15 октября

Советские войска оставили Боровск и Верею. Немцы подошли к Москве на расстояние в 100 километров. ГКО принял постановление об эвакуации Москвы. Вплоть до 1988 года полный текст постановления не опубликуют, он будет известен лишь в кратком переложении.

Ставка Верховного Главнокомандования отдала директиву войскам Юго-Западного и Южного фронтов об отходе на линию Касторное, р. Оскол, Красный Лиман, Горловка, Таганрог. Ставка сформировала 56-ю Отдельную армию, возложив на нее задачу по обороне Ростова-на-Дону.

Начала боевую и диверсионную деятельность партизанская группа с. Булаховка, Павлоградского района, Днепропетровской области, под командованием Кучеренко Г.С.

В этот день по Москве распространились слухи о поражении под Вязьмой. Считалось возможным, что немцы достигнут Москвы за 24 часа. Началась паника, которая достигнет своей кульминации 16 октября.

16 октября

Войска 4-й (командующий генерал-лейтенант Яковлев В.Ф.) и 52-й (командующий генерал-лейтенант Клыков Н.К.) армий Северо-Западного фронта вели ожесточенные оборонительные бои с войсками 16-й армии противника, перешедшей в наступление и наносившей главный удар на Грузино, Будогощь, Тихвин, Лодейное Поле, а вспомогательный — на Малую Вишеру с целью соединиться с финскими войсками на р. Свирь, полностью блокировать Ленинград, принудить его защитников к капитуляции и окружить войска 54-й армии, действовавшие к западу от р. Волхов (заверш. 8.11.41 г.).

Телефонистка Ульяна Потапенко под огнём противника устраняет повреждение линии связи

Завершилась переброска войск Приморской армии (командующий генерал-лейтенант Петров И.Е.) из Одессы в Крым (нач. 1.10.41 г.). В целях объединения войск, находившихся в Крыму, и организации тесного взаимодействия с Черноморским военно-морским флотом Ставка ВГК создала Военный совет и штаб войск Крыма. Командующим войсками Крыма был назначен адмирал Левченко Г.И.

Закончилась героическая оборона Одессы войсками Одесского оборонительного района (нач. 5.8.41 г.). Эвакуация Одессы осуществлялась в трудных условиях, связанных с отражением атак противника. В 5 часов 10 минут из Одесского порта вышел последний транспорт. Советские войска более двух месяцев сковывали 18 вражеских дивизий и наносили им тяжелые потери, чем оказали существенную помощь войскам Южного фронта.

Начал боевую и диверсионную деятельность Одесский партизанский отряд под командованием Молодцова В.А. (кличка Бадаев). Партизаны отряда Бадаева дислоцировались в Усатовских и Куяльницких катакомбах. Имея радиоприемник, партизаны принимали и распространяли сводки Созннформбюро, проводили диверсионные акты.

Передовые гитлеровские отряды вышли к Малоярославцу и завязали бои на его окраинах. В 25 районах Москвы сформированы партийно-комсомольские батальоны общей численностью около 10 тыс. человек.

В ночь на 16 октября в Куйбышев эвакуировался центральный аппарат НКВД СССР. В Куйбышев увезли и особо «ценных» заключенных; некоторых из них (генерал-полковников — заместителя наркома обороны СССР Александра Локтионова и Героя Советского Союза Григория Штерна, генерал-лейтенантов Героя Советского Союза Павла Рычагова, дважды Героя Советского Союза Якова Смушкевича) расстреляют там 28 октября.

Паника в Москве достигла наивысшего предела. Москвичи, не имевшие никакой официальной информации, но видевшие, как в последние дни друзья, знакомые, соседи лихорадочно упаковывают чемоданы и мчатся на вокзал, с утра с замиранием сердца прочли в газетах сводку Совинформбюро: «В течение ночи 14-15 октября положение на Западном направлении фронта ухудшилось…» Метро в Москве было закрыто, трамваи не ходили, над городом повис дым, — во всех учреждениях жгли документы и архивы, жгли даже домовые книги и телефонные справочники.

17 октября

Ставка ВГК объединила войска, действовавшие на осташковском, ржевском направлениях и в районе Калинина, в Калининский фронт (командующий генерал-полковник Конев И.С.). Войска Калининского фронта включились в Калининскую оборонительную операцию, проводимую войсками Западного фронта (нач. 9.10.41 г.).

Войска 16-й армии Западного фронта оказали стойкое сопротивление противнику, перешедшему в наступление на волоколамском направлении. Удар 46-го моторизованного корпуса противника в стык Волоколамского и Можайского укрепленных районов успеха не имел.

17 октября по радио выступил первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Александр Щербаков, более или менее убедительно разъяснил необходимость эвакуации некоторых учреждений и промышленных предприятий, решительно опроверг слухи о готовящейся сдаче столицы, призвал москвичей защищать столицу до «последней капли крови» и сказал самое главное, что Сталин — в Москве.

