Георгий Константинович Жуков родился 1 декабря 1896 в селе Стрелковка Калужской губернии. В 1906 г. окончил церковноприходскую школу. В одиннадцать лет Егора Жукова привезли в Москву, в скорняжную мастер­скую родственника Пилихина, где мальчик работал с семи утра до семи вечера. Осваивая скорняжное дело, он занимался и самообразованием. В 14 лет успешно сдал экзамены за полный курс город­ского училища.

К 1915 г. Егор Жуков стал мастером-скорняком, но вскоре был призван на военную службу. После боевой подготовки кавалерист Георгий Жуков с августа 1916 г. воюет на Юго-Западном фронте, в 10-м драгунском Новгородском полку. Участвует в боях Первой мировой войны, часто ходит в разведку за линию фронта. За доблесть и отвагу был награжден Георгием третьей и четвертой степени и георгиевскими медалями.

После тяжёлой контузии унтер-офицер Жуков вернулся в учебную команду. В 1917 г. его избирают председателем эскадронного сол­датского комитета, от эскадрона — в полковой Совет, который поддерживал большевиков, с января 1918 – в Красной гвардии, а в августе он добровольцем вступает в Красную Армию. Зачислен в 4-й кавалерийский полк 1-й Москов­ской кавалерийской дивизии.

Маршал Жуков Г.К., апрель 1946 г.

В Гражданскую участвует в боях за Уральск, сражается на подступах к Царицыну, получает осколочное ранение. После лечения Жуков – курсант кавалерий­ских курсов. Его полк вводят в состав 2-й Московской бригады курсантов и отправляют на фронт против Врангеля. Жуков сражается против белых банд в районе станиц Урупской, Бесскор­бной, Отрадной.

Жуков Г.К. — командир 39-го Бузулукского кавалерийского полка 7-й Самарской кавалерийской дивизии, 1923 г.

Затем сводный полк был передислоцирован в Армавир, где сос­тоялся выпуск курсантов. Жукова назначают командиром 2-го взвода 1-го кавалерийского полка 14-й отдельной кавалерийской бригады, он принимает под свое командование 30 бойцов. После успешных боёв Георгий Жуков назначается командиром 2-го эскадрона. В 1920-21 гг. Жуков участвовал в ликвидации банды Колесникова и под командованием Уборевича И.П.антоновских банд, за что был награжден орденом Красного Знамени.

После Гражданской войны Жуков Г.К. – командир эскадрона, полка… Затем была учёба в Высшей кавалерийской школе в Ленинграде. После её окончания в течение семи лет он командует кавполком. После окончания Курсов по усовершенствованию высшего начсостава Жукова назначили командиром кавалерийской бригады. В 1931-1933 гг. Жуков был назначен в Нар­комат обороны помощником инспектора кавалерии РККА. Затем он командовал кавалерийской дивизией, кавалерийским корпусом (г. Минск), в конце 1938 г. Жуков Г.К. назначается заместителем командующего войсками Белорусского военного округа по кавалерии (г. Смоленск).

Комкор Жуков Г.К. (справа) ставит боевую задачу в районе реки Халкин-Гол

В 1939 г. его назначали командовать армейской группой против японцев, вторгшихся на территорию Монголии. При его непосредственной разработке планов ряда операций и командования ими, японцы были разбиты, в том числе, и на реке Халхин-Гол. 29 август 1939 г. Жуков Г.К. был удостоен звания Героя Советского Союза. Надо отметить, что репрессии 1937-1939 гг. счастливо обошли будущего маршала стороной.

В июне 1940 г. Жуков вступил в командование вой­сками Киевского Особого военного округа с присвоением воинского звания «генерал армии». В январе 1941 г. Жукова Г.К. назначают заместителем наркома обороны, начальником Генерального штаба, на новой, незнакомой ему должности он работает по 15-16 часов в сутки, часто остается на ночь в служебном каби­нете.

