Огромные заслуги Николая Герасимовича Кузнецова перед нашей Родиной выражаются не только в том, что он подготовил флот к началу Великой Отечественной войны, подобного не было сделано ни одним другим руководителем вида Вооруженных сил. Будучи военно-морским наркомом, не побоявшись гнева и угроз Сталина, Кузнецов 21 июня 1941 г. привел флот в высшую степень боевой готовности, тем самым сохранив сотни тысяч людских жизней и десятки кораблей, самолетов. Под его руководством ВМФ в годы Второй мировой войны успешно решал все поставленные задачи.

И всю эту масштабную работу Николай Герасимович делал в жестоких политических условиях. Достаточно упомянуть, что его два раза назначали на должность руководителя ВМФ и два раза снимали, присваивали высокие адмиральские звания и снимали звезды с погон, судили и оправдывали.

Руководители Вооруженных Сил и государства не хотели объективно признавать реальный вклад Кузнецова в строительство и развитие флота. Из-за того что им был неудобен Николай Герасимович – человек с обостренным чувством собственного достоинства, готовый в любых обстоятельствах отстаивать свои позиции и убеждения.

Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов, начало 50-х годов

Примечательно, что даже большинство высших государственных наград Кузнецов Н.Г., многократно их заслуживший, получил только в конце Великой Отечественной – в 1944-1945 гг., то есть тогда, когда представления уже просто неприлично было откладывать под сукно. Высшее воинское звание ему было присвоено в 1944 г., звание Героя Советского Союза – только 15 сентября 1945 г. А ведь Кузнецов Н.Г. не просто талантливый, но и выдающийся флотоводец. Его фигура – по значимости, по весомости его ратных заслуг – вполне сопоставима с фигурой маршала Жукова.

Родился Николай Герасимович Кузнецов 24 июля (11 июля ст. стиля) 1904 г. в д. Медведки Архангельской губернии в крестьянской семье. Трудиться начал с одиннадцати лет после смерти отца. В пятнадцать лет в 1919 г. добровольно вступил в Северо-Двинскую военную флотилию. Окончил с отличием военно-морское училище в 1926 г. и военно-морскую академию (командный факультет) в 1932 г. Плавать на боевых кораблях начал военмором в 1919 г. Плавал во всех морских и океанских акваториях СССР и заграницей в должностях: вахтенный начальник, помощник и старший помощник командира, командир крейсера.

Николай Кузнецов – курсант ВМУ, Петроград, 1923 г.

С 1926 по 1929 г. – плавал вахтенным начальником на крейсере «Червона Украина». С 1932 по 1933 г. он – старпом крейсера «Красный Кавказ», с 1933 по 1936 г. – командир крейсера «Червона Украина». Организация службы на кораблях – и на «Красном Кавказе», и особенно на «Червоной Украине» – была признана лучшей в ВМФ СССР того времени. Командир сам находился в постоянном поиске, учился и совершенствовал искусство и технику управления кораблем, отрабатывая создаваемую им систему обучения экипажа. На флотах заговорили о методах организации боевой подготовки корабля «по системе Кузнецова». А командующий флотом Кожанов, высоко оценив успехи Кузнецова в 1935 г., назвал его «самым молодым капитаном 1 ранга всех морей мира».

Командующий Тихоокеанским флотом флагман 2 ранга Н.Г. Кузнецов, 1938 г.

С августа 1936 г. по июль 1937 г. находился в Испании в качестве Военно-морского атташе, Главного военно-морского советника испанского флота и руководителя советских моряков-добровольцев, воевавших на стороне испанского народа. Кузнецов Н.Г. – участник боев с японцами на Дальнем Востоке у о. Хасан (1938); Советско-финляндской войны (1940). С 1937 г. он – заместитель командующего и командующий Тихоокеанским флотом. С апреля 1939 г. – народный комиссар Военно-Морского Флота СССР.

В 1939-1947 гг. и в 1951-1956 гг. возглавлял Военно-Морской Флот СССР.
В предвоенный период развернул работы по созданию советской морской школы, по организации, строительству и подготовке ВМФ к войне, возвращая флоту лучшие исторические морские традиции, заложенные в российском флоте еще Петром I. Ежегодно и систематически на всех флотах Советского Союза он лично руководил военными учениями, выходил в море с эскадрами, проводил разборы результатов учений. Создание и внедрение в ВМФ системы оперативных готовностей, оправдавшейся как в начале Великой Отечественной войны, так и в годы «холодной войны» 1946-1991 гг., является исторической заслугой Кузнецова Н.Г.

Нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов на корабле ЧФ, 1940 г.

