Около 5 часов вечера в понедельник 2 сентября 1812 г. отряды наполеоновской армии заняли Кремль. Первыми в него вступили польские уланы. За ними через Троицкие и Боровицкие ворота в Кремль входила конница авангарда. Под звуки военной музыки вражеские войска проходили мимо Сената, через Спасские ворота выходили в Китай-город и двигались дальше. Шествие это продолжалось беспрерывно до позднего вечера.

Гарнизон Кремля составляла французская гвардия. Гвардейцы размещались на отдых лагерем на кремлевских площадях. Вечером на них запылали костры из обломков мебели, выброшенной солдатами из окон Сената. К ночи из Кремля были удалены все русские служители, у ворот и зданий расставлены караулы.

В Кремлевском дворце, построенном известным архитектором В.В. Растрелли в 1749-1753 гг., Наполеон занял парадные покои русских императоров, выходившие окнами на реку с видом на Замоскворечье. Во дворце вполне хватало места и службам главного штаба армии, и многочисленной свите, и различным армейским канцеляриям.

Через шесть недель враги вынуждены были поспешно уйти из Москвы. Однако при отступлении они разрушили в Кремле часть зданий. От взрывов и возникшего пожара значительно пострадал и Кремлевский дворец. К 1817 г. он был наспех восстановлен и даже надстроен, но вскоре пришел в полное запустение.

В 1838 г. группа русских архитекторов в составе Н. Чичагова, П. Герасимова, В. Бакарева, Ф. Рихтера с десятью «архитекторскими помощниками» по проекту и под руководством профессора К.А. Тона приступила к сооружению нового Большого Кремлевского дворца. Строительство продолжалось почти 11 лет.

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца

Главный фасад двухэтажного здания дворца, сохранившегося до наших дней, обращен к Москве-реке. Главный вход, беломраморный вестибюль первого этажа, широкая парадная лестница, отделанная желтым ревельским мрамором, и голубой аванзал второго этажа ведут к парадным залам дворца, посвященным высшим русским военным орденам. Благодаря этим залам дворец стал не столько императорской резиденцией, сколько памятником ратным подвигам сынов России.

Самый значительный по величине и самый роскошный по убранству — Георгиевский зал. Длина его 61 метр, ширина — 20,5 метра и высота — 17,5 метра. Белизна стен и потолков, а также обилие света делают зал нарядным и торжественным. Продольные стены его прорезаны глубокими нишами с окнами, выходящими на Соборную площадь Кремля. На торцевых стенах зала, почти под самым потолком, — изваяния конной фигуры Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Эти барельефы выполнены известным скульптором П.К. Клодтом. Зал перекрыт цилиндрическим сводом, обильно украшенным лепкой. Лепные знаки ордена в форме креста помещены и на стенах.

В простенках между оконными нишами попарно поставлены 18 витых колонн, отлитых из цинка Крумбюгелем и Шенфельтом, украшенных лепниной, растительным орнаментом, пышными коринфскими капителями. Колонны венчают аллегорические статуи в античных одеяниях с лавровыми венками в правой руке и со щитами в левой. На щитах — гербы земель, вошедших в состав России, и даты их присоединения. Все 18 статуй выполнены известным ваятелем И.П. Витали. Ни одна из фигур целиком не повторяет другую, хотя все они во многом сходны.

Банкетки, скамьи и табуреты с золочеными ножками, стоящие вдоль стен, обтянуты шелковой тканью, повторяющей цвета георгиевской ленты. По углам зала на белых легких деревянных подставках установлены большие бронзовые ковчеги — ларцы для хранения списков георгиевских кавалеров. Паркетный пол зала набран в 1845 г. более чем из 20 редких разноцветных пород дерева по проекту академика живописи Ф.Г. Солнцева мастером Миллером.

Сказочный орнамент паркета напоминает ковер замысловатого рисунка, «сотканный» из бука, ясеня, чинары, индийского палисандра и других ценных пород. Оформление зала, посвященное победам России в XV-XIX веках, удачно дополняют шесть многоярусных золоченых бронзовых люстр на тысячи ламп-свечек и настенные светильники. Вечером зал освещает более 3 тысяч ламп.

Георгиевский зал — зал русской воинской славы — посвящен ордену Победоносца Георгия, учрежденному 26 ноября 1769 г. Статут этого ордена гласил, что «как российской армии слава наипаче распространилась и возвысилась верностью и храбростью и благоразумным поведением воинского чина, то из особливой милости к служащим в войсках, в отмету и награждение им за оказанную от них во многих случаях ревность и службу, также и для поощрения их в военном искусстве», учреждается этот орден.

Георгиевский крест, как часто называли его, предназначался для награждения офицеров, которые «во время военных действий отличили себя особливым мужественным поступком, для вящего поощрения военных заслуг, оказанных на поле брани». «За службу и храбрость» — таков был девиз этого ордена. 13 февраля 1807 г. был утвержден причисленный к ордену святого Георгия Знак отличия военного ордена. Им награждали «нижних чинов» за боевые заслуги и проявленную храбрость. Знак отличия зачастую также называли Георгиевским крестом. Знаками отличия ордена — Георгиевским крестом и лентой — награждались и войсковые части.

