После того, что было сделано Петром I и Анной Иоанновной на пути разрешения турецкого вопроса, ближайшей целью Екатерины II на этом пути было завоевание Крыма и утверждение на северных берегах Черного моря. С одной стороны, это давало России на юге естественные границы, а с другой — служило важным этапом на пути обращения Черного моря в русское море и завладения свободным выходом из него.

При таких обстоятельствах борьба с Турцией в царствование Екатерины II являлась неизбежной. Для решения вопроса о плане войны со стороны России 4 ноября 1768 года был собран в Петербурге, под личным председательством императрицы, военный совет, который прежде всего единодушно решил вести войну наступательную и постановил для операций против турок сформировать две армии: главную, под начальством кн. Голицына, для овладения Каменец-Подольском и Хотиным, и вторую армию, гр. Румянцева, численностью до 40 тыс. чел., сосредоточиваемую у Екатеринослава и у Бахмута, для прикрытия южных границ государства.

Действия армии кн. Голицына в 1769 году, несмотря на ее наступательную задачу, были крайне медленны и нерешительны: только 10 сентября ему удалось занять крепость Хотин. Вторая армия, бывшая под начальством Румянцева, пока первая оперировала у Хотина, двинулась к Бугу, при чем, искусно организуя это движение и высылая сильные передовые отряды, доходившие до Бендер, гр. Румянцев ввел в заблуждение визиря относительно своих сил. Это и послужило главной причиной бездействия визиря и его нерешительности вторгнуться в Новороссию и идти всеми силами к Хотину. Когда же Голицын окончательно отошел за Днестр, то вторая армия расположилась на зимних квартирах по обе стороны Днепра около Кременчуга.

По предположениям Военной коллегии, для действий против турок в кампании 1770 года было назначено 148 тыс. чел. с 40 тыс. разных нерегулярных войск. Все эти войска распределялись на две армии и 4 отдельных корпуса. Первая армия — гр. Румянцева — 71 тыс. чел., 162 орудия, 9 тыс. нерегулярных. Вторая армия — гр. Панина — 33,5 тыс. чел., 97 орудий и 2 тыс. нерегулярных. Крымский корпус — 7,5 тыс. регулярных и 14 тыс. нерегулярных, 87 орудий. Польский корпус — 13 тыс., 38 орудий, 2,5 тыс. нерегулярных. Кубанский корпус — 600 регулярных, 4 орудия и 12 тыс. нерегулярных. Закавказский корпус — 3 тыс. регулярных, 12 орудий, 500 чел. нерегулярных.

Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский

Главные силы своей армии Румянцев расположил под прикрытием Хотина за Днестром. Для установления же связи со 2-й армией Румянцев выслал из своей армии левым берегом Днестра, к Бендерам, отряд легких войск кн. Прозоровского, который должен был соединиться около Бендер с отрядом Витгенштейна.

План кампании 1770 года, составленный в Петербурге, сводился к следующему: 2-й армии гр. Панина вести правильную осаду Бендер, а 1-й армии гр. Румянцева — прикрывать эту осаду. Лишения, испытываемые войсками, побудили Румянцева решиться на очищение Валахии и южной части Молдавии. Румянцев сам отлично понимал, что это произведет весьма невыгодное впечатление, но он решается на это, чтобы иметь возможность при изменившейся обстановке выполнить основную мысль своего плана — активными действиями прикрыть осаду Бендер; для этого он считает необходимым сосредоточить все свои силы на Пруте между Бендерами и Яссами, а сосредоточившись, броситься на врага к устьям pp. Прут и Серет. Это движение привело его к бою при Рябой Могиле 17 июня 1770 г., в котором гр. Румянцев разбил наголову 72-тыс. отряд турок и татар, занявший сильную позицию на левом берегу р. Калмацуй. Победа эта была добыта, главным образом, благодаря искусному маневрированию армии гр. Румянцева.

Потери неприятеля были довольно значительны: одних убитых, неподобранных при отступлении, найдено нами было до 400 чел. Наши потери были совершенно ничтожны и не превосходили 50 чел., выбывших из строя за все время действия с 15 июня. Победа Румянцева при Рябой Могиле установила господство русских в долине р. Прут, за исключением его низовьев, и обеспечила связь со второй армией. Однако недостаток сведений о неприятеле, вследствие потери соприкосновения с ним, делал обстановку для Румянцева совершенно невыясненной; первой его заботой являлось производство разведки.

