Активность германской авиации на фронтах Первой мировой войны вынудила командующих союзников начать организацию специальных отдельных эскадрилий, предназначенных для борьбы с самолетами противника. Впервые такое подразделение было организовано в армии Франции в марте 1915 г. и было названо эскадрильей «Аистов».

Кроме того, было принято решение о создании специальных летательных аппаратов — самолетов-истребителей, способных обеспечить господство в воздухе. Такой аппарат должен был превосходить все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. Германская сторона также занималась созданием таких аэропланов.

В ноябре 1915 г. на фронт начали поступать одноместные истребители «Ньюпор» 11. Это был первый самолет, построенный во Франции, который предназначался специально для воздушного боя. Новая машина отличалась небольшими размерами, за что в войсках получила прозвище «Бэйб» («Детка»). «Ньюпор» 11 был вооружен неподвижным пулеметом, установленным на верхнем крыле и стрелявшим поверх винта. Для его перезарядки пилот был вынужден вставать в кабине, зажимая при этом ручку управления коленями.

А некоторым пилотам небольшого роста приходилось даже становиться на сиденье. Но зато такое расположение пулемета позволяло вести огонь по противнику снизу вверх. Кроме того, для борьбы с дирижаблями и аэростатами противника вооружение самолета могло дополняться ракетами. Мощное вооружение вместе с хорошими летными характеристиками способствовали тому, что «Ньюпор» 11 вскоре стал одним из самых популярных самолетов, находившихся на вооружении ВВС союзников.

Один из первых истребителей союзников

Технические данные «Ньюпор» 11

Двигатель………………………………….1 х 80 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…..5,64 х 7,52 х 2,40 м
Взлетная масса…………………………………480 кг
Максимальная скорость………………..152 км/ч
Потолок………………………………………….4500 м
Продолжительность полета…………………….2 ч
Вооружение……………………1 х 7,7-мм пулемет
Экипаж…………………………………………….1 чел.

В середине 1917 г. компания «Сосьетэ Аноним Этаблисмент Ньюпор» создала новый истребитель — «Ньюпор» 28. Новинка заметно отличалась хорошей маневренностью, скоростью, высотой полета, а также вооружением. Так как небольшие размеры самолета не позволили разместить вооружение традиционным способом, один пулемет был установлен перед пилотом, а второй — снизу на левом борту.

«Ньюпор» 28 особенно приглянулся командованию американского экспедиционного корпуса, который незадолго до этого прибыл на европейский континент и остро нуждался в современных истребителях. В результате они приобрели почти 300 самолетов, заплатив за них огромные по тем временам деньги — более 18 000 долларов.

Технические данные «Ньюпор» 28

Двигатель………………………………..1 х 160 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 6,20 х 8,00 х 2,48 м
Взлетная масса…………………………………740 кг
Максимальная скорость………………..195 км/ч
Потолок………………………………………….5200 м
Дальность……………………………………….400 км
Вооружение………………….2 х 7,7-мм пулемета
Экипаж…………………………………………….1 чел.

В начале 1915 г. самолет-истребитель собственной конструкции появился и на вооружении ВВС России. Создал его молодой, но очень талантливый авиационный инженер Игорь Иванович Сикорский. Работал он тогда в мастерской для постройки опытных машин, которая была оборудована на Русско-Балтийском вагонном заводе, поэтому самолет получил название РБВЗ и порядковый номер С-16. Правда, вначале предполагалось использовать этот шустрый летательный аппарат в качестве скоростного разведчика для тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», и поэтому его не вооружили.

Однако опыт боевого применения тяжелых бомбардировщиков этого класса выявил необходимость сопровождения истребителями, так как во время выполнения заданий эти машины часто подвергались нападениям самолетов противника. Поэтому С-16 оснастили пулеметом, который закрепили на левом борту.

Уже в первые годы войны на вооружении ВВС союзников появилось большое количество разнообразных истребителей, среди которых особенно выделялись французские SPAD. Их изготавливали на заводе компании «Сосьетэ Пуэ лес Аппарельс Депердюссен», владельцем которой являлся известный французский пилот Луи Блерио (тот самый Блерио, который впервые перелетел через пролив Ла-Манш). В 1916 г. под его руководством был создан самолет, получивший индекс S.7.