Никакого геройства в том, что Сталин остался в столице, усматривать не стоит: на Центральном аэродроме Иосифа Виссарионовича постоянно ждали 4 самолета, на железнодорожной платформе вблизи завода «Серп и молот» стоял бронепоезд. В Куйбышеве для Сталина было подготовлено жилье в здании обкома партии. На берегу Волги отремонтировали несколько дач, под землей соорудили колоссальное бомбоубежище. Многие историки утверждают, что Сталин в один из этих дней даже прибыл на платформу, дошел до бронепоезда, но развернулся и вернулся в Кремль.

Войска Юго-Западного и Южного фронтов начали отход на линию Касторное, р. Оскол, Красный Лиман, Горловка, Таганрог (законч. 30.10.41 г.). Войска Южного фронта оставили Таганрог (осв. 30.8.43 г.). В Таганроге организована молодежная подпольная организация под руководством секретаря горкома комсомола Морозова С.Г. (Николай).

В Севастополь прибыли последние транспорты с войсками, боевой техникой и снаряжением, эвакуированными из Одессы. Транспортный флот совершил 911 рейсов и перевез свыше 400 тыс. т грузов. Эскадренные миноносцы, тральщики и сторожевые катера сделали более 700 выходов для конвоирования.

18 октября

ГКО принял постановление о формировании из личного состава ВМФ стрелковых бригад для участия в боевых действиях на сухопутных фронтах.

Ставка Верховного Главнокомандования, учитывая важность обороны на подольском и наро-фоминском направлениях, приказала объединить войска, сражавшиеся в районе Наро-Фоминска, управлением 33-й армии под командованием генерала Ефремова М.Г. Гитлеровцы на нескольких участках прорвали советскую оборону на можайском рубеже и оказались в 80-100 км от Москвы. Москва превратилась в прифронтовой город.

Под натиском превосходящих сил противника войска Западного фронта оставили Малоярославец и Можайск.

Войска 51-й Отдельной армии завязали бои по отражению наступления противника на Крымском перешейке, на Ишуньских позициях.

19 октября

ГКО принял Постановление о введении с 20 октября 1941 г. в Москве и прилегающих к городу районах осадного положения. Оборона столицы на рубежах, отстоявших от нее на 100-120 км к западу, возлагалась на войска Западного фронта. Непосредственная оборона Москвы на ее ближних подступах возлагалась на начальника гарнизона Москвы.

На совещание ГКО, где было принято это постановление, пригласили и председателя Моссовета Василия Пронина. После войны Пронин расскажет, что перед входом в кабинет Сталина он услышал слова Берии, сказанные Молотову и Маленкову: «Москва — не Советский Союз. Оборонять Москву — дело бесполезное. Ну, с чем мы будет защищать Москву? У нас же ничего нет. Оставаться в Москве — опасно, нас перестреляют, как куропаток». Берия настаивал на сдаче Москвы немцам и занятии обороны на Волге. Маленков поддакивал ему. Молотов бурчал возражения, остальные молчали…

Войска 8-й армии (командующий генерал-лейтенант Шевалдин Т.И.) после упорной обороны оставили о. Даго.

Путивльский партизанский отряд под командованием Ковпака С.А. провел первый бой с немецкими фашистами в Спадщанском лесу, Путивльского района. Сумской области. На минах, установленных партизанами, подорвались два танка врага.

20 октября

Началось наступление войск Ленинградского фронта на синявинском направлении с целью прорыва блокады Ленинграда. Наступление советских войск не было завершено, так как начавшееся наступление противника на тихвинском направлении потребовало усиления этого направления значительными силами Ленинградского фронта из числа войск, принимавших участие в наступлении на синявинском направлении.

Партизанский отряд Петропавловского района, Днепропетровской области, под командованием Кривули Д.А. вместе с бойцами советских частей взорвал мост через р. Бык.

35-летие встретил советский летчик Фёдор Петрович Полынин (1906-1981), ставший затем Героем Советского Союза, генерал-полковником авиации.

21 октября

В газете «Правда» опубликовано сообщение о формировании в Москве рабочих батальонов для занятия оборонительных рубежей на подступах к городу, строительства укреплений, несения гарнизонной службы и сторожевого охранения. Кроме рабочих батальонов на заводах и фабриках города создавались дружины по охране предприятий.

22 октября

Войска 52-й армии, отходившие с упорными боями в юго-восточном направлении, были вынуждены оставить Большую Вишеру. Войска 18-й армии (командующий генерал-майор Колпакчи В.Я.) Южного фронта оставили г. Макеевка.

Партизанский отряд Апостоловского района, Днепропетровской области, под командованием Карастоянова И.И. подорвал железнодорожный мост на линии Никополь — Апостолово, пустил под откос воинский эшелон противника вблизи с. Высокополье.

45-летие встретил начальник Главного управления автобронетанковых войск РККА и заместитель наркома обороны СССР Яков Николаевич Федоренко (1896-1947), ставший затем командующим бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск, маршалом бронетанковых войск.

15-летие встретил москвич Спартак Васильевич Мишулин (1926-2005), убежавший из московского дома на фронт, потом оказался в Казахстане, работал трактористом, выступал в самодеятельности, стал популярнейшим актером театра и кино.

продолжение