Западный фронт, штаб 49-й армии, район Юхнова, апрель 1942 г.

14 июня Жуков вместе с наркомом обороны Тимошенко С. К. докладывают Сталину И.В. о необходимости приведе­ния войск приграничных округов в полную боевую готов­ность. Вечером 21 июня Жуков докладывает Стали­ну о появлении немецкого перебежчика, сообщившего о том, что утром 22 июня начнется наступление немецких войск на Советский Союз. Вместе с Ватутиным Н.Ф. он дорабатывает проект директивы о приведении всех войск приграничных округов в полную боевую готовность.

22 июня, в первый день Великой Отечественной войны, Жуков Г.К. по решению Ставки прибыл на Юго-Западный фронт. По возвращении с фронта он во главе Генерального штаба коор­динирует боевые действия фронтов. Жуков Г.К. предложил отвести войска всего Юго-Западного фронта за Днепр, а Центральный фронт укрепить не менее чем тремя армиями, усиленными артиллерией. Но его предложения не нашли поддержки у Сталина. Жуков вступает в командование Резерв­ным фронтом, который под его руководством успешно проводит Ельнинскую наступательную операцию. Разбиты две танковые, одна моторизованная и семь пехотных дивизий противника.

Затем Жуков Г.К. по решению ГКО командует Ленинградским фронтом, благодаря принятым мероприятиям и героизму наших воинов враг был остановлен на окраинах Ленинграда. В октябре Жуков назначается командующим За­падным фронтом. Он едет в войска на Можайский рубеж. Стремится укрепить оборону на линии Волоколамск — Можайск — Малоярославец – Калуга, не допустить противника к столице. Принимает меры к тому, чтобы развить оборону в глубину, сделать её гибкой.

Военные советники советской делегации во главе с Жуковым Г.К. (в центре) на Потсдамской конференции

30 ноября Георгий Константинович представляет план-карту контр­наступления войск фронта, разработанный на основе ука­заний Ставки. Основную роль в этом историческом контрнаступлении должен был сыграть и сыграл в действительности Западный фронт. 6 декабря войска Западного фронта начинают осво­бождать русскую землю. Контрнаступление осуществля­лось тремя фронтами. Наибольшую мощь показал Западный фронт. В итоге битвы под Москвой Жуков Г.К. приобретает популярность советского полководца первой величины.

В конце августа 1942 г. постановлением ГКО Георгий Константи­нович назначен первым заместителем наркома обороны, за­местителем Верховного Главнокомандующего. Георгий Константинович участвует в разработке воен­ной стратегии, планов кампаний, крупных операций, подготовке и проведении их. В Москве находится редко. Большую часть времени проводит на фронтах. Он помогает командующим в выра­ботке и принятии оперативных решений, вытекающих из общего плана стратегических операций, помогает нала­живать взаимодействие. Ни одна серьезная проблема фронта, где он находится, не ускользает от его внимания.

В начале сентября 1942 г. Жуков прибывает на Ста­линградский фронт с задачей помочь командованию фрон­та организовать контрудары по противнику, ослабить на­тиск немцев на Сталинград, наилучшим образом использовать поступавшие резервы, подготовить войска к наступлению.

Напряженность боев в районе Сталинграда нарастает. Решая задачу повышения стойкости наших войск, Жуков Г.К. вместе с Василевским А.М. ищет пути изменения обстановки. В начале контрнаступления советских войск в районе Сталинграда Жуков находится на Западном и Калининском фронтах, готовит севернее Вязьмы наступательные опера­ции этих фронтов, чтобы активностью наших войск ско­вать противника, не позволить ему перебросить силы на помощь окружаемой группировке немецких войск под Сталинградом. Жуков следит за напряженными боями по разгрому фашистских войск в районе Великих Лук, выезжает на передовую, не раз попадая под артиллерийский обстрел…

18 января 1943 г. Жукову присваивается высшее воинское звание — «Маршал Советского Союза». В годы войны он первым из советских генералов удостаивается этого звания. Тогда же Георгия Константиновича наградили и орденом Суворова 1-й степени. Он получает орден за № 1. В январе — марте Жуков Г.К. на Ленинградском фронте — осуществляется прорыв блокады Ленинграда.

