В наши дни ни одна армия мира не имеет на вооружении ни одного бронепоезда. Но было время, когда эти бронированные монстры помогали вершить историю. Особую роль этот вид бронетехники играл в годы Гражданской войны в России.

Первые бронепоезда появились в ходе Англо-бурской войны, начавшейся в Африке в 1899 году. Тыловые коммуникации англичан, в том числе железные дороги, регулярно страдали от партизанских действий буров. Чтобы как-то противодействовать этому, англичане начинают вооружать и укреплять свои поезда.

В России бум производства блиндированных и броневых поездов пришелся на 1918-1919 годы, когда в стране полыхала Гражданская война. Первые бронепоезда создавались кустарным способом из любого подручного материала. В ход шли товарняки, пульмановские вагоны или просто платформы, на которых сооружались невероятные конструкции из шпал, рельсов, мешков с песком, бревен и всего остального, что могло обеспечить хоть какую-то защиту. Создавались эти дивные образцы военной техники без всяких чертежей и расчетов, зато очень быстро, практически за день.

Самые совершенные в техническом плане бронепоезда того периода выпускались в Царицыне — это так называемые бронепоезда хлебниковской конструкции. Они состояли из двух четырехосных площадок, на каждой из которых устанавливались две вращающиеся башни двухслойной бронировки с пружинной (рессорной) прослойкой. Но состав с весившими 80 т площадками не мог пройти по некоторым мостам и слабому железнодорожному полотну.

Командование РККА смогло увидеть перспективы нового вида вооружения. Уже в марте 1918 года формируется Центральный совет по управлению бронечастями РСФСР. Через несколько месяцев совет реорганизуется в Центральное броневое управление (Центробронь). В задачи вновь созданного управления входила унификация проектов бронепоездов и создание базы для их формирования.

Бронепоезд 50-67 - участник двух войн

Бронепоезд 50-67 — участник двух войн

«Крепостью на колесах» называли бронепоезд в годы Гражданской войны. Приданные пехоте на направлениях, где имелись железнодорожные пути, бронепоезда наносили противнику неожиданные удары, занимали важные пункты и удерживали их до подхода своих войск, совершали смелые рейды в тыл противника. В ходе обороны Царицына впервые применялись бронепоезда, сведенные в группу.

Наряду с типовыми бронепоездами заводского изготовления в годы Гражданской войны строились так называемые бронелетучки: на железнодорожной платформе устанавливались одно-два орудия, по стенкам платформы укладывались шпалы и мешки с песком, к ней прицеплялись две-три платформы прикрытия. Тащил все это известный в то время паровоз ОВ («овечка», как называли его), защищенный от пуль и осколков листами брони. Позднее была введена единая конструкция, и к 1919-1920 гг. строились бронепоезда с тяжелыми 102-мм и 152-мм пушками па легкобронированных платформах и тяжелобронированные ударные поезда с четырьмя 76-мм пушками и 16 пулеметами. Были бронепоезда особого назначения, с дальнобойными тяжелыми орудиями, снятыми с военных кораблей.

В конце января 1918 г. бронепоезд «Победа или смерть», построенный на Путиловском заводе, подошел к Киеву. В городе засели гайдамаки, которые, укрепившись па высоком берегу Днепра, вели огонь из полевых орудий, а также из пушек своего бронепоезда, маневрировавшего вдоль берега. Бронепоезд путиловцев ворвался на мост и открыл огонь. Через несколько минут в наступление перешла пехота. Благодаря поддержке путиловцев крутой правый берег Днепра был взят.

