Легкие бомбардировщики

Первые попытки применения аэропланов против наземных целей были сделаны еще до начала Первой мировой войны. Экипаж самолета-разведчика, отправляясь в полет, кроме фотоаппарата часто брал с собой ручные гранаты, чтобы не только сфотографировать, но и поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу. Следует отметить, что эффективность подобных бомбардировок была низкой и использовалась она скорее как фактор психологического воздействия на неприятеля, чем для уничтожения его сил.

Помимо гранат, в русской авиации использовались и так называемые «стрелы» конструкции Слесарева — свинцовые пули с жестяным стабилизатором, которые пилоты сбрасывали на противника, вручную опрокидывая фанерный ящик. «Стрелы» были особо эффективны против пехоты и кавалерии. Впрочем, они были способны нанести вред и боевым машинам того времени, ведь «стрела», вес которой составлял 30 г, падая с высоты в несколько километров, пробивала деревянный брус толщиной до 150 мм.

Первая авиационная бомба была сконструирована лейтенантом итальянской армии Ципелли. До этого проблема состояла в создании взрывателя, который должен был обеспечить безопасность при погрузке и в полете и срабатывать до того, как авиабомба зароется глубоко в землю. Эта задача и была решена Ципелли.

Самолеты-разведчики не имели специальных креплений для бомб, поэтому экипажу приходилось держать их в кабине. Первоначально бомбы просто разбрасывались вручную из кабины пилота, но впоследствии их начали крепить к крыльям и фюзеляжу, что позволило значительно увеличить массу боевого заряда. Пилот сбрасывал бомбы вручную, целясь «на глазок».

Английский легкий бомбардировщик RAF B.E.2

Английский легкий бомбардировщик RAF B.E.2

Считается, что первое в истории бомбометание в боевых условиях совершил итальянский летчик — лейтенант Джавотти. 1 ноября 1911 г., во время итало-турецкой войны (1911 -1912), он сбросил 4 бомбы весом около 2 кг на турецкие войска. В ходе этой операции Джавотти управлял самолетом «Таубе», созданным австрийским инженером Игнацем Этрихом. В итальянской армии эта машина стала особенно популярной, поскольку имела хорошие летные данные и простое управление.

30 августа 1914 г. лейтенант немецкой армии Франц фон Хингессен, пролетая над Парижем, сбросил на город 3 ручные гранаты и листовки. Фактически это стала первая в истории воздушная бомбардировка гражданского населения, в ходе которой погибла одна женщина. Вслед за этим немецкие пилоты осуществили воздушный налет на английский город Дувр.

Союзники в свою очередь бомбардировали Штутгарт, Фрейбург, Мангейм, Кельн и другие немецкие города. Ущерб от воздушных бомбардировок был велик и послужил активному развитию бомбардировочной авиации. Перед конструкторами всех стран была поставлена задача по созданию специализированных самолетов-бомбардировщиков, работа над которой привела к возникновению нескольких классов: легких, средних и тяжелых бомбардировщиков.

В 1915 г. француз Луис Бреге разработал необычный для своего времени самолет-разведчик с толкающим винтом — «Бреге» ВМ.4, который впоследствии стал наиболее типичным представителем легких бомбардировщиков времен Первой мировой войны. Всего было произведено 100 экземпляров этих машин, и уже в начале 1916 г. их отправили на фронт.

Анализ опыта боевого применения самолета-разведчика показал, что он вполне способен исполнять роль легкого бомбардировщика. Для этого на него установили более мощный мотор, увеличили размах крыла, изменили конструкцию шасси, а под нижним крылом установили бомбовые контейнеры, в которые помещалось 40 бомб массой по 7,25 кг каждая.

Легкие бомбардировщики предназначались для выполнения боевых задач в дневное время непосредственно в районе боевых действий. Чаще всего это были бывшие самолеты-разведчики, которые превращали в бомбардировщики, устанавливая на них дополнительное оборудование. Поэтому самолеты, относившиеся к этому классу, имели один мотор. Их экипаж состоял из одного или двух пилотов. Как правило, легкие бомбардировщики имели небольшую бомбовую нагрузку (50 — 300 кг), но зато были относительно скоростными (120-200 км/ч).

