Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969) — Маршал Советского Союза, в Красной Армии с 1918 г. Участник трех революций в России, Гражданской войны. В Гражданскую войну командующий рядом армий, нарком внутренних дел Украины. Участник подавления Кронштадтского мятежа. После Гражданской войны командующий войсками ряда военных округов, нарком обороны СССР.

В Великую Отечественную войну член Государственного Комитета Обороны (ГКО) и Ставки Верховного Главнокомандования, главнокомандующий войсками Северо-Западного направления, командующий фронтом, главнокомандующий партизанским движением. В послевоенный период заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

4 февраля (22 января) 1881 г. в семье железнодорожника Ефрема Андреевича Ворошилова родился сын. Нарекли его Климом. Семья жила бедно. «С раннего детства пришлось познакомиться с самой горькой нуждой, — писал впоследствии Климент Ефремович. — В один из периодов безработицы отца ходил с сестрой «по миру» просить хлеба. С 6 — 7 лет пошел на работу выбирать колчедан на шахтах, за что получал по 10 копеек в день».

Ворошилов К.Е.

Будучи ребенком, Клим мечтал об учебе. Однако лишь в 1893 г., когда ему было 12 лет, он впервые сел за парту. В тот год в селе Васильевка, где жила семья Ворошиловых, открылась двухгодичная школа. Клим учился и помогал матери, нанимаясь к помещику на сельскохозяйственные работы. Весной 1895 г. он окончил школу. Два года учебы дали ему самую начальную, элементарную подготовку. Хотелось учиться дальше. Но в связи с тяжелым семейным положением вместо продолжения учебы надо было идти работать.

И Клим поступил на строившийся в Алчевске большой завод Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО). Смышленого, грамотного подростка определили посыльным в заводскую контору. В своих воспоминаниях «Рассказы о жизни» Климент Ефремович писал: «Работа курьером-рассыльным была своеобразной переходной ступенькой от школы к производству. Я по-прежнему был тесно связан с ребятами-подростками, с которыми вместе учился… И в то же время круг моих знакомств расширялся.

Встречаясь вечерами, во внерабочее время, со своими друзьями, молодыми рабочими Сергеем Сараевым, Павлом Пузановым, Иваном Придорожко, Епифаном Плуготаренко и другими, я все чаще ловил себя на мысли, что нас объединяет нечто большее, чем общее времяпрепровождение на танцах под гармошку или на скромных пирушках в субботний или воскресный день. Мы могли часами говорить о положении рабочих, заработках, штрафах, поведении заводских начальников, а также о событиях в стране или за ее пределами, вести о которых так или иначе доходили до наших мест».

По роду своей работы Климу приходилось бывать в заводских цехах, лаборатории, больнице. Это помогло ему хорошо узнать передовых по своим взглядам рабочих, мастеров, учителей, врачей, с многими из которых он сошелся довольно близко. А бывая на репетициях театрального кружка, на спевках, участвуя в любительских постановках, Ворошилов встречался с местными интеллигентами, которые снабжали его книгами, беседовали с ним о прочитанном.

В.И. Ленин среди делегатов X съезда РКП (б) — участников подавления Кронштадтского мятежа. Позади В.И. Ленина — К.Е. Ворошилов (в папахе). Москва, март 1921 г.

После бесед с мастерами, рабочими Клима все больше тянуло на завод. Он решил перейти из конторы в цех и встать в ряды донецкого пролетариата. Сначала он работал помощником машиниста на водокачке, затем слесарем в электротехническом цехе. В 1898 г. Ворошилов, несмотря на то, что ему не исполнилось еще 18 лет, был назначен помощником машиниста портального крана в чугунолитейный цех, а вскоре ему доверили и самостоятельную разливку жидкого чугуна.

