57-й танковый корпус не принимал непосредственного участия в операции немецко-фашистских формирований по окружению наших войск под Вязьмой и Брянском и начал наступление на Малоярославец сразу же после начала боевых действий согласно немецкому плану «Тайфун». Его танки походной колонной, растянувшейся на 25 километров, двинулись по направленно к Юхнову, где на правом берегу реки Угры 5 октября 1941 г. немецкие передовые отряды были встречены группой десантников Западного фронта.

Майор Старчак И.Г., возглавлявший этот отряд, сумел организовать оборону шоссе по направлению на Медынь и далее на Мало­ярославец и удерживал этот рубеж до 9 октября. В архивных доку­ментах того времени сохранилась запись: «В октябре 1941 года под Юхновом 430 человек, отобранных из ба­тальона для подготовки десантников, под командованием майора Старчака в течение четырех дней сдерживали наступление немецких войск, рвавшихся к Москве. Из состава отряда погиб 401 человек. Но отряд не отступил и дал возможность подтянуть резервы и оста­новить врага» (Воробьев К.З. «Москва. Близко к сердцу. 1941-1942», М., 1989 г., с. 74).

Задержка 57-го танкового корпуса под Юхновом позволила под­готовить к обороне подступы к Малоярославцу. 57-й танковый корпус немцев приблизился к Можайской линии обороны у села Ильинского в средине октября 1941 г. Перед кор­пусом была поставлена задача по выходу на шоссе Малоярославец — Подольск. При этом танки 57-го корпуса могли выйти на ближние подступы к Москве и, что не менее важно, зайти в тыл частям Запад­ного фронта, оборонявшим Тулу.

19-я и 20-я танковые дивизии 57-го корпуса вышли к исходному рубежу на шоссе Медынь — Малоярославец у села Ильинского для наступления на оборонительную линию Можайского укрепленного района 14 октября. Оборонительный рубеж Красной Армии прохо­дил через Юрьевское — Ильинское — Машкино и представлял собой систему долговременных укреплений, оказавшихся для немец­ких танков серьезным препятствием.

Борьба за Малоярославец. Отражение попытки немецких войск овладеть Варшавским шоссе

Позиции у Ильинского занимали курсанты подольских пехотного и артиллерийского училищ и части регулярной Красной Армии — 55-я и 312-я стрелковые дивизии, усиленные танковыми бригадами. Противник атаковал в трех направлениях — непосредственно вдоль шоссе Медынь Малоярославец, в направлении на Боровск и частью сил продвигался по направлению к Детчино.

13 октября 1941 г. наша 113-я стрелковая дивизия отошла к востоку от Боровска. 16 октября противник приступил к штурму укреплений Ильинского, но встретил упорное сопротивление подольских курсантов. Они не давали немцам вытаскивать с поля боя подбитые танки и уничтожали их, поджигая вторично. Фронтальное наступление не принесло немцам успеха. Тогда противник, не прекращая штурма укреплений, предпринял попытки обойти их с юга.

Бойцы 110-й стрелковой дивизии Красной Армии на Можайской линии обороны, октябрь 1941 г.

18 октября 1941 г. нем­цы, частично прорвав укрепленный рубеж, частично обойдя его с юга, захватили город Малоярославец, форсировали реку Протва и овладели поселком Воробьи на восточном берегу реки Истья. Перед немецкими частями была река Нара, а вдоль нее — следующий оборонительный рубеж 43-й армии: Никольские Дворы — Никольское — Ильино.

57-й танковый корпус, потерявший в боях под Ильинским значи­тельное число своих танков, устремился вперед, но продолжить дальнейшее продвижение но шоссе Малоярославец — Подольск не смог. Остатки 19-й и 20-й танковых дивизий перешли к позиционным боям с разрозненными отрядами 312-й и 53-й стрелковых дивизий 43-й армии.

Перейдя на восточный берег реки Нара, немцы вступили в затяжные бои за населенные пункты Орехово, Ольхово и Чернишня. Все их попытки выйти на шоссе, ведущее к Подольску, оказались безуспешными. 23 октября 1941 г. немцы расширили полосу своего наступления и перешли реку Нара у Тарутина и Горок.

По дороге Тарутино — Корсаково они вышли к левому флангу оборонительных позиций войск 43-й армии, где были остановлены и не смогли помочь своим частям, застрявшим у Никольского.

Предпринятая противником попытка выйти в тыл обороняющимся советским частям на рубеже Каменка — Кресты была сорвана силами 93-й стрелковой дивизии, подошедшей в район населенного пункта Бунчиха.

Затяжные бои остатков 57-го немецкого танкового корпуса с поредевшими советскими частями (в 312-й стрелковой дивизии оста­валось 300, в 53-й стрелковой дивизии — 1500 человек) продолжа­лись до конца октября. Понеся большие потери, немецко-фашистские войска выдохлись и были вынуждены остановиться в 80-100 километрах от Москвы.

Дополнительные немецкие пехотные части, переброшенные в рай­он боевых действий 43-й армии, сдерживавшей противника на рубе­же Никольские Дворы — Петрово, также не принесли немцам значи­тельных успехов.

По состоянию на 31 октября 1941 г. советско-германский фронт под Подольском стабилизировался по линии Инино — Стремилово. Как сказано в оперативной сводке № 246 Генерального штаба Красной Армии на 8.00 30 октября 1941 г. в разделе «43-я армия»: «Противник активности не проявлял» («Битва под Москвой. Хроника, факты, люди», в 2-х кн. Кн. 1, М., 2002 г., с. 446).

Несколько слов следует сказать о судьбе курсантов подольских военных училищ, защищавших подступы к Малоярославцу у Иль­инского.

Танкисты 57-го немецкого танкового корпуса, столкнувшиеся с упорным сопротивлением будущих офицеров Красной Армии смогли преодолеть оборонительный рубеж у села Ильинское, толь­ко создав угрозу его тылу со стороны Малоярославца.  4000 подольских курсантов, получив приказ не пропустить врага к Москве, сражались до последнего снаряда, не допуская немецкие танки к шоссе.

Сохранились карты генерал-фельдмаршала фон Бока, на кото­рых ему о каждом дне задержки у Ильинского офицеры штаба до­кладывали с пометкой: «Два офицерских училища из Подольска» (Воробьев Е.З. «Москва. Близко к сердцу. 1941-1942», М., 1989 г., с. 78, 82).

В своем обращении к курсантам о прекращении сопротивления немцы называли их юнкерами и, восхищаясь их героизмом, в обмен на сдачу в плен гарантировали «дружеский прием». Курсанты были сняты с вверенного им рубежа только после полу­чения приказа командующего 43-й армией генерал-майора Голубева К.Д. (после 18 октября 1941 г.), когда немцы овладели Мало­ярославцем и создавалась реальная угроза окружения защитников оборонительного рубежа у Ильинского.

Уцелевшие курсанты отошли за реку Нара, где часть из них, со­бранная в сводный батальон, защищала штаб 43-й армии в Каменке до подхода частей 93-й стрелковой дивизии. Только 24 октября 1941 г. курсанты подольских училищ были отправлены в тыл действующей армии и доставлены в Иваново и Куйбышев.

Из книги В.Д. Барановский «Победа в битве за Москву. 1941-1942″, М., «Голден-Би», 2009 г.