Не люблю я писать о современных фильмах на военную тему. Перед просмотром надеешься на что-то особенное, но, к сожалению, часто испытываешь разочарование. С фильмом Дмитрия Месхиева «Батальонъ» этого не произошло. «Батальонъ» — военная драма. Современный российский кинематограф выпустил не мало картин, посвящённых военной тематике, но редкие из них оставляют столь сильное  впечатление, как «Батальонъ». Это не шедевр, но очень неплохой фильм, динамичный, сильный по эмоциональному воздействию, вызывающий патриотические чувства.

1917 год… Третий год идёт Первая мировая война (на Западе её до сих пор называют Великой войной). Потери России в войне огромны, армия обескровлена, под воздействием большевистской пропаганды солдаты отказываются воевать, войска теряют боеспособность. На фронтах идёт братание с немцами и распивание шнапса. Временное правительство принимает решение создать женский батальон смерти, который по мысли А.Ф. Керенского, своим примером самоотверженной службе Родине должен оказать моральное воздействие на солдат, поднять дух воинства, встряхнуть бойцов и нацелить их на продолжение войны до победного конца.

Война — это всегда трагическая страница истории народа. А война с женским лицом – это вдвойне страшно. Нравственный подъем нации рождает милосердие и сострадание к людям, желание помочь терпящим бедствия и в тылу, и на фронте. Но какое непривычное сочетание — воин и женщина… Годы Первой мировой отмечены массовым подъёмом патриотизма. Женщины трудились не только в тылу и в лазаретах, немало их было и на передовой, в разведке.

В истории отечественного кинематографа фильмы о женщинах на войне были сняты ещё в советское время. Самой яркой из них мне, конечно же, запомнилась картина С. Ростоцкого «А зори здесь тихие…» К сожалению, «Батальонъ» сильно не дотягивает и по глубине раскрытия характеров героев, и по силе эмоций, драматизма, и по весомости патриотических чувств… Масса шаблонов, присущих военному жанру, которые зрители уже видели и не один раз.

Кадр из фильма "Батальонъ" - Мария Бочкарёва

Кадр из фильма «Батальонъ» — Мария Бочкарёва

Командование женским батальоном поручено Марии Леонтьевне Бочкаревой (реальное историческое лицо). Главная героиня фильма воюет с 1914 года, в армии она с разрешения самого Государя императора. За храбрость Бочкарёва награждена Георгиевским крестом IV степени и Георгиевскими медалями трех степеней, она опытный и мужественный солдат.

Роль Бочкарёвой в фильме блистательно исполняет актриса Мария Аронова, создавшая сложный и многогранный образ своей героини. С одной стороны Бочкарёва сильная и мужественная женщина, она строгий и справедливый командир, временами грубая и жесткая. Но, с другой стороны, испытывает материнские чувства к своим подчиненным, проявляет заботу о них, сопереживает. Как личную трагедию воспринимает гибель женщин-ударниц. Неспроста в обращении к Бочкарёвой со стороны девушек проскакивает слово «мама». Невольно вспоминается Васков из фильма «А зори здесь тихие…»

Кадр из фильма "Батальонъ" - молитва перед атакой

Кадр из фильма «Батальонъ» — молитва перед атакой

Стараясь вернуть своего арестованного командира, девушки под командованием графини Натальи Татищевой (М. Кожевникова) всю ночь простояли под дождём у штаба армии. Правда, на утро они все бодрые и румяные, в отутюженных и сухих шинелях, встретили генерала Половцева (Д. Шевченко), но ведь так не бывает… И таких нестыковок в фильме достаточно. Казалось бы — мелочь, но достоверность и правдивость уходят из картины.

За короткое время, как смогла, Мария подготовила ударниц к боям с немцами. И вот, в конце июля 1-й Женский батальон смерти, численностью 200 женщин-солдат, прибыл на фронт. Женщины воевали в составе 525-го пехотного полка (10-я армия), которым командовал полковник Бороздин (В. Коваленко), полностью потерявший контроль над солдатами. Солдаты теперь сами себе голова, сами решают воевать или «замиряться» с немцами.

