Кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, актёр и композитор Петр Тодоровский принадлежит к славному военному поколению наших кинематографистов. Как у Григория Чухрая, Юрия Озерова, Василия Ордынского, Владимира Басова, Станислава Ростоцкого, и у него в начале жизни была Великая Отечественная война…

В кино Тодоровский начинал как оператор, своим сверстникам режиссёрам он помогал снять «их кино», к примеру, Марлену Хуциеву такие известные и любимые зрителем фильмы: «Весна на Заречной улице» и «Два Фёдора». Фильмы Тодоровского отличаются лиризмом, юмором, оттенённым лёгкой грустью, мужественным и сдержанным драматизмом, поэтичность. Он проявил редкое умение работать на стыке жанров и делать человечное, доброе, «про жизнь», по-настоящему зрительское кино.

Тодоровский Петр Ефимович родился 26 августа 1925 г. на Украине, в городе Бобринец, Кировоградской области в простой семье. В Красную Армию был призван в апреле 1943 г., затем был направлен в Саратовское военно-пехотное училище. С августа 1944 г. лейтенант Петр Тодоровский — командир миномётного взвода, воевал на 1-м Белорусском фронте.

Нетужилин (Н. Бурляев) в фильме "Военно-полевой роман"

Нетужилин (Н. Бурляев) в фильме "Военно-полевой роман"

Тодоровский П.Е. принимал участие в освобождении Варшавы, Щецина, Берлина и др. городов, закончил войну у Шёнхаузена на Эльбе, был ранен, контужен и награждён орденами Отечественной войны І и ІІ степени и медалями. Увиденное и пережитое в те годы навсегда запечатлелось в памяти молодого офицера и затем не раз отражалось в его собственных фильмах.

В 1954 г. Тодоровский окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Волчека Б.И.). Путь в режиссуру был долгим… Петр Тодоровский вошел в кинематограф с темой войны, фронтовой дружбы. В 1960-х гг. был его режиссёрский дебют с фильмом «Верность», посвящённом памяти погибшего фронтового друга Юрия Никитина. Фильм был отмечен премией за лучший режиссерский дебют на Венецианском кинофестивале в 1965 г.

Люба (Н. Андрейченко) с комбатом в фильме "Военно-полевой роман"

Люба (Н. Андрейченко) с комбатом в фильме "Военно-полевой роман"

Не имея ни драматургического, ни режиссерского опыта, сам всё постигая, после картины «Никогда» Петр Тодоровский становится постановщиком, сценаристом и композитором собственных картин. В 1970 г. в фильме М. Хуциева «Был месяц май» Петр Тодоровский дебютировал как актер, сыграв старшего лейтенанта Владимира Яковенко.

Воспоминания о войне тревожат память каждого фронтовика, и каждый видит ее по-своему. Помимо боев, которых было немало, радости побед, горечи утрат, которые остались в душе навсегда, память сохранила как забавные эпизоды, так и  нередко трагические. «Меня война не отпускает. Она меня держит. Вот почему постоянно к ней возвращаюсь. Я видел много крови, смертей, несправедливости — но ужас войны никогда не был для меня самоцелью…», — вспоминал П. Тодоровский. Петр Ефимович признаётся, что в его фильмах очень много личного и толчком к ним нередко служили факты из его собственной биографии.

Фильм «Военно-полевой роман», вышедший на экраны в 1983 году, вошел в номинацию лучших зарубежных фильмов, представленных Американской академией киноискусства на премию «Оскар». На ХХIХ Международном кинофестивале в Испании в 1984 г. лента получила приз за лучший сценарий, который был написан самим режиссером. Музыка всегда занимала особое место в жизни и творчестве Тодоровского П.Е. Именно, сам режиссёр написал песню «Городок провинциальный» на стихи Г. Шпаликова для своего фильма «Военно-полевой роман.

