Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать.
А. Блок

Творчество Л.Н. Толстого охватывает большой период времени — с 50-х годов XIX века до 10-х годов XX века. Он принимал участие в Крымской войне, видел жизнь крепостных крестьян, был свидетелем реформы 1861 года и нарастания революционного движения в 90-е годы позапрошлого века.

Изображение духовного роста человека, «диалектики души» — самое, пожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно человеческим качеством — богатством душевного мира — он наделяет только симпатичных ему людей. Эта своеобразная традиция прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир; человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера.

В раннем произведении, трилогии «Детство. Отрочество. Юность», рассказана история молодого дворянина; здесь много биографических черт, но это не биография автора, это история становления внутреннего облика молодого человека. У героя трилогии Николеньки Иртеньева богатый душевный внутренний мир, потому что он способен видеть и впитывать в себя многочисленные явления жизни, анализировать их, способен видеть «душу живую» в других людях и может в определенный момент произвести переоценку ценностей. В трилогии уже намечен образ, черты которого мы будем находить в других героях, например, в Андрее Болконском и Пьере Безухове.

В романе «Война и мир» Толстого не случайно многие страницы посвящены психологии героев, их внутреннему миру, нравственным исканиям. Автор сумел рассказать о побудительных причинах поступков человека и сам определил, что понимает под словами «духовный мир» героя: «жизнь сердца и интересы мысли». Любимые герои писателя — те, кто мучительно ищет «что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?».

Такими ищущими смысла жизни людьми предстают перед нами князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Умственные и жизненные искания героев сближают их, делают интересными друг другу и друзьями, для которых светская жизнь не имеет смысла.

Толстой Л.Н., фото 1849 г.

В тот момент, когда мы впервые встречаемся с ними в салоне Анны Павловны Шерер, известной фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны, Пьеру двадцать лет, он только что вернулся из-за границы, где прожил девять лет, получил образование и воспитание. Князь Андрей старше на семь лет, женат, «свой» человек в светской гостиной. Но «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было скучно». Только Пьеру он радостно улыбается, потому что он единственный там человек, который ведет себя естественно, говорит то, что думает. Болконский видит, что Пьер тянется к нему, доверяет ему во всем, и отвечает ему тем же. Андрей раскрывает перед ним самые сокровенные мысли и чувства: признается, что несчастлив, что ведет жизнь, которой недоволен, что мечтает уехать в армию.

Следующая их встреча происходит в Богучарове, когда по дороге из своих южных имений Пьер заехал к князю Андрею, так как чувствовал душевную потребность свидания с другом. Шел 1808 год. Много событий произошло в жизни каждого из них, во многом они изменились в результате переживаний, страданий, оставивших след в душе.

Князь Андрей, участвуя в военных событиях 1805 года, «почитал свой собственный интерес в ходе общего дела», храбро сражался под Шенграбеном и Аустерлицем. Последнее сражение в корне изменило его представление о славе и перечеркнуло его идеал. Он увидел грязь, кровь, страдания и муки людей, познакомился с истинным героизмом батарейцев Тушина, понял, что подвиги совершаются не ради личной славы, а во имя Родины, для спасения людей. Окончательный крах идеи бонапартизма потерпели на Праценской высоте, где раненый Болконский увидел объезжающего поле битвы Наполеона и, еще вчера мечтавший о «собственном Тулоне», совершенно иначе оценил свой прежний идеал: «так мелочен ему показался сам герой его».

От большой доли эгоизма князь Андрей освободился под влиянием смерти жены во время родов; «он почувствовал, что в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть».

Жизнь Пьера в эти годы складывалась иначе. Он пережил увлечение жизнью «золотой молодежи», пытался найти счастье в семейной жизни, вступил в общество масонов, колеблясь, но желая поверить в его заповеди и устав. Безухов хочет быть полезным людям, он отправляется в южные имения, чтобы облегчить жизнь крепостных крестьян (князь Андрей сделал то же самое в Богучарове). Пьер твердо верит, что «наслаждение делать добро есть единственно верное счастье в жизни». Его желание жить для других, делая им добро, благотворно влияет на грустное и критическое настроение Андрея.

Под влиянием встречи с Пьером, с семьей Ростовых в Отрадном, под воздействием желания быть нужным и полезным людям князь Болконский возвращается в Петербург, работает над проектом устава армии, а затем принимает участие в работе комиссии Сперанского. Его жизнь украсилась любовью к Наташе, истинной дружбой Пьера, Но дела, которое принесло бы князю удовлетворение, он так и не нашел. Начавшаяся Отечественная война 1812 года застает его ожесточившимся, неудовлетворенным, несчастным. Только в условиях единения с народом в борьбе против захватчиков князь Болконский приобретает душевное равновесие.

В годы, предшествовавшие Отечественной войне 1812 года, «в душе Пьера происходила сложная и трудная работа внутреннего развития», а внешне его жизнь была обычной и даже обыденной для богатого хлебосольного русского барина, «кошелек его был открыт для всех». Графа Безухова мучила неудовлетворенность собой и фальшь «деятельности» масонов. После поездки за границу и выступления перед «братьями», после вступления в масонство любовника его жены Бориса Друбецкого Пьер мучается и терзается сомнениями сильнее, чем прежде, но найти свое место в жизни пока, к сожалению, не умеет.

Путь друзей — Андрея Болконского и Пьера Безухова — путь сближения с народом, путь познания народной жизни. Как и вся лучшая часть русского дворянства в канун Бородинского сражения и после него, они приходят к единственно верному в этих обстоятельствах суждению о смысле бытия человека на земле. Князь Андрей выражает отношение всего русского народа к врагам, вторгшимся на территорию исконно русской земли: «Надо их казнить». А Пьер после великого Бородина говорит себе: «Солдатом быть, просто солдатом». Под влиянием этих мыслей он остается в охваченной пожаром Москве, чтобы убить Наполеона. Это наивысшая форма проявления истинного патриотизма.

Такими мы видим друзей в Отечественной войне 1812 года, и таков, на взгляд Толстого, закономерный результат нравственных исканий представителей передовой части русского дворянства первой четверти XIX века. Главные герои действительно достойны звания «лица нации». Они — воплощение лучших черт русского национального характера.

Лев Толстой — величайший русский классик пера и великолепный мастер психологического портрета. С присущим только ему мастерством он, используя художественные средства языка, словно художник, рисует перед нами картину внутреннего мира героев. Автор заставляет пройти героев через трудные жизненные испытания, чтобы привести их, наконец, к пониманию мира и своего места в нем. И герои с честью выдерживают эти испытания, показав всю силу и достоинство своих характеров.