Фильм «Горячий снег» (режиссёр Гавриил Егиазаров) является экранизацией одноименного романа писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева. В декабре 1942 г. под Сталинградом войска 6-й немецкой армии, около 330 тыс. человек, под командованием генерала Ф. Паулюса оказались в окружении. Фельдмаршал Манштейн получил приказ – своими танковыми частями пробить коридор к армии Паулюса. Разблокировав 6-ю армию, немцы усиливали свою группировку в битве на Волге.

Начальные кадры фильма «Горячий снег». Идет представление героев по кругу, внутри пляшет молодой солдат: на фронт прибыла свежая, полного состава дивизия. Будут и еще кадры, выстроенные по кольцу: солдат касается локтем соседа, по кругу перебрасываются репликами, по кругу ходит котелок. Тема фронтового братства решается пластически. К финалу в кадрах появится свободное пространство и экран окажется слишком широким для оставшихся в живых. Таков один из элементов монтажной композиции фильма.

Надо отметить, что Юрий Бондарев (автор сценария) сам воевал под Сталинградом и был ранен под Котельниковским… В фильме «Горячий снег», как в романе, с бесстрашной правдивостью и глубиной воссоздана трагедия войны, жизнь человека на фронте. Долг и отчаяние, любовь и смерть, огромное желание жить и самопожертвование во имя Родины – все смешалось в жестоком сражении, где личные судьбы солдат, офицеров, санинструктора Тани (в романе Зои) становятся общей судьбой. Небо и земля раскалываются от взрывов и огня, даже снег кажется в этой битве горячим…

«Бойцам и командирам противотанковой артиллерии был посвящен один из самых сильных и правдивых фильмов о войне — «Горячий снег». Он был снят по одноименной повести Ю.В. Бондарева. Хотя он описывает действительно драматичный момент войны, отражение попытки прорваться извне к окруженной армии Паулюса в декабре 1942 года, такие эпизоды могли иметь место до самого конца войны. Противотанкисты часто воевали при численном превосходстве противника, прикрывая фланги главной ударной группировки фронта или армии» (А. Исаев «Горячий снег «пакфронта»).

Командующий армией генерал Бессонов (кадр из фильма)

Командующий армией генерал Бессонов (кадр из фильма)

В ходе Котельниковской оборонительной операции наши войска должны были остановить наступление Манштейна. В фильме «Горячий снег» эти недолгие (два дня), но страшные по своим потерям бои ведут части армии генерала-лейтенанта Петра Бессонова (Георгий Жёнов). В декабрьскую стужу противотанкисты вышли по заснеженной степи к берегам реки Мышкова. Перед боем, в тревожной тишине они окопались, заняли оборону. Вскоре на их позиции прорвались фашистские танки…

Противотанкисты армии Бессонова на марше (кадр из фильма)

Противотанкисты армии Бессонова на марше (кадр из фильма)

В фильме предпринимается успешная попытка психологического углубления, индивидуализации некоторых характеров, исследуется их нравственная проблематика. Выдвинутые на передний план фигуры лейтенантов Дроздовского (Н. Еременко) и Кузнецова (Б. Токарев) разъединены не одним лишь несходством характеров. В романе многое значила их предыстория, рассказ о том, Дроздовский, с его «властным выражением тонкого бледного лица», был в училище любимцем командиров-строевиков, а Кузнецов ничем особенным не выделялся.

В картине для предыстории нет места, и режиссёр, что называется, на ходу, на марше разводит персонажи. Отличие их характеров просматривается даже в том, как они отдают приказы. Возвышающийся на лошади, перетянутый ремнем Дроздовский командирски непреклонен и резок. Кузнецов, глядя на привалившихся к лафету солдат, забывшихся в коротком отдыхе, медлит с командой «подъем».

Еще не начался бой, а зритель, что называется, кожей чувствует лютый мороз, и надвигающуюся тревогу перед близким встречным боем, и всю тяжесть повседневной солдатской работы… Особенно же удались батальные сцены — они суровы, без излишних пиротехнических эффектов, полны истинного драматизма. Тут кинематограф не столько красив, как нередко бывает в батальных фильмах, сколько мужественно правдив. Бесстрашная правда солдатского подвига — бесспорное и важное достоинство картины.

