В начале Первой мировой войны авиация использовалась в основном для связи, воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня. В этот период наиболее популярными были самолеты-разведчики или воздушные наблюдатели французских конструкторов братьев Анри и Мориса Фарманов, а также легендарный самолет Луи Блерио — «Блерио» XI. Последний после перелета через Ла-Манш получил известность во многих странах. Серийно по лицензии он выпускался в Италии и России и до начала Первой мировой войны успел принять участие в итало-турецкой и балканской войнах.

Братья Анри и Морис Фарманы основали свою фирму еще в 1908 г. и с тех пор самостоятельно занимались проектированием и производством самолетов. В 1914 г. они создали двухместный разведывательный аэроплан MF.11 очень интересной конструкции. Необычным было то, что этот летательный аппарат был снабжен не тянущим, а толкающим воздушным винтом, который был установлен позади кабины пилотов.

В годы Первой мировой войны эти самолеты широко применялись в английских, итальянских, румынских, российских и бельгийских военно-воздушных силах (ВВС). Вооружение не предусматривалось, хотя в эскадрильях иногда на этот тип самолета все же устанавливали пулемет.

Технические данные «Фарман» F.30

Двигатель………………………………..1 х 130 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 9,20 х 15,81 х 3,90 м
Взлетная масса……………………………….1120 кг
Максимальная скорость………………..135 км/ч
Потолок………………………………………….4500 м
Вооружение…..1 х 7,92-мм пулемет, 220 кг бомб
Экипаж…………………………………………….2 чел.

Один из французских самолетов-наблюдателей

Один из французских самолетов-наблюдателей

Другой самолет-разведчик — F.30 — был спроектирован Фарманами по специальному заказу военного ведомства России. Конструкция самолета была признана удачной, и французы сами решили запустить ее в производство. Находясь на вооружении ВВС Франции, F.30 вполне успешно выполняли функции воздушных разведчиков, а иногда даже использовались в качестве бомбардировщиков. В российской армии этот самолет стал одним из основных разведчиков и самым массовым самолетом русской авиации.

Не меньшей популярностью в войсках пользовался разведывательный самолет «Ньюпор» 12, выпущенный одноименной французской фирмой, которая была основана в 1910 г. прославленным летчиком и конструктором Эдуардом Ньюпором. Этот небольшой двухместный самолет стал первым летательным аппаратом, построенным по схеме полутораплан, — он имел большое верхнее крыло и небольшое нижнее. Благодаря этому «Ньюпор» 12 обладал хорошей скоростью и маневренностью.

Пилот самолета сидел на заднем кресле, а на переднем — наблюдатель. В строевые части машины поставлялись невооруженными, но во фронтовых условиях на них часто устанавливались пулеметы и тогда наблюдатель становился еще и стрелком. Кроме Франции, самолеты «Ньюпор» 12 состояли также на вооружении бельгийских и британских ВВС. В 1916 г. некоторое количество машин было закуплено российскими военно-воздушными силами.

Технические данные «Ньюпор» 12

Двигатель………………………………..1 х 110 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 7,30 х 9,03 х 2,67 м
Взлетная масса…………………………………919 кг
Максимальная скорость………………..146 км/ч
Потолок………………………………………….4000 м
Дальность полета…………………………….500 км
Вооружение……………………1 х 7,7-мм пулемет
Экипаж…………………………………………….2 чел.

Неплохой огневой мощью обладал самолет-разведчик RAF F.E.2, созданный в стенах британской компании «Ройал Эйркрафт Фэктори» (RAF). Самолет имел толкающий винт, что позволило вынести кабину экипажа немного вперед и установить в ней 2 пулемета, одним из которых управлял пилот, а другим — наблюдатель. Такая схема была выбрана конструкторами неслучайно, так как в то время еще не существовало устройства, позволявшего вести огонь через диск воздушного винта.

RAF F.E.2

RAF F.E.2

На фронте экипажи F.E.2B неоднократно принимали участие в крупных воздушных боях и практически всегда выходили победителями. Так, например, экипажи этих самолетов сбили легендарных немецких летчиков Макса Иммельмана, Карла Шэфера, а в одном из боев был тяжело ранен в голову «пилот № 1 Германии» Манфред фон Рихтгофен. Благодаря неплохим пилотажным характеристикам и мощным огневым качествам в конце войны RAF F.E.2 «повысили в ранге» и начали относить к истребителям.

Технические данные RAF F.E.2

Двигатель………………………………..1 х 250 л. с.
Размеры: длина х размах х высота…. 9,83 х 14,56 х 3,85 м
Взлетная масса………………………………. 1572 кг
Максимальная скорость………………..151 км/ч
Потолок………………………………………….5330 м
Продолжительность полета………………….3,5 ч
Вооружение…..1 х 7,7-мм пулемет, 44 кг бомб
Экипаж…………………………………………….2 чел.

Тот факт, что правительство России закупало большое количество авиатехники за границей, вовсе не говорит о том, что страна не имела собственных разработок в этой области. Так, например, в 1915 г. известный российский пилот и владелец авиационного завода Владимир Александрович Лебедев создал двухместный самолет-разведчик «Лебедь-XII». Уже на следующий год эти самолеты появились на фронте и эксплуатировались до конца войны. После Октябрьской революции «Лебедь-XII» широко применялись в ходе Гражданской войны, а затем состояли на вооружении ВВС Красной армии вплоть до 1924 г. Производство машин продолжалось до 1919 г., и за это время было выпущено около 216 самолетов.

"Лебедь XII"

"Лебедь XII"

Технические данные «Лебедь-XII»

Двигатель………………………………..1 х 150 л. с.
Размеры: длина х размах…………..7,9 х 13,1 м
Взлетная масса……………………………….1212 кг
Максимальная скорость………………..133 км/ч
Потолок………………………………………….3500 м
Вооружение…..1 х 7,7-мм пулемет, 30 кг бомб
Экипаж…………………………………………….2 чел.

Интересную конструкцию самолета-разведчика создали специалисты авиационного завода одесского банкира и предпринимателя Артура Антоновича Анатра. Двухместный самолет оснащался двигателем французской компании «Сальмсон» и поэтому получил название «Анасаль», состоящее из фамилий производителей («Анатра-Сальмсон»). Вооружение этого самолета состояло из двух пулеметов: один был установлен перед кабиной пилота, а второй — сзади, в кабине наблюдателя. Благодаря такой огневой мощи самолет-разведчик мог противостоять лучшим немецким истребителям и поэтому обычно летал без прикрытия.

Технические данные «Анасаль»

Двигатель………………………………..1 х 150 л. с.
Размеры: длина х размах х высота………8,10 х 12,37 х х 3,19 м
Взлетная масса…………………………………814 кг
Максимальная скорость………………..150 км/ч
Потолок………………………………………….4300 м
Дальность……………………………………….385 км
Вооружение… 2 х 7,7-мм пулемета, 50 кг бомб
Экипаж…………………………………………….2 чел.

Надо отметить, что германская сторона имела свои самолеты-разведчики, которые не уступали лучшим воздушным наблюдателям союзников.

По материалам книги А.Г. Мерников «Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры», М., «АСТ», 2014, с. 6-10.