Нередко бронепоезда играли решающую роль в крупных операциях. Так, в 1920 г. при освобождении Баку был сорван план мусаватистов разрушить город и уничтожить 300 млн. пудов нефти. 27 апреля три советских бропепоезда — «III Интернационал», «Красный дагестанец» и «Красная Астрахань» — под командованием начальника боевого участка железных дорог 11-й армии М.Г. Ефремова (в 1996 г. Герой РФ, посмертно) с десантом из двух рот 299-го стрелкового полка 28-й стрелковой дивизии пересекли границу Азербайджана, сбили противника с позиций на подступах к Баку, захватив 12 орудий разного калибра, пулеметы, винтовки и прочее имущество. Продвижение бронепоездов было настолько быстрым, огонь таким сокрушительным и точным, что попытка бронепоезда и войск противника задержать дальнейшее наступление, несмотря на сильный артиллерийский огонь, не удалась…

Бронепоезд "Козьма Минин"

Бронепоезд «Козьма Минин»

Легендарный бронепоезд «50-67» стал боевой реликвией, музейным экспонатом. За полувековую его историю сменилось несколько поколений поездных бригад и боевых расчетов. Многое повидал старый бронепоезд, много славных боевых дел на его счету. В Средней Азии бронепоезд «50-67» прозвали «Красновосточником». Знакомы ему и стальные магистрали Украины. В годы Великой Отечественной войны бронепоезд участвовал в боях на Южном фронте, был поврежден и в июне 1942 г. доставлен в Ташкент. А с октября он уже снова был в строю.

Осенью 1918 года принята единая типовая конструкция бронепоезда, подобная русскому бронепоезду, разработанному в 1915 году. В марте 1919 года выходит инструкция по формированию бронепоезда. По инструкции он должен состоять из легкого поезда № 1 (две бронеплощадки с 3-дюймовыми орудиями и бронепаровоз), тяжелого поезда № 2 (полубронированный паровоз и две площадки с 4- или 6-дюймовыми орудиями), а также резервной базы — поезда № 3. Но на практике получалось, что бронепоезда № 1 и № 2 использовались отдельно друг от друга.

В августе 1920 года появляется новая инструкция, классифицирующая бронепоезда. Согласно новой классификации поезда делятся на три типа: А — полевой ударный (штурмовой), с мощной броней, вооруженный 3-дюймовыми орудиями — предназначен для ближнего боя; Б — легкобронированный, с 42-линейным (103 мм) вооружением — для огневой поддержки ударных бронепоездов; В — аналогичный типу Б, но с усиленным артвооружением (6 дюймов и выше) — особого назначения, для разрушения тыловых объектов.

Кроме того, необходимо было выработать стратегию и тактику использования бронепоездов. Они применялись в основном в качестве ударного наступательного средства. Стоило бронепоезду появиться в поле зрения противника, как на нем тут же концентрировалась вся огневая мощь вражеской артиллерии. Известен случай, когда генерал Юденич назначил премию в 10 тыс. золотых рублей за уничтожение красного бронепоезда № 44. Такое внимание противника к бронепоездам создавало очень сложные условия их эксплуатации: машинистам приходилось то резко набирать скорость, чтобы выйти из-под огня, то, наоборот, резко тормозить. Это не могло не сказываться на состоянии подвижного состава — поезда быстро выходили из строя.

В марте 1919 года на Краматорском машиностроительном заводе формируется прифронтовая ремонтная база бронепоездов. Рабочей бригадой базы было восстановлено около двадцати бронепоездов, поступивших с находившегося неподалеку фронта. Но войска Деникина наступали, и вскоре ремонтная база была эвакуирована. После нескольких перемещений ремонтная бригада обосновалась на Брянском заводе в Болве. Переоборудование завода в основную базу бронепоездов РККА развернулось полным ходом осенью 1919 года и длилось всего два месяца. В сентябре с завода на фронт ушли четыре бронепоезда, в следующем месяце — пять, а в ноябре — шесть бронепоездов. За год на подвижном составе было установлено около 300 новых артиллерийских орудий различных калибров.

Проводились работы и по унификации бронепоездного парка. Разрабатывались орудийные и пулеметные установки, несколько систем вращающихся башен и бронепогребов для снарядов, усовершенствовались способы бронировки площадок и паровозов, разрабатывались бронеплощадки кругового обстрела с 6-дюймовыми орудиями (123 мм), а также полноповоротные установки 8-дюймовых (172 мм) 50-калиберных морских орудий «Канэ» на железнодорожных транспортерах «Красная Москва» и «Красный Петроград». В период с августа 1919 и до конца 1920 года на Брянской базе было отремонтировано 243 поезда.

