Каждая война в истории человечества была кровавой и страшной. Первая мировая не стала исключением. Но, несмотря на все ее ужасы, людям хватило лишь тридцать лет, чтобы забыть их. Уже 1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу. В ответ 3 сентября Англия и Франция объявили Германии войну. 10 июня 1940 г. в войну на стороне Германии вступила Италия.

22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз. 7 декабря 1941 г., нападением на Перл-Харбор, Япония развязала войну против США. 8 декабря США, Великобритания и другие страны объявили войну Японии. 11 декабря Германия и Италия объявили войну США. Весь мир оказался втянутым в новую кровопролитную войну. В истории она получила название Вторая мировая война.

Польша стала первым государством, которое ощутило на себе всю мощь вооруженных сил фашистской Германии. Рано утром 1 сентября 1939 г. группа немецких солдат, переодетых в польскую полевую форму, захватила радиостанцию, расположенную в приграничном городе Глейвиц (Германия).

Герман Геринг

Герман Геринг

Для выдворения «польских солдат» со своей территории немецкое командование подтянуло к немецко-польской границе войска. Действия германской армии, выдаваемые вначале за простую полицейскую операцию, через несколько часов переросли в широкомасштабное наступление, в котором оказались задействованы пять армий вермахта и два воздушных флота люфтваффе.

Общая численность немецких войск, участвовавших в нападении на Польшу, доходила до 1,6 млн. человек, их поддерживало около 2800 танков, 6000 орудий и минометов, до 2000 самолетов. Со своей стороны Польша смогла противопоставить немцам около 1 млн. человек, до 900 танков и танкеток, 4300 орудий и минометов, около 400 боевых самолетов.

Тот факт, что четыреста боевых самолетов польских ВВС смогли длительное время противостоять многократно превосходящим силам люфтваффе, несомненно, свидетельствовал о высоком мастерстве их пилотов, так как воевать им пришлось на самолетах, созданных еще в начале 30-х гг. XX в. и к началу войны сильно отстающих технически. Основными польскими истребителями являлись PZL Р-11, а бомбардировщиками — PZL Р-23 «Карась» и PZL Р-37 «Лось».

Жители Лондона укрывались в метро от немецких бомбардировок

Жители Лондона укрывались в метро от немецких бомбардировок

Буквально с первых часов войны PZL Р-23 «Карась» принялись наносить регулярные бомбовые удары по механизированным частям гитлеровских войск. Фашисты были захвачены врасплох такими активными действиями польской авиации и оказались совершенно неготовыми к их отражению. Дороги были забиты техникой и грузовиками с мотопехотой.

Одну из таких колонн 1 сентября разбомбили PZL Р-23, выведя из строя много техники и живой силы врага. Только за первые две недели Второй мировой войны «Караси» совершили около 160 боевых вылетов, сбросив на гитлеровских захватчиков более 50 т бомб. Подобная активность польской авиации стала одной из главных причин, существенно помешавших плану Гитлера проведения молниеносной войны.

Основной истребитель ВВС Польши PZL Р-11 вначале 30-х гг. XX в. являлся одним из лучших самолетов мира, но к 1939 г. он устарел и по скорости уступал даже польскому бомбардировщику PZL-37 «Лось», а тем более самому массовому немецкому истребителю «Мессершмитт» Bf. 109. PZL Р-11 уступал «Мессершмитту» в скорости почти 200 км/ч. Тем не менее, общий итог боевой активности Р-11 оказался достаточно внушительным: польским истребителям удалось сбить 141 немецкий самолет, включая 23 истребителя.

Самый массовый истребитель Второй мировой войны «Мессершмитт» Bf. 109 был создан конструктором Вилли Мессершмиттом. Первый полет опытного образца состоялся 28 мая 1935 г., и, по некоторым данным, он не впечатлил военных заказчиков. Только личное знакомство Мессершмитта с одним из руководителей нацистской партии Германии — Рудольфом Гессом — позволило ему добиться получения от люфтваффе заказа на первых 10 опытных экземпляров.

Дело в том, что в это время на вооружении уже находился неплохой истребитель «Хейнкель» Не. 112, а самолет Мессершмитта не продемонстрировал каких-либо существенных преимуществ. Точку в этом споре поставила Гражданская война в Испании, в ходе которой Bf.109 показал высокую надежность и небывалую живучесть.

