Один из первых разведывательных самолетов Германии был построен еще задолго до Первой мировой «Аутомобиль унд Авиатик» и поэтому получил название «Авиатик» B.I. Главным его недостатком было то, что летчик-наблюдатель размещался в передней кабине, а пилот — в задней, что сужало ему сектор обзора.

После начала Первой мировой войны на основе этого самолета была создана вооруженная версия «Авиатик» C.I. Для этого вдоль бортов кабины летчика-наблюдателя были смонтированы рельсы, по которым перемещался пулемет.
В случае необходимости его можно было быстро перебрасывать с одного борта на другой. Тем не менее, такая установка пулемета сильно ограничивала сектор обстрела, а при заходе самолета противника «в хвост», наблюдателю приходилось стрелять над головой пилота. Поэтому вскоре их кабины поменяли местами.

Наиболее удачный самолет-разведчик появился на вооружении немецких ВВС буквально перед самым началом Первой мировой войны. Им стал «Альбатрос» С.III, созданный специалистами одноименной компании. Как отмечают историки, его конструкция была настолько удачной, что сразу же после первого испытательного полета самолет был запущен в серийное производство.

Немецкий самолет-разведчик "Авиатик C.I"

Немецкий самолет-разведчик "Авиатик C.I"

Несмотря на то, что по своему назначению «Альбатрос» С.III являлся разведчиком, перед отправкой на фронт его комплектовали двумя пулеметами. Кроме того, самолет мог брать до 90 кг бомб, которые размещались в специальном отсеке, расположенном между двумя кабинами. Таким образом, С.III стал одним из первых немецких самолетов-разведчиков с таким сильным вооружением. Кроме «родительской» компании, «Альбатрос» С.III также выпускали многие другие немецкие фирмы. Всего было произведено около 1000 машин этой серии. Кроме Германии, они шли на вооружение болгарской и австрийской армий.

Конструкцию самолета с толкающим винтом использовали не только союзники, но и немецкие инженеры. И успехов в этой области они добились не меньших, а возможно, даже и больших, чем конструкторы союзников. Примером этому может служить самолет-разведчик AGO С.II, созданный на фирме «Аэроверке Густав Отто» (AGO). Экипаж самолета располагался в кабине, установленной на нижнем крыле.

Немецкий самолет-разведчик AGO C.II

Немецкий самолет-разведчик AGO C.II

Перед отправкой на фронт AGO С.II вооружали 7,92-мм пулеметом, который устанавливали в передней части кабины, где размещался наблюдатель. Благодаря отсутствию спереди винта он мог беспрепятственно вести огонь в широком секторе. Таким образом, AGO С.II стал одним из первых немецких самолетов, который вооружался пулеметом, стреляющим вперед, что стало неприятным сюрпризом для французских и британских пилотов, летательные аппараты которых к этому времени еще не были вооруженными. Благодаря высоким летным характеристикам AGO С.II с успехом продолжали использовать до конца 1917 г. для разведки и корректировки артиллерийского огня.

В 1915 г. специалистами авиационного отделения концерна «Альгемайне Электрицитатс Гезельшафт» был создан двухместный невооруженный разведывательный самолет AEG C.IV. Конструкция оказалась удачной, и от военного ведомства поступили заказы, но с условием — самолет необходимо вооружить. Для этого в кабине наблюдателя, который сидел за пилотом, установили один оборонительный пулемет. Огонь из него можно было вести в широком секторе, в том числе и вперед, над верхним крылом, вне плоскости, образуемой воздушным винтом.

Немецкий самолет-разведчик AEG C.IV

Немецкий самолет-разведчик AEG C.IV

Уже в начале 1916 г. серийные самолеты AEG С.IV стали поступать на фронт. Кроме фотоаппарата, этот самолет-разведчик мог также оснащаться радиостанцией, что позволяло оперативно передавать данные по корректировке огня. Кроме ВВС Германии, AEG С.IV состояли также на вооружении турецкой и болгарской армий и широко применялись до конца войны. Спрос на этот самолет был настолько высок, что правительству даже приходилось разворачивать дополнительное производство на других авиационных заводах.

Технические данные AEG С.IV

Двигатель………………………………..1 х 160 л. с.
Размеры: длинах размах х высота….7,15 х 13,46 х 3,35 м
Взлетная масса………………………………. 1200 кг
Максимальная скорость………………..158 км/ч
Потолок………………………………………….3900 м
Дальность……………………………………….560 км
Вооружение…. 1 х 7,92-мм пулемет, 100 кг бомб
Экипаж…………………………………………….2 чел.

Стрелковое вооружение самолета

В самом начале Первой мировой войны, встретив в воздухе самолет противника, пилот мог лишь погрозить ему кулаком или, в крайнем случае, выстрелить в его сторону из своего личного оружия. Обычно это был револьвер, не позволяющий вести прицельный огонь на больших дистанциях. Даже попытки взять в полет пехотную винтовку или ее укороченную версию — карабин, не смогли увеличить огневую мощь самолета — одиночные выстрелы не наносили летательному аппарату противника существенного урона. Однако вскоре на самолеты начали устанавливать пехотные пулеметы, а затем были созданы специальные самолеты-истребители.

Французский пилот-стрелок перезаряжает пулеметы

Французский пилот-стрелок перезаряжает пулеметы

Проблема установки пулемета на самолет-истребитель заключалась в том, что спереди стрельбе мешал пропеллер, а ведение огня в сторону было малоэффективно и потребовало бы дополнительного пилота-стрелка. Были попытки устанавливать пулемет на возвышении и стрелять поверх винта. Однако в таком случае стрельбу приходилось вести стоя. Это, конечно, создавало определенные неудобства стрелку и нарушало и без того плохую аэродинамику самолета.

Пулемет на самолете превратился в грозное оружие лишь после того, как в 1914 г. французский пилот Роланд Гаррос установил на винте своего самолета специальные пластины-отсекатели. Это позволило ему закрепить пехотный пулемет перед кабиной и стрелять сквозь винт, не опасаясь повредить его. Благодаря этому изобретению французский пилот всего за две недели воздушных боев сбил пять немецких самолетов. Однако в одном из сражений его самолет был поврежден и пилот вместе со своим изобретением попал в руки к немцам. Немецкие авиационные специалисты, изучив «секретное оружие» французов, пришли к выводу, что это не лучшее решение проблемы стрельбы через винт.

В 1915 г. немецкий авиаконструктор Энтони Фоккер предложил собственное синхронное устройство, обеспечивавшее выстрелы в тот момент, когда ствол пулемета находится между лопастями. Вскоре все немецкие самолеты были оснащены одним, двумя, а то и тремя синхронизированными пулеметами. Для авиации союзников наступили «черные дни». Но, к счастью, британским авиаторам удалось сбить один из немецких «Фоккеров» и ознакомиться с конструкцией синхронизатора. После этого шансы сторон сравнялись.

По материалам книги А.Г. Мерников «Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры», М., «АСТ», 2014, с. 12-17.