Затем он на Воронежском фронте — участвует в окончательной разработке плана Острогожско-Россошанской операции и ее подготовке. Через месяц он уже на Северном Кавказе – изучает возможность наступления 18-й и 56-й армий. Жукова Г.К. сопровож­дал генерал Штеменко С.М. Проработав почти всю ночь, маршал по воспоминаниям Штеменко, присев на порог землянки на баяне «мягко выводил грустную, всем тогда знакомую мелодию… Он медленно растягивал мехи баяна… За первой мелодией последовала вторая, третья, такие же сердечные. Все это были добрые наши фронтовые песни…»

Весной – летом 1943 г. Жуков почти безвыездно находится в войсках Центрального и Воронежского фронтов. Изучает обстановку, поведение противника. Докладывает Ставке, как проходит подготовка советских войск к операциям, в чем нуждаются фронты. На рассвете 5 июля задуманный Жуковым план летней кампании начал осуществляться.

Жуков, как представитель Ставки, сначала находится на Центральном фронте у Рокоссовского, где  войска на Курской дуге ведут тяжелые обо­ронительные бои на заранее оборудованных позициях эшелонированной в глубину обороны, а затем выезжает на Брянский фронт, чтобы «ввести» его в дело. 12 июля войска Брянского фронта и усиленная 11-я гвардейская армия Западного фронта переходят в наступ­ление. 15 июля начал контрнаступление и Центральный фронт. Успеху Курской битвы Г. К. Жуков отдавал все свои силы и способности без остатка.

Осенью на совещании в Ставке по освобождению Украины было принято решение: Воронежскому фронту наступать на Киев, Степному — на полтавско-кременчугском направлении. Однако маршал Жуков не был согласен с этими решениями, он считал, что выгодно «провести операции на отсечение и окружение значительных группировок против­ника, чем облегчалось бы дальнейшее ведение войны». Жуков вылетает на эти фронты. Работает с их командующими и штабами, в армиях, дивизиях, полках, постоянно переезжает из армии в армию.

5-6 ноября враг был изгнан из Киева. Жуков вместе с командующим 1-м Украинским фронтом Ватутиным Н.Ф. осмотрел столицу Украины и был поражен видом Крещатика: «…ничего не мог узнать: кругом были сплошные развалины». В конце 1943 г. — начале 1944 гг. – маршал Жуков — представитель Став­ки на 1-м и 2-м Украинских фронтах, которые ведут напря­женные оборонительные бои. Противник рвется вперед на киевском направлении. При его участии успешно проводятся Житомирско-Бердичевская и Корсунь-Шевченковская операции.

Во время поездки в войска был смертельно ранен генерал Ватутин Н.Ф., Жуков Г.К. назначен командующим 1-м Украинским фронтом, продолжая оставаться заместителем Верховного Главнокомандующего. В результате Проскуровско-Черновицкой опе­рации, разработанной Ватутиным, проводившейся с 4 марта по 14 апреля 1944 г., фронт про­двинулся вперед до 350 километров. Жуков был награжден орденом «Побе­да» за № 1.

Маршал Жуков Г.К. сосредоточивает все внимание на подго­товке Белорусской наступательной операции, предлагает Ставке назна­чить командующим 1-м Украинским фронтом Ко­нева И.С. Жуков Г.К. с повышенным вниманием и интересом знакомится с подготовкой к боям 65-й армии генерала Батова П.И. Наступление задумано по сильно заболо­ченной лесной местности. Георгий Константинович прошел по предлагаемым маршрутам, побывал в войсках, осмотрел средства движения по болоту — мокроступы.