Еще 21 июня 1941 г. в 23 ч 50 мин адмирал Кузнецов Н.Г. приказал своей директивой всем флотам и флотилиям перейти на повышенную боевую готовность №1, разрешив в случае нападения применять оружие. Флот встретил немецко-фашистское нападение организованным огнем, не потеряв в эту страшную первую ночь войны ни корабля, ни самолета, ни одной базы с моря. Это произошло благодаря созданной и отработанной в ВМФ в течение двух лет перед войной под руководством Кузнецова системе оперативных готовностей.

Кузнецов Н.Г. создал в Главном Морском штабе (в августе 1941 г.) отдел по изучению и обобщению опыта войны, положив тем самым начало системе учета боевого опыта и на его основе – боевой подготовки флота. Он заботился о взращивании кадров для ВМФ. По его инициативе был создан ряд Нахимовских военно-морских училищ и школ. В 1939 г. по его представлению Правительство ввело в стране общенародный праздник – День Военно-Морского Флота, а в 1944 г. – ордена Ф.Ф. Ушакова и П.С. Нахимова для награждения отличившихся офицеров и медали – для рядового состава ВМФ.

С женой Верой Николаевной, Москва, 1941 г.

В годы Второй мировой и Великой Отечественной войн – народный комиссар ВМФ СССР, одновременно с 1944 г. – главнокомандующий ВМС СССР, член Ставки Верховного Главнокомандования, ГКО и представитель Ставки ВГК на фронтах. Его флотоводческий талант всесторонне раскрылся при осуществлении взаимодействия флотов с сухопутными войсками при обороне Таллина, Одессы, Севастополя, Ленинграда, Москвы, Сталинграда и других городов и военно-морских баз, при разработке планов ВГК, проведении Керченско-Феодосийской, Новороссийской, Керченско-Эльтингентской десантных и др. операций, при сопровождении внешних конвоев. По его предложениям в августе 1941 г. авиация ВМФ бомбила Берлин. Уверенно руководил боевыми действиями флотов при участии ВМФ во всех стратегических операциях, в том числе осуществляя взаимодействие Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с сухопутными войсками в войне с Японией.

Участник переговоров и член делегаций от СССР в составе дипломатических миссий и международных конференций союзных государств по борьбе с фашизмом в период 1939-1945 гг., в том числе: Московских переговоров военных миссий трех держав – СССР, Англия и Франция в 1939 г.; Московских переговоров – СССР, США и Великобритания в июне 1941 г.; на Крымской (Ялтинской) конференции в феврале 1945 г. и на Потсдамской конференции в июле 1945 г.
После войны Кузнецов Н.Г. возглавлял ВМФ в должностях наркома ВМФ, главнокомандующего ВМС и заместителя министра Вооруженных Сил СССР по Военно-Морским Силам, Военно-Морского Министра СССР, Первого заместителя Министра обороны СССР – главнокомандующего ВМС СССР. При нем был восстановлен разрушенный войной флот и заложен фундамент нового флота на современной научно-технической основе в области ракетного оружия, атомной энергетики, электроники, начаты испытания ракетной техники для вооружения ВМФ, работы по созданию первых атомных подводных лодок.

Судьба не только стремительно возносила адмирала Кузнецова на вершины славы, но и обрушивала – и не раз – в бездну, после падения в которую не всякий мог подняться. Николай Герасимович пережил две опалы – «сталинскую» (в 1947 – 1950 гг.), после которой был восстановлен в 1951 г. еще при Сталине полностью во всех правах, а также в воинском звании в 1953 г. и «хрущевскую» (в 1956 г.). Был реабилитирован и восстановлен в звании Адмирал Флота Советского Союза посмертно только в 1988 г.

Высшее руководство страны раздражали авторитет, самостоятельность суждений и независимость главкома ВМС. Наркомат ВМФ был упразднен «за ненадобностью», а Кузнецов снят с должности и переведен начальником Управления Военно-морских учебных заведений в Ленинграде. В 1947 г. он был судим судом чести, а в 1948 г. – судом Верховной коллегии Верховного Суда СССР. Приговором суда был разжалован до «контр-адмирала» и снят с работы. Только через полгода по решению самого Сталина (после обращения к нему Кузнецова с просьбой в письме предоставить работу) ему дали возможность продолжить службу. Целых полгода в неведении, на грани неизвестности… Он пережил. Перенес первый инфаркт еще во время суда.

Кузнецов неоднократно пытался добиться Правительственных решений по программе создания ракетных кораблей и по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами. Наконец, в апреле 1955 г. Кузнецов доложил свою программу модернизации флота на заседании Президиума ЦК КПСС. Против выступил Хрущев. Главком ВМС честно высказал ему свое возмущение безответственным отношением к флоту со стороны первых лиц государства и, в частности, Хрущева и его окружения. Выступление адмирала было расценено Хрущевым как посягательство на его права и авторитет как лидера партии.

