План
I. Своеобразие современной военной прозы.
II. Роман Ю. Бондарева «Горячий снег» — одно из значи­тельных произведений о Великой Отечественной войне.
1. Сюжет романа.
2. Образ лейтенанта Кузнецова — центральный образ ро­мана.
3. Система образов романа.
4. Проверка «на человечность через испытание огнем».
III. «Об этом нужно помнить всегда».

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я не смог, их не сумел сберечь.
Речь не о том, но все же, все же, все же…
А. Твардовский

Великие войны имеют начало, но не имеют конца. Они продолжаются в памяти людей, в книгах, стихах, песнях. Почему писатели снова и снова обращаются к теме вой­ны? Причины, на мой взгляд, две. Во-первых, люди не должны забывать ужасы войны, разлуку, смерть милли­онов наших граждан. Это было бы преступление перед павшими, преступ­ление перед будущим. Во-вторых, никогда так остро, как во время войны, не стояла проблема человека. Как, видя вокруг смерть и насилие, не очерстветь, не стать самому жестоким. Современных писателей привлекают скорее не воен­ные события, а философская сущность их, причины, ко­торые определяли поступки и действия людей на войне.

Одно из значительных произведений о Великой Оте­чественной войне — роман Юрия Бондарева «Горячий снег». Автор романа  — бывший артиллерист, прошедший дорогами Великой Отечественной от Сталинграда до Чехословакии. Юрий Васильевич – автор знаменитой повести «Батальоны просят огня» и повести «Последние залпы». Его книги о войне — целостный и развивающийся мир, достигший в романе «Горячий снег» наибольшей полноты и образной силы. Удачна и экранизация романа «Горячий снег».

Писатель Бондарев Ю.В.

Писатель Бондарев Ю.В.

Действие происходит зимой 1942 года в волжских сте­пях, когда танки генерала Манштейна рвались на выручку окруженной под Сталинградом трехсоттысячной ар­мии Паулюса. В центре романа — события одних суток, одного боя, но это бой за Сталинград. Читая роман, слов­но попадаешь под разрыв снарядов танков, пушек врага, под свинцовую вьюгу его пулеметов, под бомбы юнкерсов, словно находишься на огневой позиции наших артилле­ристов и, воспламеняясь их яростью, вместе с отважной батареей расстреливаешь броню «тигров», подрываешь гранатами их гусеницы.

В романе показано единство тысяч людей, слажен­ность, подчинение единой воле. В этом бою солдаты мог­ли победить лишь при условии, если они, идя на смерть, забывали про неё. В романе созданы яркие образы крупных военачаль­ников командующего армией генерала Бессонова, члена Военного Совета Веснина, командира дивизии Деева. Однако в цен­тре произведения — солдаты и командиры одной ар­тиллерийской батареи, которая оказалась прямо на пути вражеских танков и ценой невероятного мужества, ценой гибели многих бойцов выстояла.

Главный герой романа — лейтенант Николай Кузнецов, командир роты. Кузнецов показан в процес­се формирования, закалки характера. На первых порах он выглядит чересчур мягким, нерешительным, но тут же эта мягкость выявляется не как мягкотелость, а как высшее качество командира: его человечность, забота о солдате. В роте Кузнецова людей согревало его доброе слово, понимание, личный пример, они учились у свое­го командира мужеству и стойкости. И сказал коман­дир: «Смерти нету, ребята! Смерть придумали трусы! Вперед!». Это главные слова, которые поднимали солдат в атаку и помогали сохранить стойкость в бою.

Кроме Кузнецова видим деликатного и застенчивого лейтенанта Давлатяна, еще не разучившегося краснеть при грубом слове, при неуважительном разговоре о де­вушках. Это и молоденький казах Косымов, который за несколько минут до страшной гибели с любовью и тоской говорит о родной земле. Это юный солдат Сергуненков, который, идя на верную смерть, думает о том, что человек должен быть добр.

Гибель героев, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и фашизма. Умирают герои «Горячего снега» — санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие… И во всех этих смертях виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти на него, но как ни велика вина Дроздовского, погибшие, прежде всего — жертвы войны.

Между двумя молодыми офицерами Кузнецовым и Дроздовским существует не только нравственная несовместимость, но и складывается непреодолимый конфликт, в основе которого лежит и бессмысленная гибель Сергуненкова, и смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский — все это образует пропасть между командирами.  Она обозначается ещё резче в финале, когда четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это, прежде всего, глоток поминальный — в нем горечь и горе потерь боевых товарищей.

Орденом генерал Бессонов наградил и Дроздовского, как уцелевшего и раненого командира выстоявшей батареи. Ведь генерал не знает о тяжкой вине Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но писатель специально оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка.

«Горячий снег» — глубоко правдивая книга. Писатель развенчивает показной героизм Дроздовского; черствость Рубина, малодушие Чибисова, цинизм Нечаева в ряде случаев он объясняет жестокими обстоятельствами вой­ны. Выясняется, например, что ожесточенность Рубина рождена неукротимой ненавистью к фашистам, погубив­шим его детей.

В романе показаны не просто солдаты, а люди, про­веряемые суровыми обстоятельствами не только на бое­вое мужество и воинское умение, но и на человечность, на нравственную стойкость. Юрий Бондарев говорил по этому поводу: «Я… хотел подчеркнуть, что мои герои бо­рются и любят, любят и гибнут, не долюбив, не дожив, много не узнав… Они узнали самое главное: они прошли проверку на человечность через испытания огнем».

В произведениях о войне оживает суровое героическое время. Но обращены они к нашим дням и к будущему. Время войны измеряется не только днями и ночами, но и человеческой жизнью и смертью, болью и кровью, лю­бовью и ненавистью. Но самое трудное на войне — пройти сквозь все это и остаться человеком. В военной прозе схо­дятся все волнующие человека проблемы: долг и личная ответственность за судьбу Отечества, нравственный выбор и историческая память.