Подводная лодка «М-171»

Гвардейская подводная лодка «М-171» Северного флота имела такие основные тактико-технические данные: водоизмещение надводное 206,5 т, водоизмещение подводное 258 т, длина 44,5 м, ширина 3,3 м, осадка 3 м, скорость хода надводная 13,2 узла, подводная 8,2 узла. Вооружение: два носовых 533-мм торпедных аппарата, одно 45-мм орудие и два 7,62-мм пулемета. Экипаж — 20 человек.

Экипаж лодки участвовал в боевых действиях в период советско-финляндской войны. Но особенно отличилась «М-171» в годы Великой Отечественной войны, защищая советское Заполярье. 29 выходов совершила она на коммуникации противника, потопила 16 транспортов и боевых кораблей врага (в том числе две подводные лодки, два тральщика и один сторожевой корабль).

Выполняя боевые задания, «М-171» прорывалась через узкие фиорды и противолодочные сети во вражеские военно-морские базы, атакуя разгружавшиеся там у причалов военные транспортные суда. Немало испытаний выпало на долю «малютки». Часами бомбили ее надводные корабли гитлеровцев. За лодкой охотились самолеты противника, была она и во вражеских противолодочных сетях. Но экипаж лодки мужественно преодолел все трудности, вышел победителем.

Гвардейская подводная лодка «М-171»

Гвардейская подводная лодка «М-171» (малютка)

Смелым и рискованным был рейд подводной лодки «М-171» 2 октября 1941 г. Командиру «М-171» В. Старикову стало известно, что вражеский конвой в составе двух транспортов в охранении шести сторожевых катеров прошел в Петсамский залив. Командир принял дерзкое решение. «М-171» скрытно проникла через узкий фиорд в хорошо охраняемую гавань Линахамари и двумя торпедами атаковала транспорты, стоящие у причала. Торпеды точно попали в цель…

Лодка ушла на предельную глубину. На обратном пути при выходе из гавани, где уже рыскали вражеские катера и бомбили залив глубинными бомбами, «малютка» попала в противолодочную сеть. Положение казалось безвыходным. Но никто из наших подводников не дрогнул. Неоднократные попытки переменными ходами прорвать сеть или поднырнуть под нее успеха не имели. Дышать в лодке становилось труднее, садились аккумуляторные батареи. Тогда Стариков решил всплыть и пройти над сетью. Если придется, вступить в артиллерийский бой с противником, а при угрозе захвата лодки врагом — взорвать ее. О своем решении он сообщил экипажу.

Командир подводной лодки «М-171» В.Г. Стариков

Командир подводной лодки «М-171» В.Г. Стариков

После двухчасовой упорной и напряженной борьбы, умело используя сильный океанский прилив, лодка подвсплыла, перевалила над сетью, оторвалась от преследования… и успешно вернулась в родную базу Полярное. По установившейся традиции экипаж «малютки» возвестил о своей победе двумя артиллерийскими выстрелами. К январю 1942 г. на боевом счету экипажа было семь потопленных транспортов противника.

3 апреля 1942 г. экипаж подводной лодки «М-171» за отвагу, проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность был преобразован в гвардейский. Командиру подводной лодки В.Г. Старикову Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Палубная стотридцатка

«Всякий раз, когда я смотрю на 130-мм пушку № 56, которая когда-то стояла на полубаке прославленного эсминца «Громкий», в моей памяти возникает гордый и стремительный силуэт эскадренного миноносца с чуть заваленными мачтами  и трубой. Кажется, он готов ринуться в атаку. Вспоминаю его командиров: С.Г. Шевердякова и А.Б. Сея, славного артиллериста В. Алексеева, командира электромеханической части П.И. Бурханова и многих других, с кем вместе пришлось воевать в годы Великой Отечественной войны», пишет бывший командир гвардейского эсминца «Гремящий» гвардии капитан 2 ранга запаса Б.Д. Николаев.

Одно из орудий эсминца «Громкий»

Одно из орудий эсминца «Громкий»

Имя «Громкий» впервые прозвучало после Цусимы, потом на Черном море, когда матросы, выполняя приказ Ленина, затопили свой корабль в Цемесской бухте. В 1938 г. сошел со стапелей новый эсминец «Громкий», по тем временам первоклассный корабль. 8 октября 1943 г. командир «Громкого» А.Б. Сей и командир эсминца «Гремящий» Б.Д. Николаев получили задание отконвоировать последний раз в этой навигации транспорт «Марина Раскова» на Новую Землю.