Обстановка, в которой Кузнецов работал, ухудшалась… Абсурдность и безысходность ситуации сказались на здоровье. В мае 1955 г. он перенес второй инфаркт. 26 мая 1955 г. Николай Гаврилович обратился с письменной просьбой освободить его по состоянию здоровья от занимаемой должности. Просьба осталась без ответа. Исполнение обязанностей Кузнецова Н.Г. на время его болезни по его же рекомендации было возложено на вице-адмирала Горшкова С.Г. – бывшего командующего Черноморским флотом. Лечение в больнице, санатории вывели из текущей работы адмирала до октября 1955 г.

8 декабря 1955 г. постановлением Президиума ЦК КПСС Кузнецов Н.Г. был освобожден – снят с должности Первого заместителя министра обороны СССР – главнокомандующего ВМС «за неудовлетворительное руководство ВМС». Нашёлся и повод. 28 октября 1955 г. в Севастополе на Черноморском флоте произошла трагедия – взорвался линкор «Новороссийск». Хотя государственная комиссия, расследовавшая происшествие, причин трагедии не установила и в гибели линкора Кузнецова Н.Г. не обвиняла.

15 февраля 1956 г. министр обороны объявил Кузнецову Н.Г. о решении понизить его в воинском звании до «вице-адмирала» и уволить из Вооруженных Сил без права на восстановление. С 1956 г. Николай Гаврилович – в отставке. «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту невозможно» – так сформулировал он свое жизненное кредо. Чувство растерянности охватило его, когда после громадной и ответственной работы, составлявшей суть всей его прошлой жизни, он оказался выброшенным за борт. Теперь он еще глубже понял, что семья – это одна из главных целей в его жизни, и даже почувствовал себя несколько виноватым – ведь мог раньше уделять ей больше времени. В доме никогда не обсуждалось, что произошло с Николаем Герасимовичем, и вместе с тем все, и в том числе сыновья-подростки, понимали, что случилась беда. В те трудные годы выжить помогла семья.

Кузнецовы жили постоянно на даче, в Раздорах, рядом с деревней Барвихой, сняли в аренду деревянный домик. Прежнюю дачу освободили новому главкому. Большую квартиру на улице Грановского тоже пришлось покинуть и переехать в меньшую, на улице Горького. Положенные ему ранее льготы отменили, даже ветераном Великой Отечественной войны он не являлся. Кузнецовы жили скромно на пенсию Николая Гавриловича.

Ходить на службу теперь было не нужно. Все находилось рядом: кабинет, рабочий стол, старая пишущая машинка. Рабочее время он строго распределил по часам. Работал ежедневно по пять-шесть часов. И так до самого конца, все восемнадцать лет. Утром после завтрака дети уходили в школу, а он садился за письменный стол. Учились сыновья. Учился он. Учился упорно. Кузнецов начал писать статьи и военные мемуары. В доме наладился порядок. Новая жизнь вошла в свое русло. И все это он создал сам.

Кузнецовым написаны 5 книг: «На далеком меридиане»; «Накануне»; «На флотах боевая тревога»; «Курсом к победе»; «Крутые повороты и свыше 100 статей о Военно-Морском Флоте СССР, его истории, жизни, людях, в которых был обобщен опыт прошлого для пользы будущего. Николай Гаврилович свободно владел немецким, французским, испанским, английским языками. В его переводах и редакциях вышли 3 книги и статьи английских и американских авторов по проблемам флота.

Скончался Николай Герасимович Кузнецов 6 декабря 1974 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Именем адмирала назван современный боевой корабль – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», Военно-Морская Академия в Санкт-Петербурге, улицы в Архангельске, Владивостоке, Котласе, теплоход Северного речного пароходства, подводный утес в Тихом океане, Котласский городской штаб школьников «Товарищ», школы в Москве и Таре. В Севастополе и Котласе установлены бронзовые бюсты герою, на зданиях Главного штаба ВМФ в Москве и Владивостоке – памятные мемориальные доски. На родине в д. Медведки Котласского района Архангельской области коренные жители деревни реконструировали дом родителей Кузнецова Н.Г., где он провел детство. Здесь открылся Дом-музей адмирала.

Статья написана по материалам книги “Флотоводец. Материалы о жизни и деятельности Николая Герасимовича Кузнецова Наркома Военно-Морского Флота Адмирала Флота Советского Союза” под ред. Р.В. Кузнецовой, М., Садовое кольцо, 2004.