Один из лучших британских легких бомбардировщиков времен Первой мировой войны — RAF В.Е.2 — впервые поднялся в воздух еще в 1912 г. Вскоре на нем был установлен рекорд высоты — 3218 м, благодаря чему RAF В.Е.2 победил в конкурсе военных самолетов, став основным британским бомбардировщиком и разведчиком вплоть до 1916 г. Кроме того, это был первый британский самолет, на котором установили вооружение — 7,7-мм пулемет. Правда, стрелять из него мог только летчик-наблюдатель, который сидел впереди, под крылом, что создавало значительные проблемы при ведении огня.

RAF В.Е.2 активно применялся на фронте, а также в противовоздушной обороне. Достаточно часто на самолет устанавливали дополнительный бензобак, что обеспечивало ему большую дальность полета. Это позволяло использовать RAF В.Е.2 как в качестве тактического бомбардировщика (т. е. предназначенного для поражения войск и техники противника на поле боя), так и стратегического (т. е. предназначенного для нанесения бомбовых ударов по стратегически значимым объектам в тылу противника с целью подрыва его военной и промышленной мощи). Кстати, бомбардировщики этой модели использовались в СССР до 1925 г.

«Авро» 504 был создан в стенах английской компании «А. В. Ро энд Компани» еще в апреле 1913 г. Он стал не только одним из первых британских боевых самолетов, но и, пожалуй, первым разведчиком, использовавшимся в качестве легкого бомбардировщика. С началом войны военное министерство Великобритании сделало заказ компании на 3700 самолетов. Для его выполнения руководству «А. В. Ро энд Компани» даже пришлось обратиться за помощью к конкурентам.

Популярность «Авро» 504 объяснялась хорошими летными данными, устойчивостью в полете и простотой пилотирования. В результате этот самолет использовался в качестве разведчика, бомбардировщика, корректировщика артиллерийского огня и даже истребителя. Впервые в качестве бомбардировщика его применили в ноябре 1914 г. Британский авиационный отряд в составе трех «Авро» 504 совершил налет на базу германских дирижаблей, расположенную в Фридрихсгафене. Экипажи самолетов закидали противника мелкими бомбами, в результате чего был уничтожен один дирижабль и нанесен серьезный урон заводу по производству водорода.

Технические данные «Авро» 504

Двигатель………………………………..1 х 100 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 8,97 х 10,97 х 3,17 м
Взлетная масса…………………………………829 кг
Максимальная скорость………………..132 км/ч
Потолок………………………………………….4875 м
Продолжительность полета…………………….3 ч
Вооружение…..1 х 7,7-мм пулемет, 48 кг бомб
Экипаж…………………………………………….2 чел.

Первым настоящим (т. е. специально разработанным, а не переделанным) бомбардировщиком Великобритании, пожалуй, стал «Эйрко» D.H.4. Правда, первоначально и он создавался специалистами компании «Эйркрафт Мэньюфэкчуринг Компани» как самолет поддержки наземных войск. В начале 1917 г. «Эйрко» D.Н.4 стали поступать в авиачасти британского экспедиционного корпуса во Франции, где благодаря возможности поднимать в воздух 50-килограммовые бомбы их чаще использовали «не по назначению».

Так, вскоре «Эйрко» D.H.4 стал основным легким бомбардировщиком Великобритании. К концу войны эти самолеты состояли на вооружении девяти эскадрилий британской авиации, которые совершали регулярные налеты на города и промышленные центры Германии. А после окончания войны «Эйрко» D.H.4 стал первым гражданским самолетом Великобритании.

Технические данные «Эйрко» D.H.4

Двигатель………………………………..1 х 245 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 9,34 х 12,95 х 3,55 м
Взлетная масса………………………………. 1520 кг
Максимальная скорость………………..227 км/ч
Потолок………………………………………….6700 м
Продолжительность полета…………………3,75 ч
Вооружение…….2 х 7,7-мм пулемета, 4 х 50-кг бомбы
Экипаж…………………………………………….2 чел.

Средние бомбардировщики

Типичные средние бомбардировщики времен Первой мировой войны предназначались для выполнения дневных и ночных боевых задач в глубине обороны противника. Чаще всего они имели 2 двигателя и были способны нести бомбовую нагрузку до 500 кг со скоростью 130-150 км/ч.