Круг знакомых молодого рабочего расширялся с каждым днем, его авторитет рос, он стал заметной фигурой на заводе и в городе. Клим много читал, его знания — технические и политические — непрерывно пополнялись. Но все это не проходило мимо внимания местной полиции. «Всевидящее око» зорко наблюдало за Климом. А потом заводской пристав перешел к предупредительным действиям: обвинил Ворошилова в «неуважении к чину полиции» (тот не поприветствовал пристава) и арестовал его. Правда, на второй день Клим был освобожден, но с тех пор преследования стали систематическими и настойчивыми.

Дальнейшая судьба Климента Ефремовича типична для революционеров-профессионалов. В 1898 г. он принял участие в работе первого в Алчевске социал-демократического кружка, познакомился с марксизмом, заинтересовался личностью Карла Маркса и его политическими взглядами, стал читать о Марксе и марксизме все, что удавалось отыскать в книгах и в периодических изданиях той поры. Обо всем прочитанном он рассказывал товарищам по работе. Прочитав книгу К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии», Ворошилов был потрясен. Он понял главное: пролетариат — могильщик буржуазии, а сила рабочих — в их организованности.

Вскоре крановщики провели первую забастовку на заводе. Она окончилась победой рабочих: их требования об улучшении условий труда были выполнены. Случай этот стал известен всему заводу. Инициативу в выступлении крановщиков связывали с именем Климента Ворошилова. Полицейская слежка за Ворошиловым усилилась. Беспокойного крановщика уволили с завода и внесли в «черный список». Более того, однажды полицейские жестоко избили его. Поскольку в Алчевске оставаться было опасно, Ворошилов, оправившись от побоев, уехал в Луганск тайно от полиции.

Но и здесь Климу пришлось нелегко, хотя друзья помогли ему устроиться на завод Гартмана, связали с местными социал-демократами. Однако, когда он выразил протест против дискриминации рабочих, его уволили с завода и выдворили из города. Начались странствования по городам Украины — Екатеринослав (Днепропетровск), Харьков, Ростов-на-Дону и многие другие. Денег у Ворошилова не было. Он ездил «зайцем» на товарняках, шагал пешком по шпалам, ночевал под открытым небом. Нигде работы не находилось. Более двух лет, перебиваясь случайными заработками, он скитался в поисках работы, мерз и голодал.

В 1903 г. Климент Ефремович Ворошилов вернулся в Луганск. В то время в городе действовала социал-демократическая организация, в создании которой видную роль сыграл И.В. Бабушкин, профессиональный революционер, соратник В.И. Ленина. Ворошилов быстро установил контакт с партийным комитетом, стал бывать на нелегальных собраниях. В октябре 1903 г. он навсегда связал свою судьбу с большевистской партией, вступив в ее ряды, вел большую подпольную революционную работу.

В 1904 г. Ворошилов был избран в состав Луганского городского комитета партии и вскоре стал его руководителем. Он возглавил забастовку рабочих паровозостроительного завода в феврале 1904 г., закончившуюся победой бастующих. После второй забастовки там же Климент Ефремович был арестован и заключен в тюрьму. Однако к тому времени его авторитет среди рабочих был настолько высок, что они организовали многотысячную демонстрацию протеста, в результате которой он был освобожден.

В марте 1906 г. в Петербурге Ворошилов впервые встретился с В.И. Лениным, а в апреле того же года участвовал в работе IV съезда РСДРП в Стокгольме. Потом началась серия арестов и ссылок, чередовавшихся с побегами. Наконец в 1915 г. Ворошилов оказался в Петрограде, где, служа мастером на механическом заводе, участвовал в работе Русского бюро ЦК и Петербургского комитета партии.

В начале 1917 г. Климент Ефремович принял активное участие в февральской революции, был избран депутатом первого Петроградского Совета, членом бюро его большевистской фракции. Затем большевики направили его в Луганск. На выборах в городской Совет, состоявшихся 18 сентября 1917 г., большевики одержали убедительную победу, и Климент Ефремович стал его председателем.

После Октябрьского переворота Ворошилова назначили комиссаром Петрограда по гражданским делам, председателем комитета по охране Петрограда, членом ВЧК. В годы Гражданской войны он на фронте. Всякое было на полях сражений. Вот хотя бы такой эпизод.