Решив оставить свои главные силы на левом берегу Прута, он высылает вперед три авангарда: один — Потемкина — по правому берегу Прута и два Бауэра и Репнина — по левому берегу; главные силы три дня оставались близ поля сражения при Рябой Могиле. Уже 21 июня Румянцев получил от Потемкина донесение, что его разъезд обнаружил неприятеля впереди р. Елани.

26 июня он достигает Фальчи. Бауэр в этот день прибыл к р. Тегечи против Фальчи. Главные силы находились в этот день у р. Серет. Впереди их уступом влево находился авангард Репнина против д. Цыганки. 30 июня Румянцев прибыл к месту расположения Бауэра, и здесь им были получены сведения, что неприятель в значительных силах замечен в 25 верстах впереди Бауэра, на левом берегу Прута, около р. Ларги. На правом же берегу турки отступили перед наступавшим авангардом Потемкина. Румянцев тотчас двинул к Ларге авангард Бауэра, а за ним и авангард Репнина.

В это время Румянцев получил известие с Дуная, что визирь все еще стоит у Исакчи и никак не может построить там прочного моста, однако успел уже выслать до 20 тыс. на присоединение к войскам, сосредоточенным на р. Ларге. Румянцев принимает решение атаковать и разбить неприятельскую армию, сосредоточенную на р. Ларге, прежде чем к ней присоединятся высланные с Дуная подкрепления.

Приняв такое решение, Румянцев ближайшей целью ставит себе сосредоточение к бою возможно большего числа из своих войск. Для этого он все войска, находившиеся на правом берегу Прута, переводит на левый и только у мостов в Фальчах был оставлен незначительный отряд Каковинского. Сосредоточение армии, начавшееся 2-го же июля, было совершенно закончено 5 числа.

Неприятельская армия, силой до 80 тыс. чел., из которых 15 тыс. было турок и 65 тыс. татар, занимала чрезвычайно сильную, по местным условиям и хорошему укреплению, позицию при слиянии pp. Ларги и Прута. Позиция представляла собой возвышенное плато, которое образовывал высокий и крутой левый берег р. Ларги, командовавший над правым его берегом. В самой западной своей части, которая, собственно, и была занята турками, плато было разрезано двумя крутыми оврагами, впадающими в р. Ларгу и препятствующими свободному сообщению вдоль позиции.

С фронта позиция прикрывалась р. Ларгой, непроходимой вброд. Левый фланг позиции обеспечивался р. Прут и ее болотистой долиной. С юго-востока и с юга позиция турок ограничивалась широкой долиной р. Бабикула, имеющей довольно высокие и крутые берега. Отмеченное взаимное расположение pp. Ларги и Бабикула приводило к тому, что, окруженная со всех сторон, она только с восточной стороны на правом фланге имела открытый выход. Этот выход, лежащий между pp. Ларгой и Бабикулом, достигал ширины до 4 верст и имел при данных условиях чрезвычайное значение: через него проходили пути отступления с позиции к Бендерам; он делал правый фланг позиции наиболее слабым; он, наконец, являлся наиболее удобным подступом для атаки неприятельского расположения. Позиция турок за р. Ларгой была наиболее уязвима с правого фланга.

Турки прекрасно оценивали как выгодные, так и невыгодные стороны своей позиции; они построили четыре ретраншамента (фортификационное сооружение): три — на фронте позиции между оврагами, его разделяющими, а четвертый — на правом фланге, в виде подковы, для преграждения удобнейших подступов к позиции и с целью затруднить ее обход с этой стороны. Вообще же, все укрепления в совокупности способствовали пассивной обороне противника и облегчали ему отражение одновременных ударов с фронта и с открытого правого фланга.

Пехота противника заняла все укрепления, а конница (60 тыс. чел.) сосредоточилась за правым флангом, имея назначением действовать активно в широкой Бабикульской долине. Румянцев решил в основу предстоящего боя положить следующую идею: демонстрируя с фронта, нанести решительный удар в правый фланг противника.

