Экранизация С. Бондарчуком романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» вышла на экраны в 1975 г. Это военная драма о народном подвиге — великом и вечном. Фильм С. Бондарчука показал войну во всей ее неприкрашенности, во всей суровой правде. Он оказался одним из наиболее глубоких эпических произведений о Великой Отечественной войне, о простых солдатах, отстаивающих Родину, об истинной, кровавой цене победы…

«На таком оселке (точильный камень), как война, — писал в 1942 году Михаил Шолохов, — все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», — а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу…»

Эти слова героя рассказа «Наука ненависти» отлично выразили мысли и чувства миллионов наших граждан, поднявшихся на борьбу с фашизмом. Тогда же, в том же 1942 году, писатель начал работать над главами романа «Они сражались за Родину», которые легли в основу фильма. Большое счастье для кинематографа (но и большая ответственность!) иметь дело с литературой такого масштаба.

Кадр из фильма "Они сражались за Родину"

Кадр из фильма "Они сражались за Родину"

Весь образный строй картины направлен к одной цели — раскрыть то, как наш народ, одолев неимоверные испытания, сокрушил врага, спас человечество от фашистской чумы. Каждая деталь актерской игры, каждое слово, произнесенное героями, серьезное или шутливое, рождают ощущение подлинности происходящего на экране, захватывают зрителя. Уже сама заставка фильма, его первые кадры настраивают на особый лад.

Сиреневая, опаленная зноем степь. И сапоги — грубые солдатские сапоги. Идет войско. Солдаты. Никакой музыки — только звук шагов. Горестный звук — отступающее войско… Таково начало.

Кадр из фильма "Они сражались за Родину" (в центре Ю. Никулин)

Кадр из фильма "Они сражались за Родину" (в центре Ю. Никулин)

«Они сражались за Родину» — это «солдатский» фильм. Не только потому, что герои его — исключительно солдаты (лишь ненадолго появится единственный офицер, вскоре погибший, — лейтенант Голощёков, которого хорошо сыграл Н. Губенко). Нет, еще и потому, что война увидена, почувствована, пережита с точки зрения солдата — из окопа, с марша, с привала, из самых глубин солдатского бытия — с его многими горестями и немногими радостями. В фильме «Они сражались за Родину» мы видим солдат в таком реалистичном виде: пот, грязь (даже на лицах), постоянный голод и недосып, жизнь в постоянной близости смерти. Однако из последних сил солдаты вгрызаются в землю касками, лопатками и бьются насмерть.

Действие картины разворачивается в середине лета 1942 года. Советский стрелковый полк, потеряв много бойцов, отступает к Сталинграду. Полк должен занять и удерживать высоту посреди степи. С трудом вырыв в каменистой земле окопы, солдаты готовят позиции и отражают первую танковую атаку с помощью гранат и противотанковых ружей. Перед второй волной немецкая авиация наносит бомбовый удар по позициям полка, в результате чего многие бойцы гибнут, а также тяжёлое ранение получает рядовой Николай Стрельцов (В. Тихонов). Вторая танковая атака фашистов почти достигает цели, но вовремя прибывшее  подкрепление отбрасывает противника.

Поле битвы для солдата выглядит иначе, чем для командира, — вот он мой лично окоп, мой сектор обстрела, мой путь вперед — туда, где враг… С этих солдатских позиций «просматривается» все в фильме. Тут важен не только бой, но важно и ожидание боя, нечеловеческое напряжение схватки, форменный ад гибельного сражения и грубоватый юмор во время отдыха – всё важно, все существенно, ибо главная тема картины не какое-то конкретное историческое сражение, а нечто иное, более значительное: человек на войне. Шолохов поставил перед собой задачу труднейшую и уникальнейшую — дать во всей полноте образ народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом.

Война показана глазами простого солдата. Шолохову, как никакому другому писателю, удалось проникнуть в самое существо народного духа. Враг разбудил во вчерашних тружениках, как определяет писатель, «холодную ярость народного гнева», которая и помогает им делать невозможное, побеждать сильного врага. М. Шолохов и С. Бондарчук поднимают простое, казалось бы, не масштабное до высот истинно великого и общечеловеческого.

В фильме явственны два начала — патетическое и то, которое условно можно назвать бытовым. Патетическое — связано с боевой жизнью полка, с подвигом всего народа; бытовое, жанровое — с военными буднями солдат, раскрытием их характеров. Оба начала существуют в неразделимом единстве, характер героев познается и через патетику и через быт. Правда, это исковерканный войной и, в сущности, антигуманный быт.

Когда ночью полк проходит по горящему пшеничному полю, рядовой Иван Звягинцев (С. Бондарчук), в прошлом комбайнер, ужасается количеству причинённого войной ущерба. Все эти мирные люди, одетые в солдатскую форму, отторгнуты от естественного состояния. Они много говорят о женщинах — ибо это мужчины, которых война оторвала от жен, любимых. Они, может быть, излишне говорливы — ибо надо успеть выговориться: неизвестно, «кто и где лежит убитый и кому еще лежать». Это народ, которому не дают заниматься естественным его делом — трудом, это мирные люди, ввергнутые в войну, воюющие зло и отчаянно. И раскрывается весь этот глубокий смысл фильма в неспешном, вдумчивом, истинно романном повествовании.

