Владимиру Викторовичу Крюкову, командовавшему 2-м гвардейским корпусом с марта 1942 г. по ноябрь 1945 г., тотально не везло. Ему доставались операции, не приносившие славы и почестей, хотя он честно и хорошо бился в них с немцами. После войны, 18 сентября 1948 г., он был арестован, а в ноябре 1951 г. осужден к 25 годам лагеря и на 5 лет поражения в правах. В июле 1953 г. был полностью реабилитирован. Главной и несомненной его победой стало сердце артистки Лидии Руслановой.

Крюков В.В. родился в семье мелкого служащего в Бутурлиновке, ныне город Воронежской области. Окончил реальное училище, в начале Первой мировой войны — Московскую школу прапорщиков. Воевал на Западном фронте, поручик. В Красную Армию вступил в 1918 г. В предвоенные годы Крюков был начальником оперативного отделения штаба 6-й кавалерийской дивизии, затем командовал 20-м Сальским Краснознаменным кавалерийским полком 4-й кавалерийской дивизии, которой командовал Жуков Г.К. Затем Крюков преподавал тактику на Кавалерийских курсах усовершенствования комсостава.

Участвовал в советско-финской войне — командир 306-го стрелкового полка. С мая 1940 года был назначен командиром 8-й стрелковой бригады. В июне 1940 г. Крюкову В.В. присвоено воинское звание «генерал-майор». Весной 1941 г. получил назначение командиром 198-й моторизованной дивизии, с которой и встретил начало Великой Отечественной войны. Дивизия находилась в Ораниенбауме и Стрельне. 23 июня она была передислоцирована в район северо-восточней Выборга, где 4 июля вступила в бой с финскими войсками. В результате боев 198-я дивизия понесла тяжёлые потери и была окружена в районе Ладожского озера. В августе судами Ладожской флотилии дивизия была эвакуирована, а затем переформирована в 198-ю стрелковую дивизию.

Крюков В.В. и Русланова Л.А.

С начала 1942 г. Крюков В.В. командовал 10-м кавалерийским корпусом, затем 2-м гвардейским кавалерийским корпусом. Участвовал в операции «Марс». Эта была попытка срезать Ржевский выступ ударами Западного и Калининского фронтов в ноябре — декабре 1942 г. Для генерала Крюкова подготовка операции началась 11 сентября 1942 г., когда по директиве Военного совета Западного фронта была образована конно-механизированная группа под его руководством. В группу вошли 2-й гвардейский кавалерийский корпус (3-я, 4-я гвардейские и 20-я кавалерийская дивизии, 5-й отдельный конно-артиллерийский дивизион) и 6-й танковый корпус П. Армана. Группа насчитывала более 21 тыс. солдат и офицеров.

«Операция началась 25 ноября. Из-за того, что немцами было вскрыто сосредоточение советских войск для наступления, быстрого прорыва обороны не получилось. Введенный в бой 26 ноября 6-й танковый корпус потерял в ходе прорыва до 60% своих танков и также не добился решительного результата. Фактически кавалерия была вынуждена не входить в пробитую пехотой и танками брешь, а допрорывать очаговую оборону немцев. Группа кавалеристов корпуса Крюкова В.В. смогла вечером 28 ноября в конном строю проскочить в промежутках между опорными пунктами немцев, но большая часть была остановлена огнем.

Корпус оказался разорван на две части: два полка 20-й кавалерийской дивизии и полтора полка 3-й гвардейской кавалерийской дивизии прорвались в глубь построения 9-й полевой армии. Перед 4-й гвардейской кавалерийской дивизией и остальными частями 3-й гвардейской и 20-й кавалерийской дивизий расшатанные было «ворота» в немецкой обороне закрылись. Подвижная группа оказалась в окружении. Вскоре танки 6-го танкового корпуса были вкопаны на достигнутых позициях вследствие выработки горючего.

Попытки пробиться к блокированным кавалеристам и танкистам извне оставшимися частями 2-го кавалерийского корпуса и введенными в бой 1-й гвардейской и 20-й стрелковой дивизиями успеха также не имели. Немцы подтянули резервы и прочно «запечатали» прорыв.

В отличие от механизированных соединений — 6-го танкового корпуса Поля Армана и 1-го механизированного корпуса Соломатина (окруженного с противоположной стороны выступа, у Белого) — прорвавшиеся в глубину обороны немцев кавалерийские части не были разгромлены. Они составили так называемую группу полковника Курсакова, насчитывавшую около 900 сабель. Группа кавалеристов прошла Ржевский выступ насквозь, уничтожая склады, солдат и офицеров противника, на ее счету оказалось даже 8 самолетов. Наконец, спустя почти полтора месяца с момента ввода в прорыв, кавалеристы корпуса В.В. Крюкова вышли к своим на участке 22-й армии Калининского фронта». (А. Исаев «10 мифов о Второй мировой», М., «Яуза» «Эксмо», 2013 г., с. 156-157.)

