Киевское княжение Святополку II (Михаилу I) Изяславичу (1093-1113) уступил Владимир Мономах. Владимир был прозван Мономахом по имени матери — Византийской царевны Анны, дочери императора Константина Мономаха. Киевское княжество было завещано Владимиру Мономаху его отцом — Великим князем Всеволодом.

Судя по всему, Святополк был не лучшим претендентом на эту роль. По воспоминаниям летописца, он отличался жестокостью, властолюбием и корыстолюбием и при этом не имел ни ума, ни твердости. И выяснилось это очень быстро.

В том же 1093 году на Русь в очередной раз напали половцы. Услышав о смерти Великого князя Всеволода, они предложили Святополку купить у них мир. Святополк отказался. В ответ половцы взяли в осаду город Торческ. Святополк, в свою очередь, собрал дружину и хотел идти на половцев, но его дружина была слишком мала для этого, и боярам не без труда удалось уговорить князя подождать и послать за помощью к князю Черниговскому Владимиру Мономаху. Владимир пришел вместе со своей дружиной и предложил заключить мир. Святополк же хотел воевать. Князья не могли прийти к соглашению, но мнение Святополка, которого поддерживали киевляне, победило. Произошла битва на реке Стугуне, в которой княжеские войска потерпели сокрушительное поражение.

Торческ продолжал сопротивляться. Святополк предпринял еще одну попытку, вышел против половцев на реке Желань и снова был разбит. Половцы грабили села и взяли Торческ. В 1094 году Святополк понял, что силой он ничего не добьется, и заключил наконец мир с половцами, заплатив им то, что они требовали, и женившись на дочери их хана Тугоркана. Но мир продолжался недолго. В том же году половцы вновь появились на Руси, на этот раз под предводительством русского князя Олега Святославича, желавшего получить Чернигов, которым когда-то правил его отец.

Владимир II Всеволодович Мономах, портрет XVII в.

Владимир II Всеволодович Мономах, портрет XVII в.

Таким образом распри между князьями продолжались, и некоторые из них не гнушались просить помощи у половцев, которые были рады любому поводу пограбить. Святополк не мог навести порядка среди собственных родственников, его власть была, скорее, формальной, чем реальной. Но в 1097 году князья договорились собраться вместе и съехались на «устроенье мира» в городе Любече. Съехались все остававшиеся к тому времени в живых внуки Великого князя Ярослава, все двоюродные братья по крови: Святополк, Владимир, Давид Игоревич, Давид Святославич, Олег Святославич и единственный князь, не приходившийся остальным кровным родственником, Василько Ростиславич. Князья договорились, кто в каком городе и волости будет править.

Но договоренности опять-таки хватило ненадолго. Давид Игоревич, вернувшись из Любича в Киев, убедил Святополка, что Владимир Мономах и князь Василько Ростиславич сговорились против него. В результате Святополк приказал схватить и ослепить князя Василько, проезжавшего в тот момент мимо Киева. Ничего подобного до этого на Руси не случалось. Владимир Мономах, князья Давид и Олег немедленно собрали войска и отправились объясняться со Святополком. На этот раз дело закончилось миром, но междоусобные войны между другими князьями продолжались.

В 1100 году состоялся второй съезд князей, вторая попытка мирно поделить землю и прекратить междоусобицы. На какое-то время она удалась. Продолжались вместе с тем и набеги половцев. В 1095 году Святополк вместе с Владимиром Мономахом предпринял первый наступательный поход на половцев (до этого русские князья только оборонялись) и вернулся с победой. Но в том же 1095 году половцы напали снова.

Передышка в междоусобных войнах, наступившая после 1100 года, позволила князьям объединиться против половцев. В 1101 году Святополк, Владимир и их двоюродные братья Святославичи собрали вместе внушительные силы, но половцы не пожелали воевать и на этот раз заключили мир. В 1103 году князья вновь собрались в поход и вернулись с победой. Но набеги продолжались почти каждый год (1106, 1107, 1109, 1110 и др.), и их так или иначе надо было отражать. Особенно удачен для князей оказался поход 1111 года, когда войска Святополка и Владимира Мономаха наголову разбили половцев на берегах Сала, захватив много ценностей и пленных. Это было последнее сколько-нибудь знаменитое деяние Святополка.

Великий князь Святополк умер в 1113 году, прожив 63 года и процарствовав в Киеве 20 лет. После смерти Великого князя Киевского Святополка киевляне собрали вече и решили, что следующим киевским князем должен быть Владимир Мономах. К нему послали гонцов. Мономах вновь (уже второй раз) отказался от чести быть великим князем, поскольку по праву старшинства Киевское княжество должно было перейти к его двоюродным братьям Святославичам, сыновьям Великого Киевского князя Святослава II Ярославича, второго сына Ярослава Мудрого (отцом же Владимира был третий, младший сын Ярослава).

Владимир II Всеволодович Мономах (1113-1125) Великий князь Киевский родился в 1052 году. Получил от отца в управление Чернигов. Еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался народной любовью и влиянием среди других князей. В отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Когда в 1094 году князь Олег Святославич явился под стены Чернигова во главе половецкого войска, желая захватить город, в котором когда-то правил его отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске.