Технические данные «Мессершмитт» Bf. 109

Двигатель………………………………1 х 1800 л. с.
Размеры: длина х размах…………….9,0 х 9,9 м
Взлетная масса……………………………….3150 кг
Максимальная скорость………………..621 км/ч
Потолок………………………………………. 11 750 м
Дальность полета……………………………. 720 км
Вооружение……2 х 13-мм пулемета, 2 х 20-мм пушки, до 250 кг бомб
Экипаж…………………………………………….1 чел.

В целом «сто девятка» очень сильно отличалась от массовых самолетов того времени. Так, на ней был применен полностью закрытый фонарь кабины, что значительно снижало воздушное сопротивление и повышало скорость полета. Кресло пилота имело броневую защиту и прикрывало летчика от огня снизу и сзади. Кроме того, на Bf. 109 устанавливалась рация, позволявшая управлять самолетами с земли.

В октябре 1935 г. Министерство авиации Германии дало фирме «Юнкерc» техническое задание на разработку скоростного двухмоторного бомбардировщика. Так началась история наиболее известного самолета люфтваффе — «Юнкерс» Ju.88.

Немецкий бомбардировщик «Юнкерс» Ju.88

Немецкий бомбардировщик «Юнкерс» Ju.88

Так как одним из важнейших инструментов ведения молниеносной войны была бомбардировочная авиация, основную роль в которой отвели бомбардировщикам Ju.88. За несколько дней до начала Второй мировой войны Адольф Гитлер подписал приказ о доведении ежемесячного производства этих самолетов до 300 единиц. Для того чтобы выполнить данное распоряжение германским промышленникам пришлось задействовать 36 основных авиационных и моторостроительных заводов.

Технические данные «Юнкерс» Ju.88

Двигатели………………………………2 х 1200 л. с.
Размеры: длина х размах………….14,4 х 20,1 м
Взлетная масса……………………………. 13 000 кг
Максимальная скорость………………..480 км/ч (скоростной вариант — 540 км/ч)
Потолок………………………………………….8230 м
Дальность полета…………………………..2730 км
Вооружение…….4 х 7,92-мм пулемета, 2000 кг бомб
Экипаж…………………………………………….4 чел.

«Дорнье» Do. 17, принимавший активное участие в бомбардировках польских городов, был создан специалистами компании «Дорнье» еще в 1934 г. Первоначально его разрабатывали по заказу авиакомпании «Люфтганза» как скоростной почтовый и пассажирский самолет. Первый полет опытного образца показал хорошие летные характеристики, чем очень заинтересовал военных. В результате был создан бомбардировочный вариант Do. 17, который в 1937 г. был принят на вооружение люфтваффе.

Немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do.17"

Немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do.17"

Просторная кабина бомбардировщика была рассчитана на экипаж из 3 человек. Благодаря остеклению носа фюзеляжа пилот имел хороший обзор вперед, в стороны, вверх и вниз. Место штурмана-бомбардира находилось рядом с пилотом. При сбрасывании бомб он ложился на пол кабины и целился через большой длинный люк в нижней части фюзеляжа. Основная бомбовая нагрузка размещалась в бомбоотсеке внутри фюзеляжа. Бомбы крупного калибра могли быть также подвешены в нижней части фюзеляжа на специальных держателях.

Первоначально Do. 17 оснастили двигателями BMW мощностью 750 л. с. Однако после боевого применения в небе Испании их мощность увеличили до 950 л. е., а затем и до 1175 л. с. Однако, несмотря на это, уже в ходе битвы за Англию скорость и бомбовая нагрузка Do. 17 были признаны недостаточными, и их начали заменять на Ju.88.

Технические данные «Дорнье» Do. 17

Двигатели………………………………2 х 1175 л. с.
Размеры: длина х размах………….15,8 х 18,0 м
Взлетная масса……………………………….8590 кг
Максимальная скорость………………..410 км/ч
Потолок………………………………………….8200 м
Дальность полета…………………………..1160 км
Вооружение……………2-5 х 7,92-мм пулеметов, 1000 кг бомб
Экипаж…………………………………………………..4 чел.