О своей картине «Военно-полевой роман» Петр Ефимович рассказывал: «Героиня фильма на фронте была королева. Она была любима, это был ее звездный час. А когда закончилась война — без мужа, без квартиры, — оказалась на дне. Бытует мнение, что «Военно-полевой роман» автобиографичен, что со мной произошла точно такая же история… Только два эпизода, которые стали основой для размышления. Один — когда шли к полевой кухне, чтобы получить перловую кашу и кусок хлеба, мы проходили мимо землянки комбата, где звучала музыка и смеялась женщина… А потом, уже после войны, голодным студентом зимой я шел мимо ЦУМа и увидел женщину, которая торговала пирожками. Но я не был уверен, что это она… Не подошел к ней. Спешил в фотомагазин, прошел мимо. Потом уже думал: не пойду на занятия — найду ее, чтобы рассмотреть, расспросить. Прибежал к ЦУМу — ее уже не было».

Во время войны герой фильма солдат Саша Нетужилин (Н. Бурляев) тайно и безответно влюбился в медсестру Любу Антипову (Н. Андрейченко), но она любила комдива Неронова (А. Мартынов), который погиб, остался ребёнок – дочка Катя… После войны Александр Нетужилин встретил Любу в Москве, зимой возле ЦУМа. Пританцовывая на морозе, грубоватая, неопрятная Люба-лотошница бойко торговала горячими пирожками. Александру становится мучительно больно за то, во что превратилась прекрасная «женщина товарища майора», за честь которой на фронте Саша даже дрался, не сумев стерпеть оскорбительных слов в её адрес.

Вновь встретив свою фронтовую мечту Любу, прежнее чувство у Александра вспыхивает с новой силой. Однако он женат и любит свою чудесную умницу-жену Веру (И. Чурикова), с которой ему легко и просто. Вера – эдакая жена-мать, заботящаяся о его питании, учебе, предупреждающая конфликты, следящая за тем, чтобы начальник Сашу ненароком «не обидел». Она смотрит на супруга с обожанием и восхищением. Когда её Александр стал ходить к Любе как фронтовой товарищ, Вера начинает бороться за мужа, боясь его потерять. Саша — бесхарактерный, инфантильный мужчина, который даже не считает нужным оградить жену от лишних известий о его «боевом товарище».

Александр просто не осознает, что он уже полностью увяз в своем чувстве, что нужно остановиться и подумать: а что дальше? Хотя, если бы хотел уйти от Веры, то не приглашал Любу к ним с Верой в гости. Особенно мне не понравилась сцена, когда при встрече с Верой Люба начинает ее унижать. А Саша стоит, молчит и смотрит в сторону. Нетужилин не понимает, что не может стать парой такой женщине, как героиня Андрейченко, она просто – не его женщина. Более того, Александр оскорбляется, увидев Любу с очередным новым мужем…

Однако Саша влюблен был не в Любу, а в тот эфемерный образ, который будоражил его на фронте. Саша для Любы — это часть той жизни, в которой она была королевой, была любима и счастлива! Люба предпочтёт Саше другого — зампредрайисполкома Новикова (В. Проскурин), бывшего фронтовика. С этим сильным человеком она найдёт успокоение и, вероятно, будет счастлива…

В этой совсем обычной истории про непреодолимую любовь героя к одной женщине и тихое, по-своему счастливое супружеское существование с другой, которая, пожалуй, истинно любит его, можно увидеть общечеловеческую мелодраму на фоне военных и послевоенных событий. Времена не выбирают — в них живут, любят и страдают. По сути, вся жизнь человека — как военно-полевой роман. На кинофестивале в Западном Берлине призом за женскую роль была отмечена Инна Чурикова, сыгравшая жену, хотя, именно трио основных исполнителей (ещё Н. Бурляев и Н. Андрейченко) заслуживало поощрения за умение существовать на экране в актёрском ансамбле и человеческом взаимном общении.

В конце, я хочу привести пронзительные строки Юлии Друниной о фронтовой любви:

Со своим батальонным
Повстречалась сестра —
Только возле прилавка.
А не возле костра…
— Что ж ты спишь, продавщица?
Возмущается хвост.
Но не может услышать
Этот ропот она,
Потому что все громче
Полыхает Война.
Потому что столкнулись,
Как звезда со звездой.
Молодой батальонный
С медсестрой молодой.