С большой тщательностью изучает он ход подготовки на 2-м Белорусском фронте у генерала Захарова Г.Ф. При­сутствует на розыгрыше предстоящей операции в армиях. В результате наступления в районе Бобруйска образовалось два котла, в которые попало до 40 тыс. гитлеровцев. За Белорусскую операцию и изгна­ние врага с Украины Георгий Константинович стал дважды Героем Советского Союза.

Во второй половине лета Жуков координировал наступательные действия 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. 1-й Белорусский фронт стоял на берлинском направле­нии, Сталин решил назначить Жукова его командующим, а Рокоссовскому передать под командование 2-й Белорусский фронт.

По мнению Жукова, Сталин действовал так неспроста. С этого момента между Рокоссовским и Жуковым уже не было той сердечной, близкой товарищеской дружбы, кото­рая была между нами долгие годы. И чем ближе был конец войны, тем больше Сталин интриговал между маршалами — командующими фронтами и своими заместителями, зача­стую сталкивая их «лбами», сея рознь, зависть и подталки­вая к славе на нездоровой основе.

С декабрь 1944 г. Жуков Г.К. полностью переключается на подготовку Висло-Одерской операции. Еще раз со штабом рассматривает план, обсуждает, какие трудности могут ожи­дать войска на каждом из направлений, где предстоит пробивать оборону немцев на магнушевском и пулавском плацдармах, как быстрее уничтожить варшавскую груп­пировку противника, освободить Варшаву.

17 января была освобождена Варшава. Но события развивались более стремительно, чем было запланировано. Быдгощ войска фронта освободили 23 января, а планировалось в начале февраля, утром 22 января начались бои за Познань. 4 февраля войска фронта вышли на Одер и захватили на его запад­ном берегу в районе Кюстрина важный плацдарм. Появление советских войск в 70 кило­метрах от Берлина было ошеломляющей неожиданностью для немцев.

Однако дальнейшее наступление на Берлин, когда заметно отстал 2-й Белорусский фронт, Жуков Г.К. считал нецелесообразным. Если бы пошли вперед, войска фронта в районе Берлина попали бы «в крайне тяжелое поло­жение». Висло-Одерская операция блестяще завершилась. 1 апреля план Берлинской операции 1-го Белорусского фронта был утвержден командованием без особых изменений.

В начале апреля 1945 г. Жуков Г.К. немало времени проводит со штабом, в поиске решения, как скрытно подготовить операцию, ошеломить против­ника необычностью ее начала. Решает начать артиллерий­скую подготовку за два часа до рассвета, а для ослепления противника использовать свет большого количества мощных зенитных прожекторов. Советуется с командующими о путях быстрого прорыва обороны противника, проводит разведку по всему фронту.

Надо отметить, что при подготовке операций маршал Жуков держал тесней­ший контакт не только с командирами объединений и соединений, но и с офицерами частей и подразделений, особенно действовавших на главном направлении. И это давало ему возможность глубоко знать настроения подчи­ненных, управлять их действиями, направлять усилия воинов к победе.

Берлинская операция началась 16 апреля, главный удар войска фронта наносили с Кюстринского плацдарма. 18 апреля войска фронта взяли Зеловские высоты, танкисты пошли к Берлину, взламывая очаги сопротивления противника, а 21 апреля войска фронта ворвались на окраины Берлина. Жуков Г.К. требует от командующих армиями организовать непрерывные круглосуточные бои. С этой целью они должны иметь ночные и дневные штурмовые подразделения, в состав которых включать и танки. 1мая советские войска полностью овла­дели столицей Германии. 9 мая Жуков Г.К. открыл заседание по подписанию акта безоговорочной капитуляции Германии

Жуков назначается главноначальствующим советской зоны оккупации Германии. Ему надлежит решать задачи не только расквартирования советских войск, подготовки демобилизации, но и создания нормальных условий для труда и жизни немецких граждан, их самоуправления и экономического развития. Форми­руются военные комендатуры советских войск и органы советской военной администрации.