Крупнейшим предприятием, выпускавшим броневой подвижной состав для Красной Армии, был Сормовский завод Общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов в Нижнем Новгороде. Основой его производственной программы являлись ударные поезда. Они состояли из бронепаровоза с трех- или четырехосным тендером и двух бронеплошадок, несущих по две башни с 3-дюймовыми пушками и шесть — восемь пулеметов каждая. Часто устанавливались и зенитные орудия, приспособленные также для стрельбы по наземным целям. Боевая масса одной бронеплощадки составляла 56-64 т, что позволяло двигаться по легкому железнодорожному полотну.

Бронепоезд № 1 создавался на Путиловском заводе по непосредственному заданию Ленина в октябре 1917 года, когда генерал Краснов был уже на подступах к Петрограду. Бронепоезд представлял собой две угольные платформы «Фокс-Арбель» типовой бронировки с паровозом серии Ч. Состав был вооружен противоаэроплановыми орудиями. Впоследствии он был переоборудован в бронепоезд № 2 «Победа или смерть». Новый бронепоезд участвовал в боях в Москве, на Украине, у станции Лозовая, во взятии Харькова. Побывал он и в Павлограде, Полтаве, Бахмаче, Екатеринославе, Киеве. В феврале 1918 года «Победа или смерть» направился на Дон сражаться с войсками атамана Каледина. После взятия Ростова бронепоезд возвратился в тыл для ремонта и переоборудования. После доработки из бронепоезда № 2 получился типичный штурмовой бронепоезд, состоящий из двух сормовских бронеплошадок типа С-30 и брянского бронепаровоза типа Б с четырехосным тендером. До конца войны поезд успел поучаствовать в боях в Ярославле, Донбассе и на Северном Кавказе.

Бронепоездом № 4 командовал матрос Черноморского флота Яков Федоренко. В годы Великой Отечественной войны Я.П. Федоренко стал маршалом бронетанковых войск. Людмила Макиевская по распоряжению П.И. Подвойского  была направлена в Екатеринослав с особыми полномочиями. Вместе с рабочими этого промышленного центра и железнодорожниками она участвовала в постройке бронепоезда и была назначена его комиссаром. Впоследствии она командовала бронепоездом № 3 «Власть Советам», построенным сормовскими рабочими. В жестоких боях под Дебальцево вражеский артиллерийский снаряд попал в боевую рубку бронепоезда, смертельно ранив командира. Было тогда Людмиле 22 года. Похоронили ее с воинскими почестями в Купянске, где в то время находился штаб 13-й армии. В 1968 г. комсомольцы Дебальцево поставили ей памятник.

Одним из самых известных бронепоездов Гражданской войны был состав № 6 «Путиловцы», сформированный в Нижнем Новгороде из батареи Путиловского артиллерийского «Стального дивизиона». Состав имел ряд особенностей, отличавших его от других бронепоездов Красной Армии. Состав двигал паровоз серии Я с осевой формулой 1-3-0. Паровоз был бронирован, что являлось в то время редкостью.

Боевая часть состояла из двух легких сормовских бронеплощадок с 76-мм зенитными пушками. Непривычной была защита ходовых тележек — на них стояли сплошные неподвижные экраны с дверцами для доступа к буксам. На усиленной платформе устанавливался каземат и две концевые орудийные башни. Каземат представлял собой каркас из углового проката, покрытый мощной броней. Бронировка двухслойная, из высокосортной твердой стали, с прокладкой из древесины. Бронелисты внутреннего слоя крепились к каркасу, наружный слой с помощью винтов присоединялся к внутреннему. Пол каземата был защищен броней толщиной 5-6 мм.

Орудийная башня была выполнена в виде турели кругового вращения, смонтированной на неподвижной нижней части. Турель совершала полный оборот за 40 сек. Зенитные орудия монтировались на штатных станках, бронеплощадки были вооружены полевыми пушками на брянских или сормовских станках.

