Великобритания

Истребитель Hawker Hurricane (1935 г.)

На вооружении: Великобритания, Австралия, Бельгия, Канада, Ирландия, Финляндия, Иран, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, Румыния, Франция, ЮАС, Турция, Югославия (более 40 экз. Mk.I), СССР (более 2952 экз. Mk.II, IV, V, X).

Представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом. Один из лучших истребителей своего времени. Создавался на базе самолета-биплана Fury с заменой двигателя на более современный Rolls-Royce Merlin С. Первый английский серийный истребитель-моноплан с полностью закрытой кабиной и убирающимся шасси. На испытаниях показал прекрасные летные данные. Поставки в строевые части RAF начались в 1938 г. В начале Второй мировой войны самолетами были оснащены 19 эскадрилий, 9 из них в мае 1940 г. были переброшены во Францию в состав британского экспедиционного корпуса.

В боях под Дюнкерком было потеряно около 200 истребителей. Самый массовый истребитель во время «Битвы за Британию», к началу которой этими самолетами было укомплектовано 32 эскадрильи. Hurricane активно использовался в кампаниях на Мальте, в Норвегии и Бельгии, в Северной Африке и Бирме. Особой популярностью пользовалась версия истребителя-бомбардировщика. Участвовал в советско-финляндских войнах (в ВВС Финляндии) 1939-1940 и 1941-1944 гг. С сентября 1941 г. широко применялся в ВВС СССР (ленд-лиз) по всему фронту. Состоял на вооружении RAF до 1947 г.

Модификации, поставленные в СССР

Прототип — разработан фирмой в порядке частной инициативы; двигатель Merlin С (1025 л.с.).
Hurricane Mk.IIА — как Mk.I; двигатель Merlin XX (1280 л.с.), серия 1, конверсия Mk.I; на серии 2 была удлинена носовая часть фюзеляжа.
Hurricane Mk. IIB — модификация Mk.IIA; вооружение: 12×7,7-мм пулеметов Browning.
Hurricane Mk.IIC — как Mk.IIB; вооружение: 4х20-мм пушки Hispano.
Hurricane Mk.IID — версия штурмовика; вооружение 2х40-мм пушки Rolls-Royce B.F. или Vickers тип S, 2×7,7-мм пулемета.
Hurricane Mk.IV — версия истребителя-бомбардировщика; тропический вариант; увеличен радиатор; усилено бронирование; установлено универсальное крыло; вооружение: 2×7,7-мм пулемета (н.в.к.), 2х40-мм пушки или бомбы, или ракеты.
Hurricane Mk.V — конверсия 2 экз. Mk.IV с двигателем Merlin 32 и четырехлопастным винтом; поздние самолеты конвертированы в Mk.IV.
Hurricane Mk.X — двигатель Packard Merlin 28; вооружение: 8х7,69-мм пуле-

ЛТД модификации Mk.llC

  1. Двигатель (мощность): Rolls-Royce Merlin XX (1280 л.с.)
  2. Размах, м: 12,19
  3. Длина, м: 9,81
  4. Высота, м: 3,98
  5. Площадь крыла, м2: 23,93
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2569
  • Полетный: 3649
  1. Максимальная скорость на высоте 5486 м, км/ч: 529
  2. Дальность, км: 1480
  3. Время набора высоты 9144 м, мин: 12,3
  4. Скороподъемность, м/мин: 838
  5. Потолок, м: 10850
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 4х20-мм Hispano (крыльевые пулеметы)
  • Бомбовое, кг: 2×113 (или 227)
  • или ракеты, мм: 8×76,2
  1. Экипаж, чел.: 1

Истребитель Supermarine Spitfire (1936 г.)

На вооружении: Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Турция, Франция, Греция, Италия, Португалия, ЮАС, США, СССР (143 экз. Mk.V, 1186 экз. L.F Mk.IX, 2 экз. H.F Mk.IX).
Один из лучших истребителей Второй мировой войны и самый массовый истребитель Великобритании. Представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным эллиптическим крылом. Имел различный состав крыльевого (только) вооружения: восемь пулеметов (А); две пушки и четыре пулемета (В); четыре пушки (С); две пушки, два пулемета калибра 12,7-мм и бомбовая нагрузка массой до 454 кг (Е). Боевой дебют состоялся во время прикрытии эвакуации британских войск из Дюнкерка. Далее использовался в боевых действиях в составе ВВС многих стран во многих регионах мира. В СССР применялся летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее переведен в части ПВО. Снят с вооружения в начале 50-х годов.

Истребитель Supermarine Spitfire

Модификации, поставленные в СССР

Spitfire F Mk.VA и L.F Mk.VA — версии средневысотного и низковысотного истребителя; усовершенствованный Mk.II; вооружение: 8×7,7-мм пулеметов Browning; двигатель Merlin 45; устанавливались подвесные топливные баки.
Spitfire F Mk.VB и L.F Mk.VB — как Mk.VA; вооружение: 2х20-мм пушки Hispano и 4×7,7-мм пулемета Browning; заводы Supermarine, Westland.
Spitfire F Mk.VC, L.F Mk.VC и H.F Mk.VC — версии средневысотного, низковысотного и высотного истребителя; как Mk.VA; установлено «универсальное» крыло для вооружения типа «А» или «В» или 4х20-мм Hispano; заводы Supermarine, Westland.
Spitfire F Mk.IX, L.F Mk.IX, H.F Mk.IX — модификация Mk.V с усиленной моторамой под двигатель Merlin 61; вооружение типа «В», «С»; заводы Supermarine, Westland.
Spitfire F Mk.IXE, L.F Mk.IXE, H.F Mk.IXE — модификация Mk.V с усиленной моторамой под двигатель Merlin 61; установлено крыло типа «Е» с 2х20-мм пушками Hispano и 2×12,7-мм пулеметами Browning.

