План
I. Трагедия революционных потрясений и войн.
II. Писатели — летописцы истории.
1. Непосредственные участники революционных собы­тий.
2. Булгаков — отражатель противоречий эпохи:
а) судьба интеллигенции в период «смуты» — основ­ная тема произведений писателя;
6) потеря профессионализма и разрушение нравственных устоев России в «Роковых яйцах».
3. Революция и Гражданская война в романе М.А. Шо­лохова «Тихий Дон»:
а) духовный рост Григория Мелехова под влиянием революционных событий;
б) разрушение нравственных устоев казачьей стани­цы;
в) трагедия и «взросление» русской нации.
III. Грани истории в картине жизни революционной эпохи.

По мнению Бердяева Н.А. «революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей». Война — это всегда трагедия. А если она пролегла че­рез судьбы твоих соотечественников и сделала их врага­ми — трагедия вдвойне. Настоящий гражданин, облада­ющий талантом, чувством патриотизма, не мог оставаться в стороне от событий. Таковым ощущал себя каждый пи­сатель, волею судьбы причастный к революции и Граж­данской войне.

Часто история захватывала в водоворот войны юных граждан своей страны, заводила их в противоборствую­щие лагеря и делала их своими летописцами. Так, непосредственными участниками революцион­ных событий и Гражданской войны были будущие писа­тели Фадеев, Булгаков, Бабель, впоследствии отразившие в своих произведениях противоречия эпохи классовой борьбы. Говорят, что для реального, неискаженного осоз­нания эпохи нужно обращаться не столько к учебникам истории, сколько к свидетельствам современников собы­тий. Книги писателей, особенно те, которые писались без надежды на выход в печать, — это и есть честные совре­менники революционных событий и сражений Гражданской войны.

Сразу со школьной скамьи ушел в революцию, в под­польную работу и партизанскую борьбу на стороне «крас­ных» А.А. Фадеев. На основе воспоминаний о тех событиях им был написан роман «Разгром», в котором рассказывается о тяготах партизанской войны, идейных борцах за дело революции и ее предателях.

М.А. Булгакову, как и другим писателям его эпохи, пришлось многое повидать и пережить: гетманщину, пет­люровщину в Киеве, разложение деникинской армии, приход «красных»… Противоречия эпохи, судьба интеллигенции в период «смуты» — вот основные темы романа «Белая гвардия», пьес «Дни Турбиных», «Бег» и многочисленных расска­