви. Возглавляет православную церковь (с 1589 по 1700 год, а потом с 1917 по настоящее время) Патриарх. Это высший титул главы автокефальной (самостоятельной) церкви (от греческого pater — «отец», archo — «управляю»). После раскола христианской церкви в 1054 году на католическую и православную (или западную и восточную) титул Патриарха закрепился за иерархами православной церкви. Обращение к Патриарху: «Ваше Святейшество».

Здание Святейшего синода — более двух веков здесь формировали духовный облик Российской империи

Следующим по старшинству в церковной иерархии идет титул митрополита (от греческого metropolites — глава столичной епархии). До 1589 года, когда на Руси был избран первый Патриарх, главой всей Русской православной церкви был митрополит. До митрополита Феогноста, который в XIV веке перенес свою кафедру из Владимира в Москву, местом пребывания митрополита были Киев и Владимир.

С возведением московского митрополита Иова в сан Патриарха четыре архиепископа были поставлены в сан митрополитов: новгородский, казанский, ростовский и крутицкий. В 1917 году, когда было снова установлено Патриаршество, на территории бывшей Российской империи существовало три митрополичьи кафедры: Петроградская, Московская и Киевская. Митрополиты, как и Патриарх, носят белый клобук с крестом наверху, и обращаться к ним следует: «Ваше Высокопреосвященство».

Группа участников Чрезвычайного собрания Святейшего синода, 1911 г.

Далее следуют титулы архиепископа и епископа (от греческих слов archi — «старший, главный», episkopos — «блюститель, наблюдатель»). Эти титулы носят представители черного духовенства, возглавляющие административно-территориальные церковные округа — епархии.

Архимандрит (от греческих слов archi — «старший, главный», mandra — «овчарня», то есть архимандрит -«пастырь») — четвертый по старшинству титул представителей черного духовенства. Обычно его носили и носят настоятели больших мужских монастырей, ректоры духовных семинарий, главы духовных миссий. Этот титул мог присваиваться также некоторым монахам за особые заслуги перед православной церковью. Титуловали их: «Ваше Высокопреподобие».

Пятый и последний по старшинству титул черного духовенства — игумен (от греческого hegumenos «идущий впереди, предводительствующий»). Этот титул принадлежит настоятелю православного монастыря или его помощнику. Настоятельница женского монастыря носит титул игуменьи. Титуловали игуменов и игумений так же, как и архимандритов: «Ваше Высокопреподобие».

Крестный ход на Невском проспекте по случаю отделения церкви от государства, 1918 г.

Высшим титулом белого духовенства до революции считался титул протопресвитера (от греческого выражения protos precbyteros -«наистарейший»). В конце XIX века их было четверо: глава военного и морского духовенства, глава придворного духовенства (он же настоятель собора Зимнего дворца, Благовещенского собора в Московском Кремле, по совместительству — духовник императорской семьи), старшие священнослужители Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Протопресвитеры титуловались: «Ваше Высокопреподобие». В современной Русской православной церкви награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха».

Высшим же титулом современной РПЦ является титул протоиерея (от греческого protos hiereus — «старший священник»). До появления термина «протоиерей» обиходным названием старшего православного священника в России было «протопоп». Титул протоиерея дается обычно настоятелям крупных православных храмов. Титулуется протоиерей так же, как титуловались протопресвитеры, — «Ваше Высокопреподобие». За особые заслуги перед церковью протоиерею может быть даровано право ношения митры — особого головного убора, в виде высокой полусферической шапки с укрепленными на ней образками. Такой протоиерей называется митрофорным.

Иерей (от греческого hiereus — «священник, жрец») — второй по старшинству титул белого духовенства, а также это общее название вообще всех священников Русской православной церкви. Титуловали иереев «Ваше Преподобие», но чаще всего обращались к таким священникам просто «батюшка», или «отец такой-то».

Третий чин священнослужителей Русской православной церкви — диакон (от греческого diakonos — «служитель»), В период раннего христианства так называли членов общины, которых избирали для ведения ее хозяйственных дел. Позднее, с появлением епископов, так стали называть посредников между ними и паствой, помощников по управлению епархией. Эти духовные чины делятся на протодиаконов (старших диаконов), иеродиаконов (диаконов-монахов) и архидиаконов.

Белое и черное духовенство отличалось друг от друга в основном головными уборами. Черное духовенство носило клобук (головной убор в виде высокого цилиндра), обтянутый черной или белой тканью. Белое духовенство носило камилавку или скуфью. В виде особой награды отдельные представители белого духовенства получали право носить камилавку в виде цилиндра фиолетового цвета.

Диаконы носили перекинутое через левое плечо подобие полотенца — орарь. Поднимая его рукой, во время службы диакон давал певчим сигнал о начале песнопения и молитв. Архиепископы и обычные священники вместо ораря носят епитрахиль, надеваемую на шею, спускаемую на грудь. Архиепископы, архимандриты, протоиереи и игумены, помимо этого, носят на поясе набедренники и палицы (квадратные или прямоугольные куски ткани).

Епископы имеют исключительное право носить на плечах омофор — плат из легкой ткани, символизирующий «заблудшую овцу». Омофор снимается во время службы лишь при открытии Евангелия.

В знак своего сана священнослужители на шее носят наперстный (нагрудный) крест. А высшее духовенство в дополнение к кресту носит медальон-икону — панагию.

До 1917 года духовенство считалось как бы состоящим на службе Российской империи. А потому все священнослужители, в зависимости от их званий, имели классные чины согласно Табели о рангах. Так, митрополит (напомним, что до 1917 года Патриархов в России не было), имел I классный чин, что соответствовало армейскому генерал-фельдмаршалу или канцлеру. Архиепископ имел II классный чин — это соответствовало чину полного генерала, адмирала или действительного тайного советника. Епископ имел III классный чин, что соответствовало званию армейского генерал-лейтенанта или статского тайного советника.

Архимандрит имел IV классный чин — ему соответствовало звание армейского генерал-майора; игумен и протопресвитер имели V классный чин, который был равен статскому советнику. Протоиерей имел VI   классный чин, что соответствовало армейскому полковнику или флотскому капитану 1-го ранга. Обычный священник (иерей) носил VII классный чин, что соответствовало подполковнику или надворному советнику, а диакон — IX классный чин, что соответствовало армейскому штабс-капитану, флотскому лейтенанту и статскому титулярному советнику.

Сегодня Табели о рангах в Российской Федерации нет, но к священнослужителям принято обращаться в соответствии с их духовным титулом.

Статья Г. Петрова «Духовные звания», журнал «Загадки истории», №7 2017, с. 32-33.