К лету 1940 г. на вооружении британских королевских ВВС находилось около 450 истребителей и до 500 бомбардировщиков, способных выполнять различные боевые задачи. Но даже это относительно мизерное количество самолетов не могло полностью подняться в небо, так как менее половины из них были укомплектованы экипажами. Тем не менее, британское правительство не пошло на заключение мира, на что так рассчитывал Адольф Гитлер, а напротив, приняло решение вести борьбу любыми средствами и только до победного конца.

1 августа 1940 г. верховный главнокомандующий Германии подписал директиву № 17 о ведении воздушной и морской войны против Великобритании. К выполнению задачи по захвату воздушного пространства и бомбардировкам британских городов было привлечено около 2800 самолетов (из них 1600 бомбардировщиков), расположенных на территории Франции.

Руководство налетами на Британские острова было возложено на Германа Геринга, который к этому времени был назначен рейхскомиссаром военно-воздушных сил Германии с неограниченными полномочиями. Еще во время Первой мировой войны он был высококлассным летчиком, впоследствии поддержал фашистов, и поэтому именно ему Гитлер поручил создание воздушного флота страны. Персонально для Геринга было даже введено звание рейхсмаршала, которое было присвоено ему 19 июля 1940 г.

Силы люфтваффе приступили к первому этапу воздушной войны 12 августа 1940 г. Они начали ежедневные массированные налеты на аэродромы и промышленные объекты Великобритании. Вначале немецкие пилоты совершали до 1700 вылетов в день. Однако спустя неделю их количество заметно уменьшилось и достигло лишь 1500 вылетов в неделю.

Тем не менее, к концу августа положение британской истребительной авиации можно было назвать катастрофическим: были уничтожены сотни самолетов, более 100 пилотов погибли и еще до 150 выбыли из строя из-за ранений. Авиастроительные и авиаремонтные заводы, аэродромы подвергались ежедневным массированным бомбежкам. Еще неделя-другая такой «пассивной» обороны, и можно было бы говорить о полном уничтожении истребительной авиации Великобритании.

Британское командование поняло, что надо действовать решительно. В конце августа 1940 г. британские ВВС организовали массированный ночной налет на Берлин. Правда, экономический ущерб столице и другим немецким городам в результате этих «слепых» бомбометаний нанесен был незначительный, но зато психологический эффект превзошел все ожидания. Гитлер, ослепленный яростью, отдал приказ бросить все силы люфтваффе на бомбардировку Лондона.

Начиная с 7 сентября 1940 г. задачи британской истребительной авиации, которая к этому времени находилась на грани исчезновения, несколько упростились — немцы рвались к столице, а на одном направлении было легче организовать сопротивление. Кроме того, отвлечение сил люфтваффе от бомбардировок промышленных районов позволило наладить изготовление новых и ремонт пострадавших самолетов.

15 сентября интенсивность бомбардировок Лондона достигла своего пика. В этот день более 1000 немецких бомбардировщиков при поддержке 700 истребителей непрерывно бомбили город. Только за этот день люфтваффе потеряли 58 самолетов, британцы — 26. Вскоре потери среди немецких пилотов возросли настолько, что дневные бомбардировки им пришлось прекратить. К середине ноября 1940 г. интенсивность воздушных налетов пошла на убыль.

Не достигнув успеха в налетах на английскую столицу, немецкие самолеты вновь принялись бомбить промышленные города Великобритании. Особенно крупным оказался налет на важный промышленный центр — город Ковентри — 14 ноября 1940 г. В этот день 500 бомбардировщиков превратили его в море огня.

После этого налета Гитлер заявил, что все остальные города Великобритании также будут «ковентрированы». Но это оказалось блефом. В связи с тем, что части люфтваффе начали перебрасываться на восток, к границе с СССР, интенсивность налетов постоянно ослабевала и в мае 1941 г. сократилась до минимума.

В результате немецких бомбёжек было убито и ранено 94 000 человек, повреждено свыше 1 млн. зданий, ряд городов был сильно разрушен. Потери люфтваффе составили свыше 1500 самолетов, английских ВВС — более 900 самолетов. Однако основной цели Гитлер так и не достиг: вывести Великобританию из войны ему не удалось.