Истребитель Луи Блерио

Этот истребитель развивал большую скорость, был прост в пилотировании и производстве, а его конструкция отличалась надежностью и прочностью. Все это позволило пилотам выработать новую тактику ведения воздушного боя, которая была основана на скорости и прочности конструкции нового истребителя. SPAD S.7 поставлялись в Италию, Бельгию и Россию, а в Великобритании даже было налажено их производство.

Технические данные SPAD S.7

Двигатель………………………………..1 х 177 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…..6,08 х 7,82 х 2,20 м
Взлетная масса…………………………………775 кг
Максимальная скорость………………..193 км/ч
Потолок………………………………………….5500 м
Продолжительность полета…………………….2 ч
Вооружение……………………1 х 7,7-мм пулемет
Экипаж…………………………………………….1 чел.

Заслуженной популярностью в ВВС союзников пользовались и английские «Сопвичи». Первый истребитель этой марки (производитель — фирма «Сопвич Эвиэйшн Компани») появился на вооружении британских войск в начале 1916 г. Он имел заводской индекс «тип 9901», но в войсках за свои небольшие габариты получил прозвище «Пап» («Щенок»).

Самолет предназначался для защиты с воздуха баз и кораблей военно-морских сил, с чем он отлично справился, заявив о себе буквально с первых же дней внушительным числом побед, — его пилоты за восемь дней сбили 16 самолетов противника. Кроме того, благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам «Пап» принял активное участие в экспериментах на первых британских авианесущих кораблях, фактически став первым палубным самолетом.

Технические данные «Сопвич Пап»

Двигатель………………………………….1 х 80 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 5,89 х 8,08 х 2,87 м
Взлетная масса…………………………………556 кг
Максимальная скорость………………..179 км/ч
Потолок………………………………………….5334 м
Продолжительность полета…………………….3 ч
Вооружение…………..1 х 7,7-мм пулемет, 4 х 11-кг бомбы или 8 ракет
Экипаж…………………………………………….1 чел.

Самым успешным британским истребителем по количеству одержанных побед был «Сопвич Кэмел». Свое название, которое переводится как «Верблюд», самолет получил за характерный обтекатель, закрывавший механизмы сдвоенных пулеметов, который напоминал горб этого животного. Кроме пулеметов, истребитель также мог быть вооружен четырьмя авиабомбами.

«Кэмел» начал поступать на вооружение британских частей ВВС в начале 1917 г. и сразу же заметно изменил ситуацию в воздухе, ликвидировав качественное и количественное превосходство Германии. Во время боевых действий, в которых принимал участие этот истребитель, было сбито 1294 самолета противника. Часть «Кэмел» было направлено в отряды ночных истребителей, активные действия которых полностью прекратили налеты немецкой бомбардировочной авиации на британские города.

Пулемётное вооружение самолета «Сопвич» F.1 «Кэмел»

Технические данные «Сопвич» F.1 «Кэмел»

Двигатель………………………………..1 х 130 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 5,64 х 8,53 х 2,59 м
Взлетная масса…………………………………713 кг
Максимальная скорость………………..180 км/ч
Потолок………………………………………….5790 м
Продолжительность полета………………….2,5 ч
Вооружение…….2 х 7,7-мм пулемета, 4 х 18-кг бомбы
Экипаж…………………………………………….1 чел.

Лучшие асы союзников

В числе самых результативных пилотов-истребителей Первой мировой войны были англичанин Эдвард Мэннок (61 воздушная победа), француз Жорж Гинемер (53 победы), австриец Годвин Брумовски (35 побед), итальянец Франческо Баракка (34 победы) и американец Эдвард Рикенбакер (26 побед). Среди лучших пилотов Первой мировой войны также числился русский авиатор Александр Казаков, сбивший 17 самолетов противника.

Французский истребитель SPAD S.XII отличался мощным двигателем (220л. с.) и вооружением — кроме пулемета на нем также устанавливали 37-мм авиационную пушку. Всего было построено 300 экземпляров. На самолете этой модели летали французские асы Рене Фонк и Жорж Гинемер.

Пилотом №2 был признан французский летчик-истребитель Рене Фонк, сбивший 75 самолетов противника. В отличие от других французских пилотов, любивших риск и в азарте боя часто забывавших об осторожности, Фонк всегда точно рассчитывал предстоящую схватку и действовал наверняка. Кроме того, хвост его машины всегда прикрывали несколько надежных товарищей. В результате французский ас, одержав такое количество побед, сам ни разу не был сбит.

По материалам книги А.Г. Мерников «Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры», М., «АСТ», 2014, с. 18-29.