Почти 2/3 поверхности нашей планеты покрыты водой, что создает идеально ровную поверхность площадью в сотни миллионов квадратных километров. Взлетно-посадочную полосу таких гигантских размеров трудно себе даже вообразить. И самое главное — никаких препятствий: взлетай, где удобнее, садись не там, где есть аэродром, а там, где это необходимо.

В начале XX в. оставалось только одно «но» — необходимо было еще «научить» самолет пользоваться водной гладью так же успешно, как и земной поверхностью.

Первый самолет, успешно взлетевший с водной поверхности, построил в 1910 г. французский инженер Анри Фабр. Его летательный аппарат представлял собой обыкновенный самолет, на котором колесное шасси было заменено поплавками. Так получилась машина, которую назвали гидросамолетом. Несколько позже появились летательные аппараты, которые не использовали поплавковое шасси, так как конструкция их фюзеляжа позволяла беспрепятственно садиться и взлетать с водной поверхности без дополнительных приспособлений. Такие самолеты назвали летающими лодками.

Один из первых гидросамолетов (летающая лодка)

Один из первых гидросамолетов (летающая лодка)

Строительство летающих лодок в России началось в 1913 г. под руководством Дмитрия Павловича Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособный образец. На основе этой модели, построенной весной 1915 г., инженер создал очень удачную двухместную летающую лодку М-5. В ее конструкции Григорович применил оригинальное решение.

Вместо обычного силового агрегата, который состоял из двигателя, расположенного спереди в сочетании с тянущим винтом, он стал использовать толкающий пропеллер, установив его на крыле самолета позади пилота. При таком расположении уменьшался риск залива двигателя водой и улучшался обзор из кабины пилота. В целом лодка оказалась исключительно удачной. Она обладала хорошей мореходностью, преодолевая волну до 0,5 м, послушно вела себя в воздухе, была довольно легка и проста в пилотировании.

Летающая лодка Григоровича - М-5

Летающая лодка Григоровича - М-5

Практически сразу после окончания летных испытаний в апреле 1915 г. первый гидросамолет Григоровича приступил к участию в боевых операциях, где применялся в качестве морского разведчика, противолодочного самолета и истребителя. Серийная постройка летающей лодки М-5 продолжалась до 1923 г. За эти годы было выпущено около 300 машин.

Технические данные М-5

Двигатель………………………………..1 х 100 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 8,60 х 13,62 х 3,57 м
Взлетная масса…………………………………960 кг
Максимальная скорость………………..105 км/ч
Потолок………………………………………….3300 м
Продолжительность полета…………………….4 ч
Вооружение:………………….1 х 7,7-мм пулемет
Экипаж…………………………………………….2 чел.

Одним из лучших гидросамолетов Великобритании, принявших участие в сражениях Первой мировой войны, стал аэроплан компании «Сопвич Эвиэйшн Компани», получивший необычное для боевой машины имя — «Бэйби» («Малыш»). История этого аппарата началась после того, как самолет этой фирмы, названный «Таблоид», в 1913 г. на одной из авиационных гонок развил скорость 139 км/ч, став одной из самых скоростных предвоенных машин. Он оказался удачным и привлек пристальное внимание военных специалистов, которые рассматривали его в качестве скоростного разведчика и истребителя.

В 1915 г. на базе «Таблоид» был создан морской истребитель «Бэйби». В процессе «превращения» сухопутного самолета в морской на него установили подкрыльевые и хвостовые поплавки, а также заменили двигатель на более мощный.

Самолет «Сопвич Бэйби» состоял на вооружении 12 береговых эскадрилий и 11 авианесущих кораблей. Особенно активно он использовался в Северном и Средиземном морях для выполнения разных боевых задач — от разведки до атак подводных лодок противника. Штатное вооружение самолета состояло из одного или двух пулеметов, а для борьбы с дирижаблями некоторые машины дополнительно были вооружены зажигательными ракетами. Сохранившиеся после войны «Малыши» использовались в качестве учебных до конца 1920-х гг.

Немецкий морской «хищник»

Один из самых крупных гидросамолетов периода Первой мировой войны — «Ганза Бранденбург» W.29 — был построен в Германии на заводах компании «Ганза унд Бранденбургише Флюгцойгверке». Руководил проектом по его созданию известный немецкий конструктор Дорнье. Работа шла очень быстро, и уже в апреле 1918 г. первые гидросамолеты-истребители «Ганза Бранденбург» W.29 были переданы в боевые части морской авиации.

«Ганза Бранденбург» W.29

«Ганза Бранденбург» W.29

В процессе эксплуатации в боевых условиях самолет показал отличные данные: высокую скорость полета, хорошую маневренность и мощное вооружение. В результате «Ганза Бранденбург» W.29 очень быстро стал одним из лучших в мире летательных аппаратов такого класса и грозным противником для морской авиации союзников.

Так, например, 11 августа 1918 г. группа из четырнадцати «Ганза Бранденбург» W.29, возвращавшаяся из патрульного полета на базу, обнаружила шесть британских летающих лодок и атаковала их. В этом бою только трем самолетам британцев удалось уйти от преследования.

По материалам книги А.Г. Мерников «Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры», М., «АСТ», 2014, с. 50-53.