План
I. Своеобразие современной военной прозы.
II. Роман Ю. Бондарева «Горячий снег» — одно из значительных произведений о Великой Отечественной войне.
1. Сюжет романа.
2. Образ лейтенанта Кузнецова — центральный образ романа.
3. Система образов романа.
4. Проверка «на человечность через испытание огнем».
III. «Об этом нужно помнить всегда».
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я не смог, их не сумел сберечь.
Речь не о том, но все же, все же, все же…
А. Твардовский
Великие войны имеют начало, но не имеют конца. Они продолжаются в памяти людей, в книгах, стихах, песнях. Почему писатели снова и снова обращаются к теме войны? Причины, на мой взгляд, две. Во-первых, люди не должны забывать ужасы войны, разлуку, смерть миллионов наших граждан. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим. Во-вторых, никогда так остро, как во время войны, не стояла проблема человека. Как, видя вокруг смерть и насилие, не очерстветь, не стать самому жестоким. Современных писателей привлекают скорее не военные события, а философская сущность их, причины, которые определяли поступки и действия людей на войне.
Одно из значительных произведений о Великой Отечественной войне — роман Юрия Бондарева «Горячий снег». Автор романа — бывший артиллерист, прошедший дорогами Великой Отечественной от Сталинграда до Чехословакии. Юрий Васильевич – автор знаменитой повести «Батальоны просят огня» и повести «Последние залпы». Его книги о войне — целостный и развивающийся мир, достигший в романе «Горячий снег» наибольшей полноты и образной силы. Удачна и экранизация романа «Горячий снег».
Действие происходит зимой 1942 года в волжских степях, когда танки генерала Манштейна рвались на выручку окруженной под Сталинградом трехсоттысячной армии Паулюса. В центре романа — события одних суток, одного боя, но это бой за Сталинград. Читая роман, словно попадаешь под разрыв снарядов танков, пушек врага, под свинцовую вьюгу его пулеметов, под бомбы юнкерсов, словно находишься на огневой позиции наших артиллеристов и, воспламеняясь их яростью, вместе с отважной батареей расстреливаешь броню «тигров», подрываешь гранатами их гусеницы.
В романе показано единство тысяч людей, слаженность, подчинение единой воле. В этом бою солдаты могли победить лишь при условии, если они, идя на смерть, забывали про неё. В романе созданы яркие образы крупных военачальников командующего армией генерала Бессонова, члена Военного Совета Веснина, командира дивизии Деева. Однако в центре произведения — солдаты и командиры одной артиллерийской батареи, которая оказалась прямо на пути вражеских танков и ценой невероятного мужества, ценой гибели многих бойцов выстояла.
Главный герой романа — лейтенант Николай Кузнецов, командир роты. Кузнецов показан в процессе формирования, закалки характера. На первых порах он выглядит чересчур мягким, нерешительным, но тут же эта мягкость выявляется не как мягкотелость, а как высшее качество командира: его человечность, забота о солдате. В роте Кузнецова людей согревало его доброе слово, понимание, личный пример, они учились у своего командира мужеству и стойкости. И сказал командир: «Смерти нету, ребята! Смерть придумали трусы! Вперед!». Это главные слова, которые поднимали солдат в атаку и помогали сохранить стойкость в бою.
Кроме Кузнецова видим деликатного и застенчивого лейтенанта Давлатяна, еще не разучившегося краснеть при грубом слове, при неуважительном разговоре о девушках. Это и молоденький казах Косымов, который за несколько минут до страшной гибели с любовью и тоской говорит о родной земле. Это юный солдат Сергуненков, который, идя на верную смерть, думает о том, что человек должен быть добр.
Гибель героев, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и фашизма. Умирают герои «Горячего снега» — санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие… И во всех этих смертях виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти на него, но как ни велика вина Дроздовского, погибшие, прежде всего — жертвы войны.
Между двумя молодыми офицерами Кузнецовым и Дроздовским существует не только нравственная несовместимость, но и складывается непреодолимый конфликт, в основе которого лежит и бессмысленная гибель Сергуненкова, и смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский — все это образует пропасть между командирами. Она обозначается ещё резче в финале, когда четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это, прежде всего, глоток поминальный — в нем горечь и горе потерь боевых товарищей.
Орденом генерал Бессонов наградил и Дроздовского, как уцелевшего и раненого командира выстоявшей батареи. Ведь генерал не знает о тяжкой вине Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но писатель специально оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка.
«Горячий снег» — глубоко правдивая книга. Писатель развенчивает показной героизм Дроздовского; черствость Рубина, малодушие Чибисова, цинизм Нечаева в ряде случаев он объясняет жестокими обстоятельствами войны. Выясняется, например, что ожесточенность Рубина рождена неукротимой ненавистью к фашистам, погубившим его детей.
В романе показаны не просто солдаты, а люди, проверяемые суровыми обстоятельствами не только на боевое мужество и воинское умение, но и на человечность, на нравственную стойкость. Юрий Бондарев говорил по этому поводу: «Я… хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, не долюбив, не дожив, много не узнав… Они узнали самое главное: они прошли проверку на человечность через испытания огнем».
В произведениях о войне оживает суровое героическое время. Но обращены они к нашим дням и к будущему. Время войны измеряется не только днями и ночами, но и человеческой жизнью и смертью, болью и кровью, любовью и ненавистью. Но самое трудное на войне — пройти сквозь все это и остаться человеком. В военной прозе сходятся все волнующие человека проблемы: долг и личная ответственность за судьбу Отечества, нравственный выбор и историческая память.
Оставить комментарий