Бронепоезд был отправлен в район Орши, на демаркационную линию с Германией, где нес службу с августа по декабрь 1918 года. В октябре «путиловцам» довелось конвоировать эшелон с грузом контрибуционного золота на сумму 1,5 млрд. немецких марок, в ноябре бронепоезд участвовал в подавлении восстания в Гжатском уезде. После Орши 6-й бронепоезд был переброшен на Южный фронт в распоряжение 12-й дивизии 8-й армии. Первый серьезный бой поезд «Путиловцы» принял в конце 1918 года в районе станции Лиски под Воронежем. В течение трех часов состав оттягивал на себя основные силы белогвардейцев, обеспечивая обходной маневр с фланга стрелковых частей, а затем одновременно с ними атаковал противника. Впоследствии поезд № 6 побывал на Северо-Западном фронте, на Юго-Восточном, затем снова вернулся на Южный фронт, где и находился до окончания войны.

К этому времени его конструкция значительно изменилась. Бронепаровоз теперь был снабжен сормовским тендером, оборудованным командирской рубкой. Бронеплощадки, как и раньше, сормовского изготовления, но одна, вооруженная 76-мм зенитными пушками, как на бронепоезде № 3 «Власть Советам»; вторая, с 76-мм полевыми пушками, аналогична площадкам бронепоезда № 14. Бронепоезд № 6 «Путиловцы» имени тов. Ленина расформирован 15 ноября 1924 года. Бронепоезда строились и в прифронтовых районах, непосредственно в войсках. Носили они названия в духе времени: «Товарищ Ленин», «III Интернационал», «Коммунар», «Гибель контрреволюции», «Гром» и другие…

К началу Великой Отечественой войны на вооружении Красной Армии находились бронепоезда, построенные на Брянской базе бронепоездов. Они представляли собой бронесоставы высотой с пульмановский вагон, с отвесными прямыми бортами и прямыми клепаными орудийными башнями. Вооружение, как правило, состояло из четырех орудийных башен с 76-мм короткоствольными пушками, восьми станковых пулеметов, счетверенной зенитной пулеметной установки. Боевое применение показало, что эти бронепоезда уже не отвечают требованиям времени.

В период с октября 1941 по февраль 1942 года в городе Горьком строится бронепоезд «Козьма Минин». В то же время и по тому же проекту в Муроме создают бронепоезд «Илья Муромец». Эти бронепоезда значительно отличались от своих предшественников: приземистые, с наклонной броней и литыми башнями, они были вооружены реактивными и мощными зенитными установками. В состав бронепоезда «Козьма Минин» входили бронепаровоз «Оп», две крытые и две открытые бронеплощадки, четыре двуосные контрольные платформы, составленные в два сцепа, — один в голове, другой в хвосте поезда. На бронепаровозе в верхней передней части тендера была оборудована рубка командира бронепоезда. На каждой бронеплошадке тоже имелись свои командирские рубки, соединенные телефонной связью с рубкой командира бронепоезда и отделением машиниста.

Паровоз защищен броней толщиной до 45 мм. Крытая артиллерийская бронеплошадка сверху имела 20-мм слой брони, по бортам — 45 мм. Открытая бронеплошадка несла бортовую броню толщиной 45 мм. Крытая бронеплошадка вооружена двумя 76-мм пушками с пулеметами в орудийных башнях от танка Т-34. На открытой бронеплошадке размешались полуавтоматические 25- и 37-мм зенитные пушки и реактивная установка М-8. Радиус действия артиллерии бронепоезда составлял 12 км. Кроме того, для усиления зашиты от авиации на контрольных платформах устанавливались крупнокалиберные пулеметы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Контрольные платформы несли на себе также рельсы, шпалы и другие материалы и инструменты для ремонта железнодорожного полотна.

По материалам книги Е.Г. Горбачева, Л.Н. Смирнова «Всемирная история бронетехники», М., «Вече», 2002, с. 39-43.