Кутяков Иван Семенович (1897-1938) – комкор, в Красной Армии с 1918 г. Участник Первой мировой и Гражданской войн. В Гражданскую войну командир красногвардейского отряда, 1-й бригады 25-й стрелковой дивизии В.И. Чапаева, начальник Чапаевской дивизии. После Гражданской войны помощник командующего войсками Туркестанского фронта, командир дивизии, корпуса. Был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Одной из самых памятных сцен популярнейшего советского кинофильма «Чапаев» считается та, в которой прославленный начдив с помощью подручных предметов конкретно и ярко поучает комбрига Еланя, где должен быть командир в бою. Его мысль сводится к тому, что командиру надо быть там, откуда можно наблюдать сражение в целом и, стало быть, лучше руководить частями. Чапаев сердится на комбрига, который часто — нужно это или не нужно — скачет на коне впереди цепи стрелков. По ходу действия фильма чувствуешь, что начдив боится: как бы «дурацкая» пуля не лишила его лучшего командира бригады — умного и отважного, и близкого друга.

Кто же он такой, этот храбрый комбриг Елань? Под этим именем и в книге Д. Фурманова «Чапаев», и в одноименном фильме выведен Иван Семенович Кутяков — бывший батрак, унтер-офицер царской армии, комбриг, а затем начдив 25-й Чапаевской стрелковой.

Кутяков И.С.

Военная служба Кутякова началась в годы Первой мировой войны. В мае 1916 г. девятнадцатилетнего парня из заволжской деревни Шалаши (ныне Красная Речка Саратовской области) Ивана Кутякова призвали в армию. Сначала он служил в Астрахани, потом был направлен в учебную команду и затем в звании младшего унтер-офицера назначен командиром отделения в 155-й пехотный полк, который переводился в Царицын. В Царицыне Кутяков встретил февральскую революцию. Солдаты избрали Кутякова председателем ротного и членом полкового комитетов. За проведение агитационной работы против Временного правительства он был арестован, заключен в тюрьму и вскоре отправлен на румынский фронт, в 20-й Туркестанский полк.

Иван Семенович пользовался большим авторитетом среди солдат. За ним шли, ему верили. К тому же он прошел прекрасную «окопную» школу и приобрел хорошие командирские качества. Вот почему в Николаевске, где формировался 1-й Николаевский полк под командованием В.И. Чапаева, Иван Кутяков был назначен командиром взвода пешей разведки. Под руководством Чапаева недюжинный военный талант Кутякова быстро развивался. Вскоре он возглавил 2-й полк имени Стеньки Разина. Осенью 1918 г. Кутяков уже стал командиром 1-й бригады, входившей в состав 2-й Николаевской дивизии, которой командовал В.И. Чапаев.

Успехи комбрига в боях против белочехов и колчаковцев на южном крыле Восточного фронта не раз высоко оценивались высшим советским командованием. Командующий 4-й армией М.В. Фрунзе в своем приказе по поводу взятия Лбищенска в марте 1919 г. писал: «Особенно отмечаю деятельность частей 1-й бригады 25-й дивизии». А в июне наши войска взяли Уфу. Впоследствии «Правда» сообщала: «В этой замечательной операции, в которой Колчаку наносился смертельный удар, особенно отличаются 25-я дивизия и 1-я (73-я) ее бригада тов. Кутякова».

…На Восточном фронте шли упорные бои. И вот однажды… Конный взвод на рысях вырвался из засады и окружил разъезд противника. Опешившие солдаты покорно остановились и подняли руки вверх. Унтер-офицер, возглавлявший разъезд, хотел было удрать, но большевистские разведчики поймали его и обезоружили. Стрелки везли приказ в одну из колчаковских дивизий. Комбриг приказал изъять приказ и обезоружить солдат. Вскрыв пакет, он понял, что в нем заключается план колчаковской операции. Нужно было срочно доставить его Чапаеву. Разведчики, прихватив с собой пленных колчаковцев, направились обратно.

Василий Иванович встретил Кутякова хмуро и неприветливо. Как только он появился на пороге, Чапаев закричал:
— Ты мне скажи, ты кто: комбриг или начальник пешей разведки? Ну, отвечай! Почему бросил бригаду? Я тебе приказывал ехать в разведку? Что молчишь? С кем я говорю! А? — Чапаев раздраженно вышагивал из угла в угол, распалялся все больше. Но Кутяков с улыбкой перебил его:
— Василий Иванович, ведь ты меня сейчас хвалить будешь, а не ругать! Вот тебе план операции Колчака против 5-й армии.

Чапаев опешил. Проницательно глядя своими синими глазами на Кутякова, он воскликнул:
— Так что же ты молчишь, дьявол! Давай его скорее.
Быстро просматривая приказ, он приговаривал:
— Ай, молодец! Вот за это люблю! Молодец!
Перехваченный приказ сыграл исключительную роль в разгроме белых войск.