Гимном славы русскому оружию являются беломраморные мемориальные доски Георгиевского зала с начертанными на них золотом именами героев — георгиевских кавалеров и прославленных воинских частей, награжденных знаками отличия этого ордена. Памятные доски укреплены на стенах зала, между витыми колоннами. Среди многочисленных имен воинов и наименований полков, экипажей, батарей есть немало имен участников Отечественной войны 1812 г. М.И. Кутузов в декабре 1812 г. был награжден высшей степенью ордена. М.Б. Барклай де Толли стал полным георгиевским кавалером в 1813 г. за отличие в сражении у Кульма. Л.Л. Беннигсен удостоился 1-й степени ордена «за всю кампанию» 1812-1814 гг.

За названиями прославленных частей, выбитыми золотом на мемориальных досках, стоят имена тысяч безвестных героев Отечественной войны. Это за их нелегкий ратный труд увековечены полки русской армии, награжденные георгиевскими знаменами и трубами. 13 апреля 1813 г. всем трем батальонам лейб-гвардии Литовского полка были пожалованы георгиевские знамена с надписью: «За отличия при поражении и изгнании неприятеля из пределов России. 1812 г.» Такая же надпись красовалась и на георгиевских знаменах, врученных лейб-гвардии гренадерскому, лейб-гвардии Финляндскому и Павловскому гренадерскому полкам. За стойкость и мужество, проявленные в Бородинском сражении, лейб-гвардии Измайловский полк тоже был награжден георгиевскими знаменами.

Георгиевское знамя с вышитой надписью «За отличие в 1812-м» было вручено и 23-му егерскому полку. Кавалерийские полки награждались за боевые подвиги георгиевскими штандартами и серебряными георгиевскими трубами. Память об этих полках увековечена на мемориальных досках Георгиевского зала. Астраханский, Малороссийский, Глуховский, Новгородский кирасирские полки, лейб-гвардии конный, Кавалергардский и кирасирский полки были удостоены георгиевских штандартов с вышитой золотом надписью: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России. 1812 г.» Георгиевскими штандартами были награждены Екатеринославский и Малороссийский кирасирские полки за отвагу, проявленную кавалеристами в сражениях при Вязьме, Витебске, Дорогобуже, Красном и за Смоленск.

Три георгиевских штандарта лейб-гвардии гусарскому полку, георгиевские штандарты Ахтырскому и Изюмскому гусарским полкам, а также Литовскому уланскому полку были вручены за отличия в целом ряде сражений Отечественной войны 1812 г.

На георгиевском штандарте лейб-гвардии уланского полка до наших дней сохранилась надпись: «За взятие под Красным неприятельского знамени. За отличие при поражении и изгнании неприятеля из России. 1812 г.» В первый день боев под Красным в ноябре 1812 г. лейб-гвардии уланский полк рассеял две неприятельские колонны, взяв в плен около 500 солдат. Во время атаки 5 ноября рядовой Датченко, «увидев среди толпы неприятеля знамя, мужественно бросился и исторгнул оное, в ту же минуту лошадь под сим храбрым солдатом была убита», но знамя было захвачено, рассказывают документы.

В последний день разгрома отступающего врага под Красным лейб-гвардии уланский полк овладел неприятельской батареей и взял 2500 пленных. Причем число пленных почти в 10 раз превосходило число атаковавших улан. Об этом беспримерном подвиге русских солдат, их самоотверженности и храбрости рассказывает надпись на знамени и на стене Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца.

«За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г.» — такая надпись выгравирована на серебряных георгиевских трубах, пожалованных Ахтырскому, Мариупольскому и Сумскому гусарским, Астраханскому, Новгородскому, Орденскому и лейб-гвардии кирасирским полкам. Количество наградных труб в каждом из этих полков доходило до двух десятков. 17 георгиевских труб с надписью: «В воздаяние отличных подвигов в минувшую кампанию 1812 г.» — имел и Волынский уланский полк. Георгиевские трубы «За отличие» были пожалованы и егерским полкам. На мемориальных досках Георгиевского зала значатся 26-й, 49-й, 50-й и другие егерские полки, прославившиеся храбростью и мужеством своих воинов.

Георгиевский зал, ставший памятником героям-победителям, связан и с важными политическими событиями современности. Он принимал и участников парада Победы в 1945 г., и покорителей космоса и др. В стенах Георгиевского зала вручаются правительственные награды и госпремии крупнейшим деятелям науки и культуры.

В этом зале проходили различные международные Совещания. Здесь были подписаны важные международные акты и соглашения. В Георгиевском и других залах Большого Кремлевского дворца были проведены значительные реставрационные работы. Восстановлены уникальные полы, обновлена лепка, бронза, мебель. Все во дворце и его залах сохраняется в первозданном виде. Интересно в этой теме прочитать статью о большом Кремлевском колоколе.