Отечественная война 1812 г. представляет одну поразительнейших страниц русской истории, когда «нравственная сила рабов (имеется в виду крепостных крестьян) возвысилась до героизма свободного народа», писал Денис Давыдов.

Отечественная война 1812 г. была национально-освободительной — все народы России поднялись на защиту отечества от поработителей. «Дух отечественности, порождающий все великие дела, удваивал наши силы, — писал участник войны декабрист Орлов М.Ф., — Мы сражались против целой Европы, но целая Европа ожидала от наших усилий своего освобождения. Тогда-то мы были сильны, тогда-то мы были страшны общему врагу, ибо под знаменами нашими возрастало древо общего освобождения».

Декабрист Александр Бестужев, воздавая должное народному подвигу, отмечал, что в 1812 г. «народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной». Объединенными усилиями армии, ополчения и партизан врагу была нанесена серия сокрушительных ударов под Вязьмой и возле села Ляхова, у переправ через реки Вопь и Днепр, в районе города Красного и на берегу Березины, после которых «Великая» армия фактически перестала существовать.

Триумфальные ворота у Тверской заставы в 40-е годы XIX в.

Триумфальные ворота у Тверской заставы в 40-е годы XIX в.

По мере того как война уходила все дальше на запад, Москва — город-воин, непосредственный участник Отечественной войны 1812 г. — поднималась из пепла и развалин… У Поклонной горы, где «напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля», высится Триумфальная арка (Триумфальные ворота) — символ славы победителей первой Отечественной. Недалеко от нее — музей-панорама «Бородинская битва», в котором находится грандиозная картина Ф.А. Рубо, воскрешающая героический подвиг народа на Бородинском поле. Здесь же памятник павшим героям этой битвы и знаменитая «Кутузовская изба». А на площади Победы установлен памятник Кутузову М.И. и славным сынам народа, созданный скульптором Томским Н.В.

Триумфальные ворота в начале 30-х годов XX в.

Триумфальные ворота в начале 30-х годов XX в.

Эта группа памятников окружена сетью улиц, названия которых хранят память о событиях Отечественной войны и ее героях. По Кутузовскому проспекту через Бородинский мост-памятник можно пройти к дому поэта-партизана Давыдова Д.В. на Кропоткинской улице, а оттуда — в Кремль, где у здания Арсенала сложены сотни трофейных орудий «Великой» армии Наполеона. Возле Кремля — величественный Манеж, встречавший героев Двенадцатого года. Сохранилось в столице и здание Хамовнических казарм, где в 1812 г. формировалось Московское ополчение. Это только часть памятников, связанных с Отечественной войной.

«Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве», — писал Кульнев Я.П., один из участников войны 1812 г. И те, кто с оружием в руках встал на защиту Отчизны в дни Отечественной войны, не могут быть забыты, как не смогут изгладиться из народной памяти героические дела их.

Триумфальная арка

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней Тверской улицы) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Выбор места был обусловлен тем, что обычно именно у Тверской заставы Государя императора встречала московская администрация вместе с почетными представителями дворянства и купечества. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной.

Триумфальная арка

Триумфальная арка

Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». Памятник был открыт 20 сентября 1834 года.

Спокоен и уверен воин-победитель, стоящий между колоннами фасада

Спокоен и уверен воин-победитель, стоящий между колоннами фасада

Интересно отметить, что московский митрополит Филарет отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 г. из-за размещения на ней скульптурных изображений мифологических богов.

Идею ясного и спокойного сознания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора, наметившего в общих чертах скульптурное убранство арки. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и величавым спокойствием. Совершенная красота формы, жизненность лепки, твердость линий говорят о глубоком понимании скульпторами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслугой Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами.

Самую крупную скульптурную группу, венчающую Триумфальные ворота, — колесницу Славы после смерти Тимофеева Витали ваял уже один. И нужно отдать ему должное — шестерка полных внутреннего огня коней, которые движутся торжественной поступью, представляет собой прекрасную по выразительности конную скульптурную группу. Скульптура Триумфальных ворот очень интересна и значительна, она играет такую большую роль в раскрытии идейного содержания памятника. Тема военной победы России нашла отражение во всех скульптурных элементах ворот.

Между каждой парой колонн на высоких постаментах стоят мощные литые фигуры древних воинов. Одетые в пластинчатые доспехи и островерхие шлемы, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий, они опираются на овальные щиты и держат длинные копья. Бородатые лица витязей суровы и выразительны. Их несколько искусственные позы, тесные римские туники — дань господствовавшему в начале XIX века классическому образцу.

В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов Кутузова М.И., обращенных в 1812 г. к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Горельеф "Изгнание галлов из Москвы"

Горельеф "Изгнание галлов из Москвы"

На площади Тверской заставы Триумфальные ворота стояли более ста лет. В 1936 г. был произведён демонтаж Триумфальной арки. Она была воссоздана уже на новом месте. Теперь Триумфальная арка высотой 28 метров расположена на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы. Ближайшая к ней станция метро — «Парк Победы». В этот раз Триумфальная арка ставилась не как проезжие ворота, а как монумент с таким расчетом, чтобы ее с обеих сторон обтекали оживленные транспортные потоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами, в то же время не сливаясь с ними.

Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены 48 гербов административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед, отчетливо выделяющиеся на светлом фоне аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.

Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднят в правой руке лавровый венок, она венчает им победителей. Плотные округлые формы ее тела дышат энергией. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены прекрасно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Побитие двунадесяти языков», изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие.

Бове О.И.

Бове О.И.

На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над поверженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченности врагов противопоставлена твердая уверенность и безграничная решимость русских воинов — освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнаженной грудью.

Витали И.П.

Витали И.П.

Композиция построена мастерски. Впечатление движения усилено созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам. И, несмотря на то, что ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами, горельеф удачно вписывается в плоскость стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокой жизненностью рисунка.

Другой горельеф — «Освобожденная Москва» — выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся рукой на щит с древним московским гербом, на котором изображен святой Георгий Победоносец, поражающий дракона, олицетворяет Москву. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая корона. Праву руку она протягивает императору Александру I. На нём богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы, старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля.

Стены арки облицованы белым камнем, добытым близ подмосковного села Татарова. Умелое сочетание в одном монументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов — черного чугунного литья и белого камня — усиливает художественную выразительность памятника. Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве.

Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солнца, т. е. при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к стене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков.

Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829-1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.»

Триумфальная арка — это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» — писал Белинский В.Г. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы — лучшее тому подтверждение. Последние реставрационные работы этого памятника проводились в 2012 г. в период подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. Интересно отметить, что Триумфальные ворота, прославляющие русских воинов-победителей и царей, стали устанавливаться в Москве с конца XVII в.