В середине 30-х гг. XX в. военные Германии решили получить в свое распоряжение боевой самолет класса «стратегический истребитель». В ходе испытательных полетов лучшие результаты показал «Мессершмитт» Bf. 110, созданный знаменитым немецким авиаконструктором Вилли Мессершмиттом. В 1937 г. этот истребитель был принят на вооружение люфтваффе и запущен в серийное производство. В войсках образец Bf. 110 заменил предшественника Bf.109. В начале августа 1940 г. эти самолеты составляли элитные части люфтваффе — группы «охотников». Им была отведена решающая роль в воздушной битве за Британию.

Вооружение самолета во многом зависело от его назначения. Так, например, если Bf. 110 планировалось использовать в качестве ударного истребителя, его вооружали четырьмя 7,92-мм пулеметами и двумя 20-мм пушками. Самое мощное вооружение имел истребитель-перехватчик — две 30-мм пушки и два пулемета. А в варианте истребителя-бомбардировщика Bf. 110 мог нести две бомбы массой до 1000 кг под фюзеляжем и еще четыре 50-кг бомбы под крылом.

Опыт боевого применения Bf. 110 в небе над Англией показал, что он с трудом справляется с ролью истребителя. По скороподъемности и маневренности он уступал всем основным истребителям противника. Но зато Bf. 110 с успехом использовался как ночной истребитель-перехватчик ПВО, способный высокоэффективно бороться с английскими бомбардировщиками.

Технические данные «Мессершмитт» Bf. 110

Двигатели………………………………2 х 1100 л. с.
Размеры: длина х размах………….12,7 х 16,3 м
Взлетная масса……………………………….6750 кг
Максимальная скорость………………..560 км/ч
Потолок………………………………………. 10 000 м
Дальность полета……………………………. 775 км
Вооружение……………….4 х 7,92-мм пулемета, 2 х 20-мм пушки, 500 кг бомб
Экипаж…………………………………………….2 чел.

История появления «Хейнкель» Не.111 во многом схожа с судьбой другого известного бомбардировщика Германии — «Дорнье» Do. 17. В начале 1930-х гг. фирма «Хейнкель» получила от авиатранспортной компании «Люфтганза» заказ на создание скоростного пассажирского самолета. По мнению представителей заказчика, такой аппарат должен был перевозить десять пассажиров со скоростью около 350 км/ч. Как и в случае с «Дорнье» Do. 17, в ходе испытательных полетов Не. 111 показал весьма неплохие характеристики, за что и приглянулся военным. В результате фирма получила заказ от «Люфтганза» на постройку 6 самолетов, а от люфтваффе — на 7300.

Немецкий бомбардировщик «Хейнкель» Не.111

Немецкий бомбардировщик «Хейнкель» Не.111

Технические данные «Хейнкель» Не.111

Двигатели………………………………2 х 1350 л. с.
Размеры: длина х размах………….16,4 х 22,6 м
Взлетная масса……………………………. 11 400 кг
Максимальная скорость………………..435 км/ч
Потолок………………………………………….8500 м
Дальность полета………………………….. 1950 км
Вооружение………………………1 х 20-мм пушка, 1 х 13-мм пулемет, 6 х 7,92-мм пулеметов, 2000 кг бомб
Экипаж…………………………………………….5 чел.

Первые экземпляры «Хейнкель» Не.111 начали поступать на вооружение бомбардировочных эскадрилий в 1936 г. и поэтому сразу же попали на «главный испытательный полигон» в небе Испании. Опыт боевого использования этих самолетов в составе легиона «Кондор» выявил ряд недостатков, после чего в конструкцию Не. 111 внесли некоторые изменения. В частности, была увеличена мощность его двигателей, а в носовой части фюзеляжа установили так называемую кабину кругового обзора, где разместили штурмана-бомбардира и пилота.

Кроме того, рабочие места верхнего стрелка (он же выполнял обязанности радиста) и нижнего были защищены стальными плитами толщиной 8 мм, а стрелки бортовых стрелковых установок защищались установленными около каждого пулемета 3-мм плитами. Правда, усиление оборонительного вооружения и дополнительное бронирование «съели» весь прирост мощности двигателей. В результате даже в ходе битвы за Британию «Хейнкель» Не.111 уже не являлся лучшим бомбардировщиком Германии. В годы Великой Отечественной войны появились новые образцы немецкой авиационной техники.

По материалам книги А.Г. Мерников «Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры», М., «АСТ», 2014, с. 70-79.