«Азард» и «Гавриил» — миноносцы Балтийского флота. «Азард» — имя не русское. В списках русского флота оно появилось в 1806 году, когда лихой абордажной атакой моряки адмирала Сенявина захватили в Средиземном море французский бриг, носивший это имя. Под этим же названием корабль вошел в состав русской эскадры и не раз впоследствии отличался в боях. Спустя 110 лет имя «Азард» было присвоено новейшему эскадренному миноносцу типа «Орфей» (модификация «Новика»), строившемуся вместе с однотипными собратьями на верфи Металлического завода в Петрограде.

Николай Николаевич Несвицкий — командир «Азарда» и Владимир Владимирович Севастьянов — командир «Гавриила» — начало Первой мировой войны встретили 22-летними мичманами. Правда, Севастьянов стал офицером на два года раньше. И в 1915 году он уже имел боевую награду, а в 1917 году отличился на миноносце «Гром» в Моонзунде. Одинаково радевшие о боевой подготовке своих кораблей, они очень скоро заслужили доверие и уважение моряков.

В мае 1919 года оба корабля вышли из ремонта. На Балтике в ту пору разбойничали англичане — морские силы Антанты заняли место немецкого флота, выбывшего из борьбы после ноябрьской революции в Германии. Но и наш флот не связывали больше путы кабального Брестского договора. «Азард» и «Гавриил» начали боевые действия против английских кораблей. В первых же выходах в море и тому и другому эсминцу пришлось выдержать столкновения с силами англичан. И оба миноносца с честью вышли из этих стычек.

Командир «Гавриила» мичман Севастьянов В.В., снимок с автографом

После этого начались ежедневные совместные выходы в море «Азарда» и «Гавриила» — лихим полудивизионом прозвали их на флоте. Не раз приходилось миноносцам отражать атаки подводных лодок, вступать в бой с английскими и белоэстонскими кораблями…

«Азард» и «Гавриил» (под брейд-вымпелом начальника 1-го дивизиона миноносцев Ростовцева Л.Н.) вышли на рекогносцировку в Копорский залив. Операцию поддерживал линкор «Петропавловск», оставшийся за линией нашего минного заграждения. Эсминцы шли противолодочным зигзагом, меняя курсы через каждые три минуты. Вскоре в заливе ими были обнаружены неприятельский миноносец и подводная лодка, находившаяся в надводном положении. Лодка спешно погрузилась, а миноносец, не принимая боя, начал отходить.

Бой эскадренного миноносца «Гавриил» с четырьмя английскими эсминцами в Копорской губе 18 мая 1919 г.

Разгадать тактику англичан не представляло большого труда: они стремились заманить наши корабли в море, чтобы затем отрезать и уничтожить их превосходящими силами, которые находились поблизости, в Биорке. Эсминцы легли на обратный курс. Не прошло и десяти минут, как к обоим кораблям, шедшим в строе пеленга, протянулись два пенистых следа торпед. А через несколько секунд на расстоянии 4-5 кабельтовых из воды показались зеленая рубка и нос подводной лодки.

Уклоняясь от торпед, «Гавриил» бросился влево. Первая торпеда прошла в пяти-шести метрах по правому борту «Азарда», тоже уклонившегося поворотом влево. Комендоры носовых орудий открыли огонь, и оба миноносца, развернувшись, полным ходом пошли в атаку на лодку, оказавшуюся прямо по носу «Азарда». Первый же посланный им снаряд угодил в рубку лодки; она стремительно погрузилась, затем последовал оглушительный взрыв, поднялся столб пламени, воды и черного дыма. Взлетели вверх обломки… Интервенты получили в этот день хороший урок. Потопленная подводная лодка «Л-55» принадлежала к числу их новейших кораблей.

Накануне контрнаступления большевиков под Петроградом 1-й дивизион эскадренных миноносцев получил приказ выйти на постановку минного заграждения. В строе кильватера покинули корабли Кронштадтский рейд. Головным шел «Гавриил», концевым — «Азард». Без единого огня бороздили они море, неся на палубах смертоносный груз. Лишь чутьем и опытом командиры угадывали соседние корабли во тьме непроглядной, дождливой ночи. Неожиданный взрыв потряс воздух. Пламя взметнулось над «Гавриилом»…

Грянула Великая Отечественная война. «Артем» (бывший «Азард») вновь не знал устали. Вместе с «новиками» — верткими и быстроходными — он приводил в ярость фашистских летчиков. Дозорная служба, поддержка флангов Красной Армии у Моонзунда, отражение атак фашистских самолетов — со всеми заданиями успешно справлялся «Артем». Но недолгим был его век в этой войне. В Таллинском переходе, не дойдя 90 миль до Гогланда, славный корабль погиб на вражеском минном поле.

О потоплении кораблей Черноморского флота

Весной 1918 года германская кайзеровская армия поспешно продвигалась в глубь Украины. Под угрозой оказались Севастополь и находившиеся там боевые корабли. Советское правительство дало указание командованию вывести Черноморский флот в Новороссийск во избежание захвата его немцами.

Эскадренный миноносец «Керчь»

В ночь на 30 апреля 1918 года из Севастополя вышли в море и взяли курс на Новороссийск 12 эскадренных миноносцев и 8 транспортов. Уже под обстрелом немецких батарей главную базу покинули линкоры «Воля», «Свободная Россия» и 5 миноносцев. Все они прибыли в Новороссийск. Сюда же пришли корабли из других портов.

Заняв Севастополь, немцы не отказались от своих притязаний на Черноморский флот. Главнокомандующий оккупационными войсками генерал Эйхгорн потребовал немедленного возвращения флота в Севастополь. Иначе он грозил начать продвижение по Черноморскому побережью. Положение было критическим. Большевики приняли решение о потоплении Черноморского флота.

Однако белым офицерам, эсерам и украинским националистам на линкоре «Воля» удалось склонить матросов к решению вести корабль в Севастополь. Вслед за линкором 17 июня ушло из Новороссийска несколько миноносцев. На мачте эсминца «Керчь» был поднят сигнал: «Судам, идущим в Севастополь. Позор изменникам России».

18 июня большинство кораблей стояло уже на внешнем рейде Новороссийска. Матросы заканчивали приготовления к потоплению. Около 15 часов послышался взрыв. Это был сигнал. Матросы, собравшиеся на стенках причалов, сняли бескозырки и стояли в молчании, не спуская глаз с боевых кораблей, на мачтах которых развевались красные флаги и сигналы: «Погибаю, но не сдаюсь!»

Первым был взорван и потоплен эсминец «Пронзительный», вслед за ним начали погружаться и другие эскадренные миноносцы. Моряки потопленных кораблей, погрузив на платформы орудия, боезапас, направились на Волгу. Многие из них сражались за Советы в составе Волжско-Камской военной флотилии, другие дрались с врагами на сухопутных фронтах Гражданской войны.

После окончания Гражданской войны Совет Труда и Обороны, возглавлявшийся Лениным В.И., принял решение о подъеме потопленных в Новороссийской бухте кораблей. Первым был поднят эскадренный миноносец «Калиакрия». После ремонта спасенный корабль вошел в строй под названием «Дзержинский». Затем были подняты миноносцы «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Стремительный», «Сметливый», «Гаджибей», «Пронзительный».

В 1932 году поднимали «Керчь». Турбины эсминца, заботливо смазанные экипажем, оказались вполне пригодными для работы на электростанции. «Керчь» под командованием Кукеля В.А. погибла последней. Потопив пятью торпедами линейный корабль «Свободная Россия», эскадренный миноносец направился в Туапсе. Здесь он открыл кингстоны и пошел ко дну.