Полк продолжает отступать… и опять вступает в бой с немецкими танками. В бою погибает ефрейтор Кочетыгов (А. Ростоцкий), сумев поджечь танк, бросив в него бутылку с горючей смесью. Во время нашей контратаки тяжёлое осколочное ранение в ноги и спину получает рядовой Иван Звягинцев. Похоронив однополчан, солдаты вновь уходят дальше. Во время привала тяжёлое состояние бойцов пытается изменить рядовой Некрасов (Ю. Никулин), рассказывая им смешную историю про то, как он случайно напугал дряхлую старуху, которая решила, что Некрасов ночью лезет к ней приставать…

В центре фильма — рядовой Лопахин в исполнении В. Шукшина. Сначала Пётр Лопахин производит на зрителя впечатление балагура и весельчака. Но после разговора со старухой-казачкой, мы видим совсем другого человека, — переживающего вынужденное отступление советских частей, патриота, ответственного за судьбу своей родины. Лопахин – смелый солдат, в одном из боёв он сбивает из противотанкового ружья немецкий истребитель.

В Петре Лопахине есть полнота личности, предельная достоверность каждого жеста, каждого взгляда, мельчайших подробностей поведения, душевного состояния. Разный он, шахтер и бронебойщик Пётр Лопахин, и эту неоднозначность яркой личности, эту простоту и сложность, этот мгновенный переход от соленой шутки к серьезным размышлениям о самом главном на земле, глубоко и тонко воплощает на экране Василий Шукшин.

Шукшин говорил во время съемок: «Вот, положим, солдат Лопахин. Я думаю, это очень народный характер. Он ведь хоть и должен подставлять грудь и спину снаряду, падающему с неба, останется, пока жив, живым человеком…» К сожалению, роль Лопахина стала последней в актёрской карьере Василия Макаровича Шукшина. Он скончался во время съёмок в начале октября 1974 г.  В двух сценах Лопахина с Натальей Степановной (Нонной Мордюковой) снимался другой актёр — Юрий Соловьёв, а Лопахина озвучивал Игорь Ефимов.

Превосходен дуэт Лопахин — Копытовский (Шукшин – Бурков), где всё художественно точно до мельчайших подробностей. Остальные актеры — И. Лапиков, Ю. Никулин, С. Бондарчук, Н. Волков и В. Тихонов — являют пример слаженного исполнительского ансамбля.

В фильме очень правдиво показано отношение местного населения к советским солдатам. Граждане искренне надеются, что их защитит от фашистов Красная Армия. Солдаты не жалеют своих жизней, но им приходится отступать, фактически оставляя местных жителей на произвол судьбы. Бойцы отступали и смотрели в глаза людям, в дом которых может быть уже завтра придет враг… Армейское обеспечение отстаёт, продуктов не хватает, а местные жители сначала отказываются кормить отступающих солдат. На фронтах сражаются их мужья, отцы, братья и сыновья, на самом деле хуторяне готовы отдать всё, лишь бы солдаты их защитили…

Подлинное сближение с романом происходит, как правило, внутри кинематографического замысла. Исход остатков полка, разгромленного в неравных боях июля сорок второго года, снят в долгих общих планах, редевшая колонна движется навстречу багровому предзакатному шару, фигуры купаются в тревожном мареве цвета огня и крови. Эта сцена могла бы остаться лишь живописной метафорой, если бы не словесный ряд: Лопахин обращается к «полудуре» Звягинцеву, когда тот, засыпая на ходу то и дело вываливается из строя.

Речь шолоховского персонажа, с неласковым мужским юмором, слова, произносимые Шукшиным с его неповторимой интонацией, преобразили сцену, не дав ей соскользнуть в декоративность. В этой сцене раскрывается трагедия человека, чья душа ожесточилась, полна горечи позора и вместе с тем — целительной злобы на себя и других.

В финале крупные силы советских войск двигаются в сторону Сталинграда. Лопахин в толпе замечает Николая Стрельцова. Оказывается, тот сбежал из медсанбата. Несмотря на полную глухоту и контузию,  Н. Стрельцов присоединяется к своим боевым товарищам, и вместе они уходят к Сталинграду…

«Они сражались за Родину» — один из, может быть, самых правдивых советских фильмов о Великой Отечественной войне, без супергероев и спецэффектов, снятый выдающимся оператором Вадимом Юсовым. В этом фильме, очень хорошо отображено всё то, чего не могут показать в современных фильмах о войне — бесстрашные подвиги, отвага, крепкая воинская дружба, героизм солдат. Потрясающая кинолента… Один только перечень актеров: Шукшин, Тихонов, Бурков, Никулин, Мордюкова, Бондарчук и др., сыгравших в этом фильме, говорит о высочайшем качество картины.