В фильме артиллеристы – совсем молодые ребята, недавно окончившие военные училища ускоренного выпуска и оказавшиеся в самом пекле, под Сталинградом, предстают перед зрителем. Многие из них не имеют боевого опыта, но есть приказ — врага надо задержать, во что бы то ни стало. Поэтому бойцы не имеют права отступать, а останавливать врага им приходится ценой собственной жизни. Огромная сила духа, мужество и стойкость наших бойцов не дали немецким танкам развить наступление. Многие машины противника были подбиты, в прорыв вошли лишь единицы…

Перед глазами зрителей кровопролитный бой ведёт батарея под командованием лейтенанта Владимира Дроздовского (Николай Ерёменко). В батарее всего два огневых взвода. Одним из них командует недавний сокурсник комбата Дроздовского по артиллерийскому училищу — лейтенант Николай Кузнецов (Борис Токарев). Командиры — совершенно разные по характеру люди. Лейтенант Дроздовский грезит подвигами, мечтает стать героем. Но в итоге, героем сражения суждено стать не ему, а лейтенанту Кузнецову. Николай Кузнецов во время боя сражается рядом с солдатами, здесь он проявляет хладнокровие, отвагу, живой ум.

Освящение орденов (кадр из фильма)

Освящение орденов (кадр из фильма)

Погибают солдаты ряда артиллерийских расчётов (расчет Чубарикова (Алексей Панькин) и др.), ездовой Сергуненков (Александр Кавалеров), медсестра Таня (Тамара Седельникова), комиссар Веснин (Анатолий Кузнецов). После жестокого боя от взвода Кузнецова осталось одно орудие и трое раненых и измученных бойцов.

На следующий день резервные части армии смогли остановить вражеское наступление и перейти в контратаку, отбросив потерпевшего большие потери противника. От батареи и стрелкового батальона, державших оборону на реке Мышкова, осталось семь бойцов. Командующий армией, генерал Бессонов, по-отечески тепло награждает солдат, вручает каждому из оставшихся в живых орден Красного Знамени… Вручая ордена, генерал Бессонов говорил: «Всё, что могу, лично. Спасибо…»

Эта сцена сыграна артистами великолепно, но мне почему-то не верится в её правдивость. Привожу на этот счёт мнение ветерана. «Первое время после войны фильмы снимались только о генералах, совершавших невероятные подвиги. Вот ты спрашивал, как я отношусь к фильмам «На войне, как на войне», «Горячий снег». Как к детективу, как к историческим романам. В них нет ничего из того, что было на самом деле. Ну, посуди сам, как можно было поставить орудия в ряд, как это сделано в фильме Бондарева? Танки с флангов бы зашли и подавили бы их. Они же не смогут через друг друга стрелять! Генерал ходит, ордена раздает — галиматья! У нас командир полка, и тот не показывался. Даже комбат старался метрах в трехстах с машинами находиться». («Назаров Борис Васильевич», из книги А. Драбкин «Я дрался с Панцерваффе. Двойной оклад – тройная смерть», М., «Яуза», «Эксмо», 2007 г., с. 155.)

В фильме показаны уцелевшие артиллеристы, которые освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток каждого из них – это, прежде всего, глоток поминальный — в нем горечь и горе утрат и потерь батарейцев в этом бою. Орден получил и бездушный лейтенант Дроздовский, виновный в бессмысленной гибель Сергуненкова и отчасти в смертельном ранение Тани. Однако раненого комбата мы видим в стороне от собравшихся бойцов у солдатского котелка, возможно, он что-то для себя понял… Долгие часы сражения, боль потерь, разные характеры все это образует пропасть между Дроздовским и Кузнецовым, нравственную несовместимость их существований.

В картине показана возникающая любовь между Кузнецовым и Таней. Война, с её жестокостью и кровью способствовала стремительному развитию этого чувства. Ведь эта любовь складывалась в те короткие часы марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих переживаний. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Таней и Дроздовским. Через короткий промежуток времени Кузнецов уже горько оплакивает погибшую девушку. Когда Николай вытирал мокрое от слез лицо, снег на рукаве его ватника был горячим от его слез…

В фильме «Горячий снег» с жестокой прямотой показывается, какое всё-таки война чудовищное разрушение. Казалось бы, ничто не имеет цены, даже человеческая жизнь, но не жизнь, отданная за свободу Отчизны. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших ее сил.

Фильму более 40 лет, уже нет в живых многих замечательных актёров: Г. Жжёнова, Н. Еременко, В. Спиридонова, И. Ледогорова и других, но фильм помнят, его с интересом смотрят люди разных поколений, он не оставляет зрителей равнодушными, напоминает молодым людям о кровопролитных боях Великой Отечественной, учит беречь мирную жизнь.