Но киевляне и слышать не желали ни о каком другом князе, а пока суд да дело, в безвластии в Киеве поднялся мятеж, начались грабежи и пожары. И киевляне второй раз послали просить Владимира принять Киевский стол. В 1113 году Владимир дал свое согласие и принял Великое княжение. Как ни странно, но Святославичи не решились или не захотели требовать своих законных прав и не выступили против него. С тех пор Святославичи довольствовались Черниговской областью, которая стала совершенно независимой от центральной власти киевского князя. Но междоусобные войны то здесь, то там вспыхивали вновь и вновь. Причем князья не гнушались приглашать на помощь враждебные Руси племена поляков и венгров.

Продолжалась война с половцами: едва услышав о смерти Святополка, они были тут как тут на восточных границах Руси, но Владимир, объединившись с другими князьями, обратил их в бегство. А в 1116 году Владимир послал в поход на Дон, против половцев, своего сына. В этом походе русское войско взяло приступом три города, принадлежавших половцам.

Эти победы вдохновили покоренных половцами печенегов и торков восстать. Битва между тремя племенами была жестокой и долгой. В результате печенеги и торки были побеждены и пришли на Русь в поисках защиты. Владимир Мономах поселил их на границах. Время от времени в поисках убежища приходили на Русь представители и других степных народов, но поскольку они вели себя крайне беспокойно, то в 1120 году Мономах выгнал из российских пределов берендеев, а печенеги и торки бежали сами.

В 1116 же году Владимир воевал против греков (Византии), поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира Мария была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок князю царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи, еще и сегодня он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Во время правления Владимира Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с племенем чудь, на западе от Чудского озера (1116 год). На северо-востоке Руси русские не менее успешно воевали против болгар и мордвы. В 1120 году сын Владимира Мономаха Юрий, князь Ростовский, ходил в поход против болгар и возвратился с победой.

Владимир Мономах дополнил свод российских законов, знаменитую «Русскую Правду». Видимо, одной из причин киевского мятежа 1113 года было то, что ростовщики устанавливали слишком высокие проценты. Первым делом Владимира Мономаха по восшествии на Киевский стол стало ограничение «ростов» и внесение этого ограничения в законодательство.

Став великим князем, Владимир Мономах навел в стране порядок, строго наказывал тех, кто преступал законы или наносил вред государству. Он мудро и справедливо решал споры и разногласия. А когда стихли внутренние раздоры, то присмирели враги и за рубежами Руси. Мономах отменил многие несправедливые законы, запретил отдавать в рабство за долги свободных людей. Слава Владимира Мономаха разнеслась далеко и на Запад, и на Восток. Его дети и внуки породнились со шведскими, норвежскими и византийскими королями и императорами.

Великий князь щедро одаривал монастыри, построил множество каменных церквей, заложил много новых городов. В Киеве он возвел первый мост через Днепр. Во времена Мономаха началось составление русской летописи — «Повести временных лет». Были созданы жития первых русских святых: княгини Ольги, князей Владимира Святого, Бориса и Глеба.

Полководец и государственный деятель, Мономах заботился о просвещении народа; при нем была создана школа для юношей. Сестра Владимира Мономаха открыла в Киеве школу для девушек. До наших дней дошло «Поучение», написанное Владимиром Мономахом на основе его собственной автобиографии. Проникнутое глубокой человечностью, заботами о судьбах страны, «Поучение» (1117) несет в себе мудрость, воспринятую им от своих предков, еще в глубокой древности отличавшихся гостеприимством и добротой. «Поучение» состоит из двух частей: собственно «Поучения детям» и перечня «путей» — походов и поездок, совершенных Мономахом в течение его жизни.

«Поучение детям» Мономаха можно рассматривать как открытое письмо всей земле Русской и особенно боярам; его собственные сыновья к тому времени были уже людьми зрелыми, имели взрослых детей. Он наставляет: «Сироте подавайте, вдовицу оправдывайте, и не давайте сильному губить человека. Старого чтите как отца, а молодых как братьев. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. И Бога ради не ленитесь, ибо только делом можно получить милость Божию». Владимир Мономах учит детей все делать самим, во все вникать, не полагаться на слуг, хранить клятву и не допускать беззакония…

Владимир Мономах был идеалом русского великого князя. И лишь при нем на Руси наступило окончательное утверждение христианства. Даже такая цитадель угро-финского язычества, как Ростов, где еще в 1071 году был убит толпой епископ Леонтий, превратилась в центр христианской образованности на северо-востоке Руси. Владимир довершил водворение славяно-русов в Суздальской области и основал на Клязьме город, названный его именем и впоследствии игравший важную роль в истории России. При Владимире Мономахе завершилось политическое объединение княжеств, единым усилием надолго прогнавших половцев и других врагов от границ государства, именуемого «Киевская Русь».

Владимир Мономах умер в 1125 году. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе; … весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери». (Соловьев С. М. «Сочинения. История России с древнейших времен», М., 1988, т. 2, с. 396).

При Владимире Мономахе Киевская Русь на краткий миг вернула свою былую славу. Соловьев С.М. писал о нем: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности». (Соловьев С. М. Указ. Соч., т. 2, с. 361). Владимир Мономах похоронен в Киеве, в церкви Св. Софии.

продолжение

По материалам книги Валькова В.Г. Валькова О.А. «Правители России», М.: Рольф, Айрис-пресс (Энциклопедии), 1999, с. 40-48.