После неудачных действий в 1943 г., всю первую половину 1944 г. подводные лодки КБФ проводили боевую подготовку и ремонт. Финский залив был перекрыт сетями, поэтому, учитывая опыт предыдущего года, о попытке форсирования противолодочного рубежа не могло быть и речи. Исключение составляли пять подводных лодок, которые действовали на Ладожском озере. В конце июня они совершили несколько походов в интересах войск Карельского фронта.

К началу 1944 г. бригада подводных лодок КБФ (командир контр-адмирал Верховский С.Б., с 18 апреля 1945-го — капитан 1-го ранга Курников Л.А.) имела следующий состав: 1-й дивизион (командир капитан 1-го ранга Орел А.Е.) включал в себя подводные лодки «С-4», «С-13», «Д-2» и подводные минные заградители «Л-3», «Л-21» и «Лембит». 2-й дивизион (командир капитан 2-го ранга Шулаков Е.Г.) состоял из «К-51», «К-52» «К-53» и «К-56». 3-й дивизион (командир капитан 2-го ранга Гольдберг Г.А.) включал в себя «Щ-303», «Щ-307», «Щ-309», «Щ-310», «Щ-318», «Щ-323», «Щ-407».

5-й дивизион (командир капитан 2-го ранга Сидоренко П.А.) состоял из «М-90», «М-96», «М-102», «М-77», «М-79». В дивизион вновь строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей (командир капитан 2-го ранга Шевцов Е.В.) входили «П-2», «П-3», «К-54», «К-55», «Щ-411», «Щ-412», «Щ-413», «Щ-414» и находящиеся на консервации «М-72», «М-73», «М-74», «М-75», «М-76», «Р-1», «М-400». 25 декабря 1944-го «К-55» вступила в строй и вошла в состав 2-го дивизиона. Тогда же законсервированные «малютки» VI-бис серии сдали на разборку.

Рубка ПЛ "Л-3", Парк Победы, Поклонная гора, Москва

Рубка ПЛ "Л-3", Парк Победы, Поклонная гора, Москва

Обстановка резко изменилась в начале сентября, когда Финляндия вышла из войны. Хотя посланная на разведку состояния вражеской ПЛО в Нарвском заливе «М-96» пропала без вести, вероятно, подорвавшись на мине заграждения «Зееигель», очень скоро с формального согласия финских властей подводные лодки КБФ получили возможность выйти в открытую часть Балтики.

Переходы проводились по финским шхерным фарватерам при участии финских лоцманов. В Порккала-Удд развертывалась военно-морская база. Советские подводные лодки стали базироваться на Ханко, Хельсинки и Турку. 22 сентября 1944 г. Красная Армия освободила столицу Эстонии. Немецкий противолодочный рубеж терял свое значение. 26 сентября Швеция прекратила поставки Германии железной руды, лишив рейх необходимого стратегического сырья.

Подводная лодка "Щ-307"

Подводная лодка "Щ-307"

В конце сентября — начале октября из финских портов подводные лодки КБФ впервые за полтора года вышли на позиции. В это время немцы проводили эвакуацию Риги (освобождена 15 октября). Бои шли в Курляндии и на полуострове Сворбе (до 22 ноября). В связи с этим перед немцами ставилась задача — снабжение или эвакуация окруженных и прижатых к морю частей и подразделений вермахта. Большую проблему составляла эвакуация гражданских лиц, бегущих от наступающей Красной Армии.

Только в сентябре немцам удалось провести суда общим тоннажем 1 809 670 брт. В тот момент, когда вермахт терпел серьезные поражения, германские войска остро нуждались в поставках подкреплений и вооружения, медикаментов и продуктов питания. «Котлы» могли получить все это только морским путем. Подводные лодки могли существенно ограничить эти поставки, тем самым помогая Красной Армии в окончательном разгроме врага.