ЛТД модификации L.F Mk.VB

  1. Двигатель (мощность): 1 х Rolls-Royce Merlin 45М (1470 л.с.) или 50М, или 55М
  2. Размах, м: 9,80
  3. Длина, м: 9,11
  4. Высота, м: 3,02
  5. Площадь крыла, м2: 21,46
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2291
  • Взлетный: 3016
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 438
  2. Максимальная скорость у земли, км/ч: 579
  3. Максимальная скорость на высоте 1829 м, км/ч: 574
  4. Дальность, км: 756
  5. Скороподъемность, м/мин: 1448
  6. Потолок, м: 10820
  7. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2х20-мм пушки Hispano; 4×7,7-мм пулеметы Browning
  • Некоторые модификации могли нести бомбовую нагрузку, кг: 227
  1. Экипаж, чел.: 1

Бомбардировщик-торпедоносец Handley Page НР.52 Hampden (1936 г.)

Ha вооружении: Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Швеция, СССР (24 экз. Т.В Mk.I). В начале Второй мировой войны самолетами этого типа были оснащены 10 эскадрилий. С сентября 1939 г. применялся в RAF для ночных и дневных операций над морем, включая постановку мин у побережья Германии. Зимой 1939-1940 гг. самолеты эффективно применялись в качестве минных заградителей. Участвовали в первом налете на Берлин в августе 1940 г. В конце 1940 г. вынужденно применялись как ночные истребители. В качестве бомбардировщика использовались до конца 1942 г., затем были переделаны в торпедоносцы. В СССР использовались в ВВС Северного флота как ночные бомбардировщики и торпедоносцы. В Канаде самолеты применялись только для учебных целей.

Бомбардировщик-торпедоносец Handley Page НР.52 Hampden

Модификации, поставленные в СССР

Hampden Т.В Mk.I — версия бомбардировщика-торпедоносца; бомбовая нагрузка — 1х46-мм торпеда и 2×227 кг бомбы; конверсия 141 экз. Mk.I.

ЛТД модификации Mk.I

  1. Двигатель (мощность): 2хBristol Pegasus XVIII (980 л.с.)
  2. Размах, м: 21,08
  3. Длина, м: 16,32
  4. Высота, м: 4,49
  5. Вес, кг:
  • Пустого: 5343
  • Полетный: 8508
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 269
  2. Максимальная скорость на высоте 4724 м, км/ч: 426
  3. Дальность, км: 3202
  4. Время набора высоты 4572 м, мин: 18,55
  5. Скороподъемность, м/мин: 299
  6. Потолок, м: 6919
  7. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1×7,7-мм Browning (неподвижный пулемет в носовой части фюзеляжа); 1х 7,7-мм Vickers «К» (подвижный пулемет в носовой части фюзеляжа); 2х 7,7-мм Vickers «К» (подвижные пулеметы в подфюзеляжной установке и нижней стрелковой точке)
  • Бомбовое, кг: 1814
  1. Экипаж, чел.: 4

Бомбардировщик, транспортный самолет Armstrong Whitworth A.W.41 Albemarle (1939 r.)

На вооружении: Великобритания, СССР (12 экз.). Создавался как бомбардировщик-разведчик. Боевое крещение получил во время вторжения на Сицилию в июле 1943 г. Четыре эскадрильи самолетов использовались для буксировки планеров Airspeed Horsas с десантом во Францию для поддержки операций наземных войск, а два самолета из эскадрилий 38-й группы, также в качестве буксировщиков планеров, перевозивших войска 1-й воздушно-десантной дивизии, принимали участие в операции под Арнемом. С 1943 г. поставлялся в СССР (12 экз.), где применялся в ВВС ВМФ в качестве бомбардировщика-торпедоносца и транспортного самолета.

Бомбардировщик, транспортный самолет Armstrong Whitworth A.W.41 Albemarle

Модификации, поставленные в СССР

A.W.41 Albemarle Mk.I серия I — начальная серия; версия разведчика-бомбардировщика; двигатели Bristol Hercules XI (1590 л.с.); установлены верхняя и нижняя турели.

ЛТД модификации Mk.I

  1. Двигатель (мощность): 2хBristol Hercules XI (1590 л.с.)
  2. Размах, м: 23,48
  3. Длина, м: 18,27
  4. Высота, м: 4,75
  5. Площадь крыла, м2: 74,65
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 10260
  • Полетный: 16570
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 274
  2. Максимальная скорость на высоте 3200 м, км/ч: 427
  3. Дальность, км: 2092
  4. Скороподъемность, м/мин: 279
  5. Потолок, м: 5486
  6. Вооружение стрелково-пушечное: (бомб.) 4×7,7-мм (пулеметы в верхней стрелковой точке); 2×7,7-мм (пулеметы в нижней стрелковой точке) (транспорт); 2×7,7 Vickers К (подвижные пулеметы в подфюзеляжной установке)
  7. Экипаж, чел.: 5

Из книги В. Швабедиссен «Сталинские соколы». Анализ действий советской авиации 1941-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2001, с. 428-436.