12 июня за Берлинскую операцию Жукову вручают третью «Золотую Звезду» Героя Советского Союза, а 24 июня он принимает Парад Победы в Москве, в июле участвует в Потсдамской конференции. В апреле 1946 г. маршал Жуков Г.К.  возвращается в Москву, он был назначен главнокомандующим Сухопутными войсками, одновременно — заместителем ми­нистра Вооруженных Сил. Но уже в июне этого же года Жуков вступает в должность команду­ющего войсками Одесского военного округа, его выводят из состава кандидатов в члены ЦК ВКП(б)…

Сталин собрал Главный военный совет, на котором было зачитано заявление на маршала Жукова от бывшего адъютанта подполковника Семочкина и главного маршала авиации Новикова А.А., содержавшихся в тюрьме, арестованных органами госбезопасности. Основная суть обвинений сводилась к тому, что маршал Жуков нелояльно относится к Сталину, считает, что он, Жуков, а не Сталин вершил главные дела во время минувшей войны, что якобы Жуков неоднократно вел разговоры, направленные против Стали­на. Якобы он во время войны сколачивал вокруг себя группу недовольных генералов и офицеров.

Выступили Молотов, Берия и Булганин, а затем генерал Голиков. Все они критиковали маршала Жукова за то, что он оказался не благодарен Верховному Главнокомандующему за хорошее к себе отношение. Выступавшие считали, что маршал зазнался и не хочет считаться не только с авторитетом Политбюро, но и лично Сталина, что его следует одернуть и поставить на свое место. Однако большинство выступавших военачальников поддер­жали Жукова. Особенно резко в его защиту выступил маршал бронетанковых войск Рыбалко П.С., рассказавший, как в особо сложных условиях и опасных моментах Жуков помо­гал войскам находить правильные решения и громить врага.

В 1947 г. была арестована большая группа генералов и офицеров и главным образом те, кто когда-либо работал с маршалом Жуковым. Всех их физически принуждали признаться в подготовке «воен­ного заговора» против сталинского руководства, организо­ванного Жуковым.

В 1948 г. маршал перенёс инфаркт — сердце не выдержало созданной вокруг него атмосферы отчужден­ности и подозрительности. После выздоровления Георгий Константинович получил назначение на долж­ность командующего Уральским военным округом. В марте 1953 г., после смерти Сталина, Жуков Г.К. был назначен первым заместителем министра обороны СССР. В феврале 1955 г. Жуков вступает в должность ми­нистра обороны СССР. В декабре 1956 г. он был награжден орденом Ленина и четвертой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

В июне 1957 г. большинство членов Президиума ЦК КПСС попытались сместить Хрущёва Н.С., Жуков же поддержал генсека, но Никита Сергеевич стал опасаться чрезмерного усиления влияния армии, поэтому в октябре 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР освободил маршала  Жукова Г.К. от обязанностей министра обороны и назначил на этот пост маршала Ма­линовского Р.Я. Так начался для Жукова второй период изоляции, принявший характер домашней ссылки.

В 1958 г. Жуков Г.К. был уволен из Вооруженных Сил с правом ношения военной формы. Годы негласной изо­ляции никак не повлияли на популярность, авторитет, пол­ководческую славу Георгия Константиновича.

В 1969 г. издательство АПН выпустило книгу Жу­кова Г.К. «Воспоминания и размышления» тиражом в 600 тысяч экземпляров. Одновременно она издается в ряде других стран. Успех книги превзошел все ожидания. Она заня­ла ведущее место в советской военной мемуаристике. 18 июня 1974 г. маршал Жуков Г.К. скончался, он был похоронен в Москве на Красной площади, у Кремлевской стены.