Когда известному французскому конструктору Гастону Кодрону заказали создание бомбардировщика, способного нести бомбовую нагрузку более 100 кг, он решил взять за основу конструкцию одного из своих удачных разведывательных самолетов G.3, установив на него два двигателя.

В марте 1915 г. новый самолет вышел на испытания и продемонстрировал значительно возросшие летные характеристики. Стрелок-наблюдатель сидел впереди и был вооружен пулеметом. Кроме того, на некоторых самолетах этой модели на верхнем крыле был установлен пулемет, из которого можно было вести огонь назад.

Французский средний бомбардировщик «Кодрон» G.4

Французский средний бомбардировщик «Кодрон» G.4

В начале 1916 г. на вооружении ВВС союзников находилось уже более 160 экземпляров средних бомбардировщиков, получивших название «Кодрон» G.4. Таким образом, этот аппарат стал самым массовым на тот период войны двухдвигательным летательным аппаратом союзников. Хорошая скороподъемность и относительно высокая бомбовая нагрузка позволяли активно использовать его для выполнения как разведывательных, так и бомбардировочных боевых задач. Так, например, во французских ВВС длительное время только этим машинам разрешалось совершать дневные рейды в тыл противника.

Технические данные «Кодрон» G.4

Двигатели………………………………..2 х 100 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 7,16 х 17,18 х 2,56 м
Взлетная масса………………………………. 1347 кг
Максимальная скорость………………..132 км/ч
Потолок………………………………………….4500 м
Продолжительность полета…………………….4 ч
Вооружение…. 1 х 7,7-мм пулемет, 100 кг бомб
Экипаж…………………………………………….2 чел.

В 1917 г. Рене Кодрон (брат Гастона Кодрона) создал мощный двухмоторный бомбардировщик «Кодрон» R. 11, способный нести до 350 кг бомб мелкого калибра. Экипаж нового самолета состоял из трех человек, что позволило включить в его состав бортстрелка, поместив его за спиной пилота.

Французский средний бомбардировщик «Кодрон» R. 11

Французский средний бомбардировщик «Кодрон» R. 11

В кабине заднего стрелка были установлены дублированные органы управления самолетом, что также способствовало увеличению его надежности. В ходе испытаний «Кодрон» R.11 показал настолько хорошие летно-тактические характеристики, что фирма получила заказ сразу на 1000 машин. Однако быстро наладить производство такого количества самолетов Кодронам не удалось, и первые серийные «Кодрон» R.11 поступили в строевые части только в феврале 1918 г., а к концу войны в боевой эксплуатации находилось всего несколько десятков летательных аппаратов этого типа.

Но даже в таком незначительном количестве «Кодрон» R.11 сумели обратить на себя внимание. Универсальность конструкции позволяла использовать их не только в качестве средних бомбардировщиков, но и как разведчиков и самолетов непосредственной поддержки и взаимодействия с наземными войсками. Бортстрелками таких летательных аппаратов обычно были лучшие выпускники школы воздушных стрелков. Наиболее известным из них стал сержант Виталис, сбивший восемь немецких самолетов.

В 1916 г. Министерство авиации Франции разослало самолетостроительным фирмам технические требования на создание нового двухмоторного трехместного универсального самолета, способного исполнять роль дальнего разведчика и среднего бомбардировщика. Среди прочих именитых компаний Франции в конкурсе также приняла участие небольшая парижская авиастроительная организация «Сосьетэ д’Авиасьон Летор».

Средний французский истребитель "Летор" Le-4

Средний французский истребитель "Летор" Le-4

Несмотря на малоизвестность, именно ей удалось построить самолет, отвечавший всем требованиям военных. Аппарат получил название «Летор» Le-4. Его экипаж состоял из трех человек: в средней кабине располагался пилот, а в передней и задней — стрелки. Бомбы подвешивались под нижним крылом. Всего было произведено около 220 самолетов, и после окончания войны они еще длительное время использовались для связи и коммуникации.

Технические данные «Летор» Le-4

Двигатели………………………………..2 х 160 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 11,25 х 17,65 х 3,85 м
Взлетная масса……………………………….2185 кг
Максимальная скорость………………..132 км/ч
Потолок………………………………………….5200 м
Продолжительность полета…………………….3 ч
Вооружение…. 2 х 7,92-мм пулемета, 135 кг бомб
Экипаж…………………………………………….3

Английский средний бомбардировщик «Эйрко» D.H.9 — пожалуй, единственный самолет в своем классе, имевший один мотор. Правда, он был настолько мощным, что аппарат уверенно поднимал в воздух и переносил на сотни километров бомбовую нагрузку в 200 кг. Этот самолет сконструировали специалисты британской компании «Эйркрафт Мэньюфэкчуринг Компани» в 1917 г.