Летом 1943 г. начав наступление против Орловского выступа с севера и востока, советское командование рассчитывало оттянуть силы с направления главного удара группы армий «Центр». Начало советского наступления заставило немцев отказаться от развития операции «Цитадель» на северном фасе и бросить все силы на отражение наступления советских армий. 25-26 июля за линией фронта сосредоточился своими основными силами герой «Марса» 2-й гвардейский кавалерийский корпус.

По решению командующего Западным фронтом Соколовского В.Д., из 2-го гвардейского кавалерийского, 16-го гвардейского стрелкового и 1-го танкового корпусов была создана оперативная группа под руководством генерала Крюкова В.В. На оперативную группу была возложена задача прорвать оборону противника, затем часть сил 2-го гвардейского кавалерийского корпуса должна была овладеть городом Карачевом (перерезав тем самым железнодорожное сообщение по линии Орел — Брянск) и закрепить его за собой до подхода пехоты. Основные же силы группы получили задачу стремительно наступать на запад с целью захватить и удержать за собой Брянский железнодорожный узел. Такой удар должен был положить начало глубокому обходу всей орловской группировки немецких войск.

Однако немецкое командование прекрасно осознавало угрозу войскам 2-й танковой и 9-й полевой армий, сосредоточенным в орловском выступе. Утром 25 июля, когда 16-й гвардейский стрелковый корпус еще не закончил подготовки к наступлению, а 2-й гвардейский кавалерийский корпус только подходил к району сосредоточения, немцы внезапно перешли в контрнаступление крупными силами пехоты и танков. Основной ударной силой немецкого наступления была переброшенная по железной дороге из состава группы армий «Юг» моторизованная дивизия «Великая Германия», буквально две недели назад рвавшаяся своими «тиграми» и «пантерами» к Обояни.

В четырехдневных боях в труднопроходимой лесисто-болотистой местности достичь решительного успеха ни одной из сторон не удалось. На завершающем этапе сражения кавалеристам все же удалось продемонстрировать свои маневренные возможности. 30 июля два полка 4-й гвардейской кавалерийской дивизии совершили смелый рейд по тылам противника с целью подорвать железную дорогу Карачев — Брянск и нарушить железнодорожное сообщение в тылу немцев. Двумя отдельными отрядами кавалеристы прорвались к железной дороге, выполнили поставленную им задачу и, вернувшись из рейда, 3 августа присоединились к своей дивизии. 7 августа корпус был выведен во фронтовой резерв.

20 июля 1944 года приказом командующего 1-м Белорусским фронтом генерал-лейтенант Крюков В.В. был назначен командующим конно-механизированной группы фронта (2-й гвардейский кавалерийский и 11-й танковый корпуса), которая получила приказ форсировать Западный Буг и перейти советско-польскую государственную границу. Крюков руководил корпусом в Висло-Одерской и Восточно-Померанской операциях. В ходе первой операции 2-й гвардейский кавалерийский корпус, форсировав реку Пилица, выполнил задачу по освобождению Варшавы и ряда других польских городов.

В Восточно-Померанской операции корпус во взаимодействии с танковыми частями в марте 1945 г. овладел польским городом Польцин. 6 апреля 1945 г. за умелое руководство частями корпуса и проявленные при этом отвагу и мужество генерал-лейтенанту Владимиру Викторовичу Крюкову было присвоено звание Героя Советского Союза. Крюков был награждён тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, орденом Кутузова 1-й степени и другими наградами.

Крюков В.В. познакомился с певицей Лидией Руслановой (Прасковьей Андриановной Лейкиной-Горшениной) в 1942 г. перед выступлением концертной бригады в Спас-Нуделе под Волоколамском. Вскоре они поженились. Лидия Андреевна трепетно относилась к дочери Владимира Викторовича, занималась её воспитанием. Крюков был арестован в Москве в сентябре 1948 г. по так называемому «Трофейному делу», а через несколько дней была арестована и его жена — Лидия Андреевна Русланова (в тюрьме она провела несколько лет). Официальным обвинением было «грабеж и присвоение трофейного имущества в больших масштабах», то есть, что в конце войны, генерал Крюков перевёз себе в Москву из Германии автомобили, мебель, картины, драгоценности, антиквариат, книги и др.

После 4-х лет тюрьмы и реабилитации Владимир Викторович работал заместителем начальника Военно-юридической академии. С 1957 г. Крюков В.В. в отставке. Скончался от инфаркта 16 августа 1959 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.