Февраль 1920 года. Конная армия С.М. Буденного только что овладела Ростовом. Белогвардейцы откатывались к берегам Черного моря. В одну из ночей под станцией Торговой конный корпус белого генерала Павлова внезапно напал на стоянку Конной Армии. Некоторые ее части дрогнули, поскольку удар был неожиданным. Красноармейцев охватила кратковременная паника. И вдруг по улице поселка проскакала кавалькада всадников. А впереди — Ворошилов на неизменном своем коне по кличке Маузер.
— Товарищи бойцы! — раздался его голос. — Назад ни шагу… Лучше смерть, чем такой позор! За мной, вперед!

Тотчас вокруг Ворошилова собрались действовавшие рядом взводы. Два эскадрона, полностью сохранившие боевой порядок, подскакали к нему, готовые к схватке. А еще через некоторое время уже все части собрались вместе, составив мощный ударный кулак. Павловская атака была опрокинута. Вслед за тем передовые полки Первой Конной разрезали пополам корпус противника, оттеснили его на открытую равнину. Как свидетельствуют архивные документы, несколько тысяч белогвардейцев погибло в той кровавой сече.

Это лишь один боевой эпизод из жизни К.Е. Ворошилова. Не менее памятным был случай во время боев в Донбассе в 1918 г. Будучи командующим 5-й Украинской армией, Климент Ефремович часто выезжал на автоброневике в различных направлениях полосы фронта для уточнения обстановки. В одном из хуторов броневик Ворошилова застрял в канаве и попал в засаду. Белоказаки почуяли изрядную добычу.
— За такую махину сам Мамонтов в маковку расцелует… И опять же, видать, главари тута,- радовались белоказаки.

К броневику подогнали две пары быков, зацепили веревками за переднюю ось и потащили. Ворошилов шепнул шоферу:
— Выползем — включай мотор.
Как только двигатель взревел, заработал пулемет броневика. Ошалевшие быки рванули, топча казаков. А машина развернулась и помчалась к своим. Вдогонку ей неслись запоздалые выстрелы…

Завершая разгром деникинцев, Конная армия (Ворошилов был бессменным членом Военного совета армии) разбила белогвардейский конный корпус князя Султан-Гирея и тем самым оказала большую помощь в освобождении Екатеринодара (Краснодар), заняла город Майкоп. Несколько позднее отдельные эскадроны Конармии через труднопроходимые горные дороги и перевалы вышли на побережье Черного моря и заняли Сочи и Туапсе. За личный героизм и отвагу в этих боях К.Е. Ворошилов был удостоен первой своей награды — ордена Красного Знамени.

Бойцы и командиры Первой Конной глубоко уважали Климента Ефремовича за то, что он был человеком большого личного мужества. Об этой черте своего боевого друга С.М. Буденный писал: «…мне, имеющему за плечами достаточный боевой опыт, редко приходилось видеть людей, обладающих таким бесстрашием и исключительной личной храбростью, как Ворошилов, причем эти качества у него всегда выявлялись без какой-либо рисовки, позы, а как естественное состояние».

К.Е. Ворошилов участвовал в разгроме белополяков, в боях против Врангеля. В числе других советских военачальников, принимавших участие в освобождении Крыма, постановлением Президиума ВЦИК от 25 ноября 1920 г. он был награжден Почетным революционным оружием — шашкой с вызолоченным эфесом и наложенным на него знаком ордена Красного Знамени. В 1921 г. Ворошилов участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа.