Составленный Румянцевым план для атаки турок и татар, расположившихся на позиции за р. Ларгой, сводился, согласно заблаговременно отданной диспозиции, к следующему:
1) для атаки назначались все войска, находившиеся в руках Румянцева. К полю сражения не был притянут только 2-тысячный отряд Каковинского, который имел задачу прикрывать мосты у Фальчи;

2) для наступления все войска были разделены на три группы: а) правая группа под начальством Племянникова П.Г., численностью до 6 тыс. чел.; б) левая группа, состоявшая из двух частей — отрядов Бауэра и кн. Репнина: первый до 4 тыс. чел.  и второй — до 11 тыс. чел.; в) главные силы, под личным начальством Румянцева, общей численностью в 19 тыс. чел., из которых 11 тыс. пехоты и 8 тыс. чел. конницы;

3) задачи каждой группы были следующие: а) правая группа Племянникова должна была наступлением с первым рассветом на центр неприятельской позиции привлечь на себя внимание и силы турок, а затем перейти к решительной атаке одновременно с войсками, атакующими во фланг; б) левые группы Бауэра и Репнина должны были, по наведенным Бауэром мостам, скрытно переправиться в строго установленном порядке через Ларгу значительно выше неприятельского лагеря, занять хребет, идущий к его правому флангу, и сначала прикрыть переправу главных сил, а затем наступать по отмеченному хребту и, обойдя таким образом правый фланг позиции турок, атаковать их в самый чувствительный и наиболее важный пункт их расположения; в) главные силы должны были идти, а затем и переправиться в строго установленном порядке: пехота в двух колоннах, конница — в третьей колонне, а пороховые ящики в четвертой — за отрядами Бауэра и Репнина, служа резервом.

Назначением этого резерва было: во-первых, совместно с левой группой нанести решительный удар в избранную точку, а во-вторых, обеспечить все наступление с левого фланга, на который, по условиям местности и в соответствии с наличием в составе неприятельской армии значительного количества конницы, можно было ожидать атаки последней. Таким образом, из всего состава армии в 40 тыс. здоровых людей для главного удара предназначалось 34 тыс. чел., а для демонстративных целей — всего лишь 6 тыс. чел. Бывшие при армии арнауты и казаки должны были, держась левее ударного крыла, направляться для атаки противника во фланг и тыл.

Само наступление войск между Ларгой и Бабикулом предписывалось производить так: отряды Бауэра и Репнина должны были наступать отдельными каре, имея между ними свою конницу. Главным силам указывалось наступать отдельным дивизионным каре, которому быть почти линейным, с небольшим числом батальонов между передним и задним фасами каре. Отрядам Бауэра и Репнина указывалось быть готовыми к тому, чтобы, в случае надобности, дать в первой линии место главным силам, с чем и сообразоваться при наступлении. Регулярная конница должна была располагаться между каре.

Диспозиция для атаки неприятеля на р. Ларге была разослана 6 июля, накануне боя, всем отдельным начальникам; Племянников же, вследствие особой задачи, возложенной на его отряд, был снабжен еще специальной инструкцией. Переправа войск через р. Ларгу, а также развертывание их на хребте между долинами Ларги и Бабикула были исполнены точно по диспозиции. Однако неприятель скоро узнал о переходе наших войск через Ларгу. В два часа ночи все войска начали наступление.

Племянников, построив пехоту в два каре, поставив сзади конницу и выдвинув на фланги егерей, двинулся к устью р. Ларги, направляясь на имеющийся там мост. Не доходя приблизительно трех верст до моста, Племянников остановился у крутого оврага, привлекая на себя первое внимание турок.

Отряды Бауэра и Репнина, выстроив после переправы боевой порядок, стали наступать по хребту в юго-западном направлении; уступом впереди и справа каре Репнина наступали егеря. Бауэр принял влево к долине р. Бабикул и наступал в одном каре, имея своих егерей также впереди и слева. Еще левее егерей Бауэра двигалась легкая конница. Румянцев с главными силами двигался за Бауэром и Репниным, составляя общий резерв. Главные силы наступали в одном каре, имея сзади за собою всю регулярную конницу.

К 4 часам утра каре Бауэра, Потемкина и Репнина, сбив передовые татарские посты, подошли без всякого препятствия к крутому оврагу, прикрывавшему доступ к сильному, правофланговому, подковообразному турецкому укреплению. В неприятельском лагере началась тревога, поднялась общая суматоха, раздались тревожные крики. В то же время из укреплений был открыт сильный артиллерийский огонь.

Тогда Румянцев отдал приказание немедленно взять неприятельское укрепление. Каре Репнина было направлено для атаки ретраншамента справа, Потемкина — с фронта, Бауэра — слева, причем последнему было указано проникнуть во внутренность ретраншамента, открытого с этой стороны. Атаку ретраншамента Румянцев приказал тщательно подготовить артиллерийским огнем; при этом, чтобы возможно скорее достигнуть результатов подготовки, он артиллерию Бауэра и Репнина подкрепляет из главных сил 17-й орудийной бригадой полевой артиллерии Мелиссино.

