Весной 1915 г. в ходе Первой мировой войны австро-германцы повели энергичное наступление на фронте нашей 3-й армии (командующий — генерал Леш). В мае 1915 года «Илья Муромец Киевский» и «Муромец III», конструктора Сикорского И.И., были направлены в Галицию, для помощи штабу этой армии. Они производили разведку в глубоком тылу противника, зорко следя за передвижениями и группировкой его сил.

Легкие аппараты того времени не могли проникать глубоко за линию фронта противника. А «Муромцы» были способны, совершая продолжительные полеты в глубоком тылу у неприятеля, доставлять точные сведения о переправах через реку Сан, о количестве поездных составов и движении поездов на станциях железных дорог, подходивших к нашей границе, о появлении новых аэродромов, скоплении обозов и т. д.

Кроме этой чрезвычайно важной и очень ценившейся разведки, «Муромцы» громили своими большими бомбами важные тыловые пункты противника, главным образом железнодорожные станции с многочисленными поездными составами, склады, обозы и пр. 14 июня 1915 г., «Ильей Муромцем Киевским» был взорван на станции Пржеворск, к югу от Ярославова, вражеский поезд со снарядами. Кроме значительных людских потерь неприятеля, «Муромец» произвел большие разрушения на станции и железнодорожных путях, вызвавшие перерыв сообщения в этом районе. Панику, возникшую при налете «Муромца», нетрудно себе представить…

Командир "Ильи Муромца Киевского" капитан Башко И.С.

Командир "Ильи Муромца Киевского" капитан Башко И.С.

После столь удачного полёта все члены экипажа «Ильи Муромца Киевского» получили награды: командир, военный летчик поручик Башко И.С. и артиллерийский офицер штабс-капитан Наумов А.А. были награждены каждый орденом Св. Георгия 4-й степени, помощник командира военный летчик поручик Смирнов М.В. — Георгиевским оружием, а моторист старший унтер-офицер Шкудов — Георгиевским крестом.

Неприятелю, само собой разумеется, не могли нравиться подобные налеты «Муромцев», но его зенитные батареи не причиняли «Муромцам», летавшим на высоте свыше 3000 м, никакого вреда, а немецкие истребители предпочитали держаться на почтительном расстоянии от нашего хорошо вооруженного воздушного богатыря. Это вызвало со стороны экипажа «Муромцев» известную беспечность, вообще свойственную русской натуре, и едва не обошлось очень дорого «Муромцу Киевскому».

Осмотр "Ильи Муромца" французской военной миссией

Осмотр "Ильи Муромца" французской военной миссией

Привыкший к полетам даже в глубоком тылу противника экипаж воздушного корабля «Илья Муромец Киевский», желая взять с собой больше бомб (пудовых — 10 штук, 25-фунтовых — 5 штук, зажигательных снарядов 12 штук), взял в очередной полёт вместо трех или четырех полагавшихся ему пулеметов лишь одно ружье-пулемет Мадсена и один карабин (260 патронов). В то время считали, не будучи достаточно осведомленными о состоянии немецкой авиации, что на высоте 3500 м, на которой летал «Илья Муромец», немецкие легкие аппараты не смогут его атаковать.

В результате разведки «Муромец» около деревни Гостынное обнаружил 3 батареи; к северо-западу от Унува — аэродром — 7 палаток, там же противоаэропланную батарею. На станции Любыча — 3 подвижных состава по 50 вагонов; к северу от Унува — около 400 повозок; в Шебржешине — небольшой обоз около 60 повозок. Было произведено бомбометание: 5 бомб сброшены на аэродром у Унува; 4 — попали в обозы возле станции Белжец; 5 бомб сброшено на станцию Любыча; зажигательные снаряды — 12 штук — сброшены в поля к югу от Шебржешина.

Возвращаясь из боевого полета 6 июля 1915 г., «Илья Муромец Киевский» был атакован тремя неприятельскими аэропланами типа «Бранденбург» в 48 км от линии нашего фронта, в тылу у противника над местечком Шебржешин (к югу от линии Красностав — Холм). Один из этих аппаратов, пользуясь своим преимуществом в скорости, незамеченный вначале с «Муромца», прошел под ним и, пойдя встречным курсом, открыл огонь из пулемета с очень близкого расстояния.

При первой атаке пулеметным огнем с неприятельского аппарата были пробиты оба верхних бака с бензином, фильтр первой группы моторов, радиатор второго мотора, перебиты обе бензинопроводные трубки левой группы моторов, стекла двух передних окон правой стороны «Муромца». Был ранен в голову и ногу командир корабля поручик Башко. Так как бензинопроводы к левым моторам оказались перебитыми, то дальше полет корабля был на двух правых моторах. Немецкий аппарат попытался вторично атаковать корабль с левой стороны, но был встречен пулеметным и ружейным огнем.

С «Ильи Муромца Киевского» ясно можно было видеть лица летчиков неприятельского аэроплана. Штабс-капитан Наумов открыл огонь из ружья-пулемета, вольноопределяющийся Лавров — из карабина. После ответных выстрелов с «Киевского», чуть не в упор, неприятельский аппарат резко скользнул на крыло и пошел вниз «падающим листом» по направлению к Замостью.

При отражении атаки первого аппарата из ружья-пулемета была выпущена полностью кассета в 25 штук, из второй кассеты удалось выпустить всего 15 штук, затем внутри магазина заклинился патрон и дальнейшая стрельба из него была совершенно невозможна. Вслед за первым аппаратом тотчас же появился следующий немецкий аппарат, который пролетел только один раз выше корабля слева и обстрелял его из пулемета, при этом был пробит масляный бак второго мотора.

Так как ружье-пулемет совершенно отказало в действии, то поручик Смирнов передал карабин штабс-капитану Наумову, а сам сменил Лаврова, принимая меры к сохранению бензина, т. к. Лавров отморозил обе кисти рук. Второй аппарат более корабля не атаковал. На линии передовых позиций корабль был обстрелян из пулемета третьим немецким аппаратом, шедшим в большом отдалении слева и выше корабля. Но в то же время по кораблю стреляла и артиллерия. Высота в это время была 1400-1500 м.

При подходе к г. Холму на высоте 700 м остановились и правые моторы, т. к. вышел весь запас бензина, поэтому пришлось сделать вынужденный спуск. — в 4-5 верстах от г. Холма около деревни Городище, возле аэродрома 24-го авиационного отряда (командир — военный летчик поручик Мулько) на болотистом лугу. При этом колеса шасси увязли до лыж и сломались… Несмотря на полученные ранения, аэроплан посадил командир корабля поручик Башко. Это был первый планирующий спуск «Ильи Муромца»; до того времени считали, что это невозможно или, во всяком случае, очень опасно. В этом бою «Илья Муромец Киевский» получил до шестидесяти пробоин; а многие из повреждений были вскоре исправлены.

Первоначальная перевязка командиру была сделана в деревне Городище, а затем поручик Башко И.С. был доставлен в лазарет Всероссийского земского союза в г. Влодаве. При этом у поручика Башко оказались следующие ранения: на правой ноге ниже колена три рваных раны, одна рваная рана на ягодице, одна на животе и большое количество ранений правой стороны головы.

По приказанию Верховного Главнокомандующего поручик Башко И.С. был представлен к производству в следующий чин, моторист Лавров представлен к производству в прапорщики и кроме того награжден Георгиевским крестом 2-й степени, а штабс-капитан Наумов А.А. и поручик Смирнов М.В. представлены были к очередным наградам.

продолжение

Статья написана по материалам книги К.Н. Финне «Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского», М., АСТ, Минск, 2005 г., с. 91-100.