Самые известные истребители Германии периода Первой мировой войны — самолеты марки «Альбатрос», «Пфальц» и «Фоккер». «Альбатрос» D.I был создан специалистами компании «Альбатрос Флюгцойгверке» в 1916 г. Для немецких пилотов он появился весьма своевременно — в этот период перевес в воздухе был на стороне истребителей союзников.

Благодаря высокой скорости полета, которой обладал «Альбатрос» D.I, у летчика-истребителя появилась возможность выбирать тактически выгодный момент для нападения и выходить из боя при угрозе атаки со стороны неприятеля. Кроме того, на самолете было установлено 2 пулемета, и усилившаяся мощь огня предоставляла немецкому пилоту дополнительное преимущество в воздушной схватке.

На этих машинах воевали многие известные летчики Германии, такие, например, как Освальд Бельке. Да и легендарный «пилот № 1 Германии» Манфред фон Рихтгофен свои первые победы одержал на «Альбатрос» D.I, а уж после пересел на «Фоккер» Dr.I. Именно на этом самолете он в упорном индивидуальном бою 23 ноября 1916 г. сбил известного британского летчика Хоукера. Немецкие истребители «Альбатрос» имели характерную обтекаемую форму, вооружались двумя синхронными пулеметами. Надо отметить, что немцы первыми использовали такую систему вооружения.

«Альбатросы» на аэродроме

Истребители марки «Пфальц» собирали в цехах небольшой фирмы «Пфальц Флюгцойгверке». В силу своей малоизвестности этой компании не удавалось получить мощные двигатели BMW, которыми комплектовали более известные «Фоккеры». Поэтому им пришлось довольствоваться моторами другой немецкой компании — «Мерседес».

Немецкий истребитель «Альбатрос» D.I

Однако, несмотря на это, созданный специалистами фирмы самолет-истребитель «Пфальц» D.XII по ряду летных характеристик превосходил «Фоккер» D.VII, что говорило о незаурядных качествах этой машины. Первые серийные самолеты появились на фронте только в середине 1918 г., когда война уже шла к завершению.

Немецкий истребитель «Пфальц» D.XII

Но и за этот короткий срок «Пфальц» D.XII успели проявить себя с лучшей стороны. Пилоты быстро оценили его чрезвычайно высокую скорость пикирования и отличную скороподъемность и с успехом использовали эти преимущества в бою. Как отмечал в своих мемуарах один из немецких пилотов, «Пфальц» D.XII был «прекрасным истребителем, который, к сожалению, слишком поздно пришел на войну».

Энтони Фоккер

Знаменитые немецкие самолеты марки «Фоккер» создавал голландец по происхождению Энтони Фоккер. В 1912 г. он покинул свою родину, так как не имел там возможности заниматься авиацией, и переселился в Германию, где открыл небольшой самолетостроительный завод. В 1913 г. военные заинтересовались работами Фоккера и заказали у него разведывательный самолет, который вскоре был принят на вооружение под военным индексом A.III.

Именно на этой модели Фоккер впервые установил и испытал созданное им синхронное устройство, позволявшее вести пулеметный огонь через воздушный винт. Вооруженный вариант самолета получил наименование «Фоккер» E.I. После того как инженеру удалось добиться устойчивой работы своего изобретения, на него начали устанавливать два пулемета, чем значительно повысили его огневую мощь.

Под названием «Фоккер» E.III этот самолет уже в сентябре 1915 г. стал поступать на вооружение фронтовых авиачастей германских ВВС. Благодаря этому немецким пилотам в короткий срок удалось нанести значительный урон разведывательной авиации союзников. Этот период неслучайно был назван «террором «Фокеров»», ведь на один потерянный в боях немецкий самолет приходилось до 17 сбитых самолетов союзников. Лишь в начале 1916 г., когда на фронт начали поступать новейшие французские и британские истребители, союзникам удалось восстановить шаткое равновесие в воздухе.

Немецкие «Фоккеры» успешно справлялись с французскими бипланами фирмы «Ньюпор» и другими самолетами союзников, которые стали называть «кормом для Фоккеров».

Технические данные «Фоккер» E.III

Двигатель………………………………..1 х 100 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 7,2 х 9,52 х 2,4 м
Взлетная масса…………………………………610 кг
Максимальная скорость………………..140 км/ч
Потолок…………………………………………..3 5 00 м
Дальность……………………………………….220 км
Продолжительность полета………………….1,5 ч
Вооружение………………..2 х 7,92-мм пулемета
Экипаж…………………………………………….1 чел.