На море бушевал шторм. На подходе к острову Колгуев у транспорта волной отбило руль. Пришлось брать его на буксир. Несколько раз рвались буксирные концы. Шторм, плавающие мины, вражеские подводные лодки, которые шныряли в этом районе, усложняли и без того крайне тяжелую обстановку. Пока «Гремящий» брал транспорт на буксир, «Громкий» нес патрулирование. Три «связанных» буксирами корабля двигались со скоростью, не превышающей двух узлов.

На шестые сутки показались берега Новой Земли. Казалось, все трудности позади. Но… Плавающая мина! Волны гнали ее прямо на корабли, идущие в связке. Комендоры «Громкого» сумели ее расстрелять. Появилась вражеская подводная лодка. Но и она, как только наши корабли открыли огонь, скрылась без боя. Караван продолжил свой путь. Задание было выполнено. Впереди снова поход…

Минный заградитель «Марти»

Раздалась команда: «Начать постановку!» — и с кормы ушла в воду первая мина. На ее корпусе моряки написали: «Смерть Гитлеру!» Это произошло в ночь на 23 июня 1941 г. Так начал свой боевой путь минный заградитель «Марти». Корабль этот раньше носил имя «Штандарт». Его команда активно участвовала в борьбе за власть Советов. Затем бывшая царская яхта была перестроена в боевой минный заградитель. В 1936 г. «Марти» вступил в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Гвардейский минный заградитель «Марти»

Гвардейский минный заградитель «Марти»

Минзаги — особые корабли, и задачи у них тоже особые. Главное оружие минного заградителя, как это явствует из его названия, — мины. Такие корабли должны своевременно и скрытно поставить мины в заданном районе, чтобы закрыть противнику подступы к приморским городам и базам, закупорить его морские коммуникации. Эту работу «Марти» начал буквально в первые же часы Великой Отечественной войны.

3 июля 1941 г. минзаг вышел в район острова Осмусаар для постановки мин на фарватере противника. При подходе к заданному району корабль был атакован вражескими самолетами. А на борту «Марти» находилось более 300 снаряженных мин, которые могли взорваться от попадания или даже близкого разрыва бомбы. В такой обстановке командир корабля капитан 1 ранга Н.И. Мещерский имел право сбросить мины за борт, чтобы не подвергать корабль риску. Но он был уверен в своих зенитчиках, и они не подвели — атаки фашистских самолетов были отбиты, и «Марти» снова лег на боевой курс.

Командир гвардейского минзага «Марти» гвардии капитан 1 ранга Н.И. Мещерский, 1942 г.

Командир гвардейского минзага «Марти» гвардии капитан 1 ранга Н.И. Мещерский, 1942 г.

Но вскоре поступил доклад сигнальщика о подводной лодке. Артиллеристы минзага открыли по ней огонь ныряющими снарядами, а командир повел корабль противолодочным зигзагом. В течение получаса с помощью сопровождавших минзаг сторожевых катеров были отбиты еще две атаки гитлеровцев. Штурман «Марти» К.М. Кононов снова вывел корабль в расчетную точку для постановки мин. Едва корабельные минеры начали свою работу и за борт пошли первые мины, как открыли огонь вражеские береговые батареи. 12-дюймовые снаряды рвались вблизи от «Марти». Мещерский под прикрытием дымовой завесы катеров повел корабль противоартиллерийским зигзагом. А минеры четко и слаженно продолжали выполнять главную задачу. Все 300 мин были поставлены, и «Марти» благополучно вернулся в базу.

Так проходила боевая работа минзага. На его минах нашел гибель не один вражеский корабль. Вместе с другими кораблями «Марти» участвовал в эвакуации героического гарнизона Ханко. На пути к полуострову сам подорвался на мине. Взрывом были сдвинуты котлы с фундаментов, вышел из строя машинный телеграф, серьезно повреждена главная машина. Ремонтироваться пришлось на ходу. Слаженно и самоотверженно работали моряки под руководством инженера-механика капитана 3 ранга Губенкова. 2 декабря 1941 г. корабль прибыл на Ханко и, приняв на борт более двух тысяч бойцов героического гарнизона с оружием и боеприпасами, в тот же день направился в Кронштадт.

«Марти» за время войны прошел около 4,5 тыс. огненных миль. Выставил более 3 тыс. мин, на которых подорвалось 20 фашистских кораблей, его зенитчики сбили 6 вражеских самолетов. 3 апреля 1942 г. за отличное выполнение заданий командования, за героизм личного состава в боях с немецкими захватчиками минный заградитель «Марти» был преобразован в гвардейский. Гвардейский флаг прославленного балтийского минзага «Марти» находится в Центральном военно-морском музее. Экспонируется в музее и одно из орудий корабля. Последний выстрел из него был сделан 27 января 1944 г. — это был салют в честь снятия блокады Ленинграда.