Весной 1919 г. на Восточном фронте вновь сложилась тревожная обстановка. Для борьбы с колчаковской армадой была создана Южная группа Восточного фронта под командованием М.В. Фрунзе. В операциях этой группы участвовала и 25-я стрелковая дивизия Чапаева. 10 мая 1919 г. в районе села Татарский Кандыз была полностью уничтожена Ижевская бригада гвардии Колчака.

Потерпев поражения под Бугурусланом и Бугульмой, колчаковцы ввели в сражение главную ударную силу — корпус Каппеля, состоявший в основном из отборных офицерских полков. Но они также были разбиты. Красная Армия наступала на Уфу. Уфимская операция закончилась блестящей победой красных войск. 9 июня полки 25-й дивизии вошли в город. Приказом Реввоенсовета Республики командир 1-й бригады 25-й стрелковой дивизии Иван Семенович Кутяков был награжден орденом Красного Знамени. После гибели В.И. Чапаева И. С. Кутяков стал командиром Чапаевской дивизии. Было ему тогда 22 года.

Обстановка на фронте в то время была сложной. Штаб дивизии разгромлен белоказаками в Лбищенске, фронт неимоверно растянут, фланги открыты, в тылу — крупные конные массы врага. Но Иван Семенович сумел выправить положение, и вскоре части дивизии перешли к активным действиям.

К концу октября белоказачьи части, пытавшиеся прорваться в тыл советских войск в районе Уральска, были окончательно разгромлены. Продолжая затем энергичное наступление на юг, части Кутякова продвинулись на 500 верст и 5 января 1920 г. заняли Гурьев. За успешное руководство войсками при ликвидации прорыва белых под Лбищенском и фортом Янайским, а также при взятии Гурьева И.С. Кутяков был награжден 28 апреля 1922 г. Почетным революционным оружием. Одиннадцать командиров из Чапаевской дивизии получили орден Красного Знамени.

В апреле 1920 г. войска Польши без объявления войны вторглись в пределы Советской Украины, захватили Киев. Против нового врага Республика Советов бросила лучшие части Красной Армии. В их числе была и Чапаевская дивизия. В боях под городом Олевск Кутяков был ранен, но продолжал руководить полками. За боевые действия на польском фронте храбрый начдив был награжден еще одним орденом Красного Знамени.

В архиве хранится полевая книжка начдива 25-й. Этот документ и воспоминания командира 224-го полка Е. К. Матвиенко ярко характеризуют Кутякова в напряженной боевой обстановке. Случилось так, что на пути к Олевску 217-й и 224-й стрелковые полки оказались под угрозой окружения. Остальные части вели тяжелые бои на широком фронте и прийти на помощь не могли. В этих условиях, помня чапаевские уроки, Кутяков решил быть там, где наиболее трудно. С военкомом дивизии Талем и помощником начальника штаба дивизии Риссом в сопровождении группы кавалеристов он поскакал в эти полки.

Через болотистый лес группа проникла к окруженным. Приезд начдива и комиссара поднял настроение бойцов и командиров. Это было тем более необходимо, что бой не утихал и кольцо окружения сжималось. Кутяков действовал энергично. Он сообщил обстановку соседу — 7-й дивизии, попросив содействовать очищению от неприятеля тылов окруженных полков; своему резерву — 218-му Разинскому полку приказал немедленно ударить по противнику с тыла.

Бой продолжался уже шесть часов. Кутякову раздробило пулей левую руку, но он остался в строю. В полевой книжке хранится его приказание-просьба командирам окруженных полков: «Товарищи, держитесь и не робейте, сейчас придут на поддержку 20-я бригада 7-й дивизии и Разинский полк…» Расчеты начдива оказались правильными. Вскоре части вышли из окружения, и только после этого Кутяков согласился лечь в госпиталь.

Позднее Иван Семенович принимал участие в разгроме банд Махно. В 1924 г. он участвовал в борьбе с басмачеством в Средней Азии. Там на него было возложено общее командование Хорезмской группой войск. За ликвидацию басмачества он был награжден третьим орденом Красного Знамени и именным маузером с надписью: «Красному бойцу, комвойсками товарищу Кутякову за ликвидацию банд Джунаид-хана в Хорезме», а также орденом «Красное Знамя» Хорезмской народной советской республики.

Впоследствии И.С. Кутяков занимал ответственные посты в Красной Армии, пользуясь большим уважением. Очень тепло и верно писал о нем Г.К. Жуков: «Не могу не вспомнить командира стрелкового корпуса И.С. Кутякова, с которым меня связывала давняя дружба. Знал я Ивана Семеновича более двадцати лет и всегда восхищался им и как командиром, и как сильным и волевым человеком». Отличная характеристика для военного человека!

И.С. Кутяков командовал 2-м стрелковым корпусом, затем был назначен заместителем командующего войсками Приволжского военного округа. В мае 1937 г. был арестован по сфабрикованному делу об участии в военном заговоре, расстрелян в 1938 г.