Свой вклад в создание и развитие Вооруженных Сил СССР внес К.Е. Ворошилов в межвоенный период. После смерти М.В. Фрунзе Ворошилов был назначен нарком по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета СССР. В предвоенный период (1934-1940 гг.) — нарком обороны СССР. Ворошилов долгие годы возглавлял советское военное ведомство, был преданным сторонником Сталина, поддерживал его в борьбе с Троцким. В период установления абсолютной власти вождя  Ворошилов написал книгу «Сталин и Красная Армия», в которой возвеличил роль Сталина в Гражданской войне. В ряде последующих статей он продолжал развивать эту легенду, представляя Сталина, как одного из самых выдающихся «организаторов побед гражданской войны»…

Центральный совет Осоавиахима установил для выполнивших нормативы по стрельбе из винтовки почетное звание и значок «Ворошиловский стрелок», его именем был назван танк «KB». О Ворошилове так написал Л.Д. Троцкий: «Ворошилов есть фикция. Его авторитет искусственно создан тоталитарной пропагандой. На головокружительной высоте он оказался тем, чем был всегда: ограниченным провинциалом без кругозора, без образования, без военных способностей и даже без способностей администратора».

Народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов принимал непосредственное участие в репрессиях против командного состава РККА, участвовал в рассмотрении и утверждении так называемых «расстрельных списков». После советско-финской войны, победа в которой досталось ценой огромных жертв, Сталин снял Ворошилова с поста наркома обороны и назначил на его место С.К. Тимошенко. Ворошилов же стал заместителем председателя Совета народных комиссаров СССР, которым и оставался до смерти Сталина.

Главнокомандующий войсками Северо-Западного направления Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов среди воинов Ленинградского фронта. 1941 г.

В годы Великой Отечественной войны Климент Ефремович — непосредственный ее участник. Уже 23 июня он был назначен членом Ставки Главного Командования, а 30 июня введен в состав только что созданного чрезвычайного органа — Государственного Комитета Обороны.

На этих постах Ворошилов активно участвовал в организации отражения вражеского нашествия, правда, получалось это у него не всегда.  Особенно памятной для Ворошилова была командировка по заданию Ставки в район Могилева. Здесь немецко-фашистские захватчики, располагая превосходством в танках и авиации, осуществили глубокий прорыв на флангах крупной группировки советских войск. Ворошилов, показывая личный пример, восстанавливал воинский порядок и управление частями, в короткий срок организовал создание новых оборонительных рубежей на Днепре и Березине. На эти работы были мобилизованы десятки тысяч трудящихся. Трудные были дни для всех: и для рядовых, и для командующих. Ворошилов писал впоследствии: «Моя поездка явилась кратковременной — с 27 июня по 1 июля 1941 года, но она была настолько тяжелой и напряженной, что стоила мне, по всей вероятности, многих лет жизни».

Маршал Ворошилов К.Е.

Затем К.Е. Ворошилов был главнокомандующим войсками Северо-Западного направления; в январе 1943 г. координировал действия войск Ленинградского и Волховского фронтов при прорыве блокады Ленинграда; в декабре 1943 г. разрабатывал в Отдельной Приморской армии план операции по освобождению Крыма. В сентябре — ноябре 1942 г. Ворошилов занимал пост главнокомандующего партизанским движением. Военными талантами маршал не обладал, поэтому ему поручали то формировать резервы, то возглавлять партизан, то трофейный комитет, то вести переговоры с союзниками…

Полководческий талант в годы ВОВ советский маршал так и не смог проявить, но личной храбрости и мужества занимать ему не приходилось.  В сентябре 1941 г. маршал лично водил морских пехотинцев в штыковые атаки. В ноябре 1944 года К.Е. Ворошилов был выведен из состава ГКО (единственный случай за всю войну).

В послевоенные годы Ворошилов в 1946-1953 гг. был заместителем Председателя Совета Министров СССР, в 1953-1960 гг. — Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов являлся дважды Героем Советского Союза (1956, 1968 гг.), Героем Социалистического Труда, Героем Монгольской Народной Республики. Он награжден 8 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденом Суворова I степени, а также иностранными орденами и медалями. В 1968 г. в связи с 50-летием Вооруженных Сил СССР ему было вручено Почетное оружие с золотым изображением Государственного герба СССР.