ПЛ "Калев" и ПЛ "Лембит"

ПЛ "Калев" и ПЛ "Лембит"

Советские субмарины, действовавшие на коммуникациях противника, использовались методом крейсерства в ограниченном районе. В связи с тем, что обстановка на суше иногда менялась достаточно быстро, командование производило переразвертывание подводных лодок из одного района в другой, сосредотачивая их в наиболее напряженных участках вражеского судоходства. Делались попытки организовать взаимодействие подводных лодок и авиации, которая должна была вести разведку в интересах лодок. Однако отсутствие связи между самолетами и кораблями и длительное прохождение информации не давало возможности своевременно воспользоваться разведданными. Непосредственное наведение подводных лодок на обнаруженные цели отсутствовало вовсе. Они действовали самостоятельно, для поиска противника широко применяя гидроакустику.

1945 год стал последним годом жизни рейха. Советские войска рвались к Берлину. Не желая оставаться под советским контролем, население восточных областей Германии спешно покидало свои дома, стремясь уйти на запад. Между тем проводимые мероприятия по «бегству морем» означали дополнительную нагрузку на судовой тоннаж и количество эскортных кораблей, так под ударами советских подводных лодок, торпедных катеров и авиации транспортные суда были вынуждены идти в сопровождении, что повлекло за собой задержки в транспортном обеспечении войск.

С 25 января в Мемеле, Пиллау, Данциге, Гдингене началась эвакуация гражданского населения. Через два дня части Красной Армии вышли к побережью Балтики, отрезав Восточную Пруссию от территории рейха. 5 февраля советскими войсками занята Куршская коса, 10 февраля пал Эльбинг, 5 марта советские танки вышли к морскому побережью в Померании, немцы отрезаны в Западной Пруссии, 8 марта пали города Штольп и Штольпемюнде, 13 марта советские войска вышли к побережью Данцигской бухты у Путцига и перерезали наземную связь с Хелой. 23 марта пал Цоппот, немецкие войска у Данцига расколоты на три части. 25 марта Данциг покинуло последнее судно.

30 марта Данциг пал. 10 апреля советскими войсками взят Кёнигсберг, а к середине апреля Кольберг. По данным К. Дёница, за период с 23 января до 8 мая 1945 г. из Курляндии, Восточной и Западной Пруссии, Померании и Мекленбурга морем было эвакуировано 2 022 602 человека, потери в людях составили менее 0,75% от числа всех перевезенных на судах гражданских лиц и менее 1% военнослужащих. Однако такие громкие успехи советских подводников, как потопление «Густлова», «Штойбена» и «Гойи», не могли не оказать определенного морально-психологического воздействия как на лиц, подлежащих эвакуации, так и на экипажи кораблей и судов, задействованных в мероприятиях по вывозу войск и мирного населения с приморских «котлов».

Действия же немецкой ПЛО, по оценке швейцарского историка Ю. Майстера, были неутешительны. Соединения охотников были малочисленны, а их личный состав недостаточно подготовлен. Единственным успехом, пришедшим на долю немцев, стало случайное столкновение в начале января одного из миноносцев с подводной лодкой «С-4». В результате тарана субмарина погибла со всем экипажем.

По поводу гибели субмарины существуют две версии: по первой, «С-4» стала жертвой таранного удара и глубинных бомб германского миноносца «Т-3» в ночь на 4 января 1945 г. (по одним данным, столкновение с миноносцем произошло случайно в штормовую погоду, при этом носовая часть «Т-3» была повреждена); по другим — 6 января западнее Брюстерорта лодку таранил и потопил миноносец «Т-33» из состава 2-й боевой группы кораблей, прикрывающих приморский фланг обороны вермахта. Вместе с «С-4» погибли все 48 членов экипажа.

По официальным советским данным, в 1944 г. подводные лодки КБФ потопили 35 транспортных судов общим водоизмещением 86 140 брт., 2 боевых корабля и вспомогательное судно, а в 1945 г. жертвой балтийских подводников стали 24 транспорта (97 024 брт.) и 10 кораблей. 1 корабль был поврежден. Современные подсчеты выглядят несколько скромнее: в 1944 г. подводниками Балтики потоплено 16 транспортов (35 580 брт.), 1 корабль и 1 вспомогательное судно, в 1945 г. — 10 транспортных судов (59 410 брт.) и 4 корабля.