Кадр из фильма "Батальонъ" - женский батальон в бою

Кадр из фильма «Батальонъ» — женский батальон в бою

Бочкарёва просит командира полка отправить батальон на передовую. Первая встреча с немцами, первый убитый, первая потеря в батальоне… Рядом сражаются девушки из разных сословий: от простой деревенской бабы Дуси Гринёвой (Я. Малинчик) до княгини Веры Неклюдовой (В. Шкирандо). Все женские образы так убедительны в своей искренности, чистоте и отважности, что им безоговорочно веришь. А хрупкость ударниц ещё сильнее подчёркивает мужское малодушие и безразличие солдат полка. Женщины батальона – изначально смертницы. Немецкие солдаты значительно сильнее и опытнее своих противниц. Мы видим, как жестоко расправился пленный немец со связанными руками с девушкой-конвоиром.

Надо отметить, что в 1917 г. газовых атак на Восточном фронте было очень мало. Ещё весной этого года русская армия получила в достаточном количестве надёжные противогазы Зелинского. Немцы отказались от использования газа в баллонах, так как эти атаки стали малоэффективными. Поэтому первая газовая атака, которую нам показали в фильме – вымышлена. Да и противогазы в фильме выглядят слишком современно. И ещё, Бочкарёвой на тот момент было около 30 лет, а Ароновой – явно больше – ощущается некоторая скованность и нерасторопность её героини на поле боя.

Реально 1-й Женский батальон смерти участвовал в очень жестоких боях в лесной местности. Подробно об этом можно прочитать здесь. Ударницы выполнили свою миссию, но батальон потерял половину состава убитыми и ранеными. Смерть девушек-солдат не была напрасной, они расшевелили и пристыдили мужчин. Все эти героини достойны уважения и восхищения. Как же стыдно и страшно, когда от безысходности женщины становятся сильнее мужчин!

В сцене избиения Марии её бывшим мужем сначала кажется странным: Бочкарёва не дает сдачи Афанасию (С. Бызгу). Ведь она не слабее его, даже наоборот, но Мария предпочитает стерпеть жестокие побои, но не унизить прилюдно мужчину. В этом поступке проявляется великодушие и терпеливость русской женщины, которая издавна была опорой для мужа.

Вероятно, солдаты полка так были озлоблены на командира женского батальона, что ни один из них не вступился за Бочкарёву, которая просила их помочь женщинам при наступлении. Мужчины вступили в бой только после того, как офицеры во главе с полковником Генштаба Цепляевым (Е. Дятлов), сорвав погоны, первыми в одиночку пошли в атаку, своим примером вдохновив остальных. Как то в этот исход не особенно верится.

Мне нравится, что в картине много крупных планов. Интересно наблюдать за эмоциями и лицами героев. От глаз и мимики Марии Ароновой просто не оторваться. В них такая глубина человеческих чувств и эмоций: жесткое безразличие и боль потери; презрение к врагу и скупая слеза благодарности за преданность; подозрительный прищур и офицерская гордость за своих подчинённых; потухший взгляд отстранённого командира и смертельная усталость обессилевшего человека…

В картине характеры героинь (кроме Бочкарёвой) раскрыты неполно, некоторые сюжетные линии не доведены до конца. Фильм как бы обрывается, он просто не доработан. Конец повествования должен быть насыщеннее и ярче, объёмнее что ли. Как-то всё не завершено, недоделано, недосказано, невнятны мотивации героев… Конечно, для художественного фильма существуют временны рамки, которые накладывают на произведение свой отпечаток. Однако создателям фильма, на мой взгляд, явно не удался финал картины. Кроме этого, поведение героев чересчур предсказуемо. Если нам показывают яму, грязь, то героиня обязательно туда упадёт и вся перемажется. На мой взгляд, это — слишком примитивно.

А ведь фильм мог быть просто замечательным…