Между тем все три каре боевой части продолжали продвигаться вперед и, подойдя на 200 шагов к ретраншаменту, остановились и открыли по нему картечный огонь из 60 полковых пушек, поставленных в семи батареях между каре. В то же время бригада Мелиссино заняла позицию на высоте несколько позади и между каре Репнина и Потемкина. Огонь русской артиллерии, особенно бригады Мелиссино, был весьма эффективен, и турецкая артиллерия вскоре вынуждена была замолчать.

С открытием канонады на левом фланге армии Племянников стал продвигаться вперед и, подойдя к правому берегу р. Ларги, открыл фронтальный артиллерийский огонь. Угрожаемые атакою с фронта отрядом Племянникова и видя, что успех на правом их фланге склоняется на сторону русских, турки решили задержать наступление Румянцева против подковообразного ретраншамента и выслали всю татарскую конницу долиною реки Бабикул, с тем, чтобы ее атакой на легкие войска и на левый фланг главного каре Румянцева принудить его остановиться, после чего атаковать с тыла войска Репнина и Бауэра.

Зорко следивший за ходом боя Румянцев скоро заметил движение татар и, сознавая всю его опасность, выслал для его парирования бригаду Римского-Корсакова из дивизии Брюса, стоявшей на левом фланге главного каре, и бригаду полевой артиллерии Внукова. Бригада Римского-Корсакова спустилась в долину Бабикула и открыла продольный огонь вдоль долины. Артиллерия Внукова расположилась на высотах правого берега долины и также начала продольно обстреливать татар.

Действия Римского-Корсакова и Внукова вполне обеспечили тыл Репнина и Бауэра, и они свободно могли продолжать свою атаку. В это время Румянцев, передав оставшиеся в главных силах дивизию Олица и часть дивизии Брюса под начальство Олица, прибыл в боевую часть для непосредственного руководства ею.

В момент прибытия Румянцева к боевой части Репнин и Потемкин вели атаку против фронта неприятельского правофлангового ретраншамента; часть войск из каре Потемкина, под начальством бригадира Ржевского,- во фланг и тыл того же окопа. Бауэр, двигаясь левее Ржевского, и будучи прикрыт егерями и действиями бригады Римского-Корсакова от татарской конницы, продвинулся на удобную позицию, находящуюся в 200 шагах от него, и артиллерийским огнем стал обстреливать тыл неприятельской позиции.

Меткий огонь русской артиллерии, охват Ржевского и обход Бауэра дали возможность Репнину в замечательном порядке и без особых потерь ворваться в укрепление и овладеть правофланговым участком позиции, с которого турки отступили на второй ее участок.

Между тем Племянников, под прикрытием огня своей артиллерии и строго сообразуясь с развитием успеха атаки Репнина, перешел к решительной атаке фронта неприятельской позиции. Для противодействия атаке Племянникова турки встретили контратакою его каре войсками, занимавшими крайний левый неатакованный участок позиции. Контратака турок, несмотря на ее стремительность, успеха не имела. При дальнейшем развитии боя Племянникову пришлось преодолеть только сильные местные препятствия, так как сопротивление неприятеля было парализовано постепенным вдоль позиции продвижением к ее левому флангу войск Репнина, а за ними и Бауэра.

При таких условиях вскоре все неприятельские укрепления были заняты русскими войсками. К этому же времени турецко-татарская конница, направленная против главных сил Румянцева долиною Бабикула, не выдержав огня артиллерии Внукова и пехоты Римского-Корсакова, обратилась в бегство. Для ее преследования тотчас были направлены легкая конница и вся регулярная конница Салтыкова.

Удачные действия Репнина, успехи Племянникова, бегство турецко-татарской конницы распространили в армии противника панику, и к 12 часам дня сражение было окончено полной победой Румянцева. Турки и татары обратились в поспешное бегство.

В сражении при р. Ларге турки потеряли одними убитыми около 1 тыс. чел. Потери русских не превосходили 100 чел. выбывшими из строя. Наши трофеи составляли: 30 орудий, 8 знамен, ставки пашей и весь неприятельский лагерь. За победу в сражении при Ларге Румянцев был награжден орденом Св. Георгия первой степени, получив первым этот высокий знак отличия. Генерал-аншеф Племянников П.Г. получил 2-ю степень ордена святого Георгия, став первым её кавалером.

Исследование ординарного профессора Императорской Николаевской Военной Академии Генерального штаба полковника А.К. Баилова, из книги «История русской армии», М., «Эксмо», 2014, с. 113 – 118.