Родина высоко оценила вклад балтийских подводников в Победу. В 1945 г. звания Героя Советского Союза были удостоены командиры подводных лодок Богорад С.Н. («Щ-310»), Калинин М.С. («Щ-307»), Коновалов В.К. («Л-3»), Травкин И.В. (К-52»). Признание подвига Маринеско А.И. («С-13») и Матиясевича A.M. («Лембит») пришло уже после их смерти спустя много лет после окончания войны. Орденами Красного Знамени были награждены бригада подводных лодок КБФ, подводные лодки «Щ-307», «Щ-310», «Лембит», «С-13» и «К-52».

На сегодняшний день в некоторых источниках признается с некоторой долей сомнения потопление подводной лодкой «Щ-307» 3 ноября 1944 г. транспорта «Скрунда» (2141 брт), героя таллинского перехода 1941 г., который немцы якобы сумели поднять и ввести в строй своего флота. 16 января 1945 г. «Щ-307» провела атаку по конвою противника. В результате попадания торпеды транспорт «Генриетта Шульце» (1923 брт) загорелся и утром следующего дня затонул на мелководье. Потопление еще двух транспортов подводной лодкой «Щ-307» общим водоизмещением 3898 брт. требует уточнения.

Подводная лодка «Щ-310» «Белуха» произвела 22 торпедные атаки (выпущено 43 торпеды). Достоверно потоплено 3 судна в 6318 брт. — «Франц Рудольф» (1419 брт. — 29.09.1942), «Баггер-3» (400 брт. — 08.10. 1944), «RO-24» (4499 брт. — 08.10.1944). 7 атак (06.10. 1944, 14.10.1944, 21.12.1944, 30.12.1944, 07.01.1945, 27.03.1945 и 14.04.1945), возможно, завершились поражением цели. По официальным данным, потоплено 7 транспортов (10 995 брт.). Большое количество неподтвержденных побед можно отнести на неразбериху в германских штабах в конце войны, а также гибель части немецких архивов.

«Л-3» «Фрунзовец» участвовала в 7 боевых походах, произвела 16 торпедных атак с выпуском 46 торпед. Достоверно потоплено 2 судна общим водоизмещением в 10 743 брт. «К.Ф. Лильевальш» в 5513 брт. (18.08.1942) и «Гойя» в 5230 брт. (17.04.1945). Результативность двух атак (15.10. 1944 и 31.01.1945) нуждается в уточнении. 11 минных постановок (выставлено 122 мины), на которых, возможно, погибли 9 судов общим водоизмещением в 15 488 или 15 423 брт. и повреждено 1 судно в 1634 брт. Из них «Генри Лютгенс» (1141 брт., 29.01. 1945), поврежден: «Альберт Лео Шлагеттер» (1634 брт., 14.11.1944). Всего «Л-3» потоплено 11 судов (26 231 или 26 166 брт.), 1 судно повреждено.

Подводной лодкой «С-13» потоплено 5 транспортов: «Гера» (1379 брт., 11.09.1942), «Юсси X» (2325 брт., 11.09.1942), «Анна В» (290 брт., 17.09.1942), «Вильгельм Густлов» (25 484 брт., 30.01.1945), «Штойбен» (14 660 брт., 10.02. 1945). Суммарный тоннаж всех потопленных судов составляет 44 138 брт. — первый результат среди подводных лодок Советского Союза.

Подлодка «Лембит» в 8 торпедных атаках выпустила 14 торпед. Торпедами потоплен транспорт «Хильма Лоу» (2414 брт., 13.10.1944), транспорт «Финланд» поврежден (5281 брт., 14.09.1942) и спустя непродолжительное время после атаки затонул. Результат еще одной атаки неясен (15.10.1944), название атакованного судна неизвестно. 5 минных постановок (установлено 100 мин). На минах, возможно, погибли буксир «Пионер-5» (около 100 брт., 23.10.1944), рыболовный траулер «Шпрееуфер» (216 брт., 24.10.1944), всего 2 судна (ок. 300 брт.) и 2 корабля — тральщик «Поркалла» (28.11.1941) и СКР «Vs-343» (25.04.1945) .

Статья написана с использованием материалов книги Е. Чирва «Подводная война на Балтике: 1939-1945″, М., «Яуза», «Эксмо», 2009 г.