Французский средний бомбардировщик «Эйрко» D.H.9

Французский средний бомбардировщик «Эйрко» D.H.9

«Эйрко» D.H.9 активно применялся на многих сухопутных фронтах, где воевали англичане. Неплохо зарекомендовал он себя и в качестве противолодочного самолета, способного длительное время патрулировать над морем в поисках кораблей неприятеля. По некоторым данным, до конца войны было выпущено свыше 3200 экземпляров «Эйрко» D.H.9. Более того, их продолжали производить и после войны в военных и гражданских вариантах.

Также эти самолеты использовались в ВВС Австралии, Афганистана, Бельгии, Греции, Индии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши и других стран. А несколько десятков «Эйрко» D.H.9 даже приняли участие в боевых операциях в ходе Гражданской войны в Испании (1936-1939).

Тяжелые бомбардировщики

Тяжелые бомбардировщики предназначены для выполнения боевых задач на территории противника, далеко за линией фронта. Первый самолет такого типа был создан в России еще в 1913 г. конструктором Игорем Ивановичем Сикорским. Это был четырехмоторный самолет-гигант, получивший название «Русский Витязь». В ходе дальнейшего развития его конструкции был создан четырехмоторный гигант «Илья Муромец». Таким образом, Россия являлась единственной страной, располагавшей к началу войны бомбардировщиками большой мощности.

В конце 1914 г. всех «Муромцев», оснастив бомбардировочным вооружением, свели в единое подразделение — «Эскадру воздушных кораблей», которое стало первым в мире подразделением тяжелых бомбардировщиков. Бомбы размещались как внутри самолета (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 г. бомбовая нагрузка летающих «богатырей» возросла уже до 800 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель.

Аэропланы «Илья Муромец» начали свои воздушные операции 15 февраля 1915 г. и за время войны оказали неоценимую помощь русской армии, уничтожив не один важный объект обороны противника. Например, перед штурмом Перемышля эскадрилья «Муромцев» сбросила на крепость около 200 тяжелых бомб, а в 1917 г. ее летчики разгромили большую базу немецких гидросамолетов на озере Ангерн, недалеко от Риги.

Английский тяжелый бомбардировщик «Хэндли Пейдж» 0/400

Английский тяжелый бомбардировщик «Хэндли Пейдж» 0/400

Несмотря на то, что английский бомбардировщик «Хэндли Пейдж» 0/400 имел только два мотора, из-за возможности нести большую бомбовую нагрузку его относили к тяжелым. Прототип этого бомбардировщика — самолет HP 0/100 (100 — размах крыла в футах), совершивший первый полет в середине декабря 1915 г., на тот момент был самым большим из всех ранее созданных в Великобритании. Экипаж размещался в застекленной и частично бронированной кабине. Пилот и бомбардир сидели рядом в средней части кабины, а в случае необходимости бомбардир мог пройти в носовую часть к пулемету.

В процессе производства в конструкцию HP 0/100 вносились различные изменения. Усовершенствованный таким образом самолет получил индекс 0/400. Он мог брать на борт самую тяжелую британскую бомбу массой 748 кг, и во многом благодаря этому его широко использовали для ночных бомбежек баз немецкого флота и аэродромов тяжелых бомбардировщиков. После войны «Хэндли Пейдж» 0/400 еще длительное время применялись для пассажирских и почтовых перевозок.

Технические данные «Хэндли Пейдж» 0/400

Двигатели………………………………..2 х 360 л. с.
Размеры: длина х размах х высота …. 19,1 х 30,5 х 6,7 м
Взлетная масса……………………………….6370 кг
Максимальная скорость………………..147 км/ч
Потолок………………………………………….2140 м
Продолжительность полета…………………….8 ч
Вооружение…..3 х 7,7-мм пулемета, 820 кг бомб
Экипаж……………………………………….4-5 чел.

По материалам книги А.Г. Мерников «Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры», М., «АСТ», 2014, с. 34-47.