Наиболее совершенным истребителем, созданным Энтони Фоккером в годы Первой мировой войны, стал «Фоккер» D.VII. Как свидетельствуют очевидцы, во время испытаний он показал себя не с лучшей стороны и был отвергнут летчиками. За одну ночь Фоккер доработал самолет и уговорил фронтовиков испытать его еще раз. Бессонная ночь не прошла даром — «Фоккер» D.VII был признан лучшим, и фирма получила заказ на постройку сразу 1000 экземпляров. Чтобы изготовить такое огромное количество самолетов, Фоккеру даже пришлось обратиться за помощью к конкурентам.

Немецкий истребитель «Фоккер» D.VII

На фронте «Фоккер» D.VII пользовался огромной популярностью среди летчиков. И хотя по скорости он уступал некоторым истребителям союзников, зато был более маневренным, а его прочная конструкция выдерживала существенные боевые повреждения. D.VII успешно эксплуатировался до последних дней войны, а после ее окончания состоял на вооружении многих стран, в том числе и СССР.

Фоккер D.VII

Технические данные «Фоккер» D.VII

Двигатель…………………………………………1 х 160 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 6,95 х 8,90 х 2,85 м
Взлетная масса…………………………………880 кг
Максимальная скорость………………..200 км/ч
Потолок………………………………………….6400 м
Продолжительность полета…………………. 1,7 ч
Вооружение………………..2 х 7,92-мм пулемета
Экипаж…………………………………………….1 чел.

Фоккер D.VII появился на завершающем этапе Первой мировой войны и стал самым массовым истребителем германского боя. Было выпущено свыше 3 тыс. таких истребителей. Ряд экспертов по совокупности характеристик называют эту машину лучшим истребителем Первой мировой войны, хотя он и уступал по максимальной скорости некоторым истребителям союзников. Отличала Фоккер D.VII его скороподъёмность: высоты 2-х км. он достигал за 4 минуты. К 1917 г. немецкая истребительная авиация начала действовать сразу несколькими эскадрильями.

Немецкие эскадрильи на Западном фронте

На фронте имели успех английские трипланы «Сопвич». Вскоре появились трипланы, самолеты с тремя крыльями, и у немцев — Фоккер dreidekker (Фоккер Dr.I). Трипланы отличались большой маневренностью. Как говорили англичане: «Трипланы могли, как собака вертеться вокруг собственного хвоста». Триплан Фоккер Dr.I – самый узнаваемый самолет Первой мировой войны. Именно на нем с осени 1917 г. воевал Манфред фон Рихтгофен — самый результативный лётчик Первой мировой войны.

Фоккер Dr.I

Немецкие воздушные асы

В ходе Первой мировой войны личные счета некоторых пилотов насчитывали десятки сбитых самолетов противника. К таким военным летчикам, в совершенстве владевшим искусством пилотирования и воздушного боя и сбившим не менее 5 самолетов неприятеля, начали применять термин «ас». Он возник от французского слова «as», которое переводится как «туз» — самая крупная карта в карточной игре. Поэтому когда мастера воздушного боя называли асом, тем самым подчеркивали, что он первый в своей области.

Немецкий ас №1 Манфред фон Рихтгофен

Один из лучших истребителей военно-воздушных сил Германии во время Первой мировой войны стал «Фоккер» DrI. Но больше он стал известен как самолет, на котором Манфред фон Рихтгофен выиграл последние 20 сражений. Самолет впервые поднялся в небо в 1917 г. Он был построен по схеме триплан (то есть имел три крыла длиной 72 м каждое). Двигатель мощностью 110 л. с. позволял этому истребителю развивать максимальную скорость до 185 км/ч.

Манфред фон Рихтгофен перед полётом

Манфред фон Рихтгофен в начале войны служил в кавалерии, а затем перешёл в авиацию. В годы Первой мировой войны он считался асом №1. На его счету было 80 подтвержденных побед над противником. Вначале он воевал на истребителях марки «Альбатрос», а затем пересел на новейший и самый совершенный для того времени самолет «Фоккер» Dr.I. Свои самолеты Рихтгофен окрашивал в ярко-красный цвет. За это и благодаря своей принадлежности к немецкому баронскому дворянскому сословию он получил от британцев прозвище «Красный барон». Пилот был сбит и погиб в апреле 1918 года.

По материалам книги А.Г. Мерников «Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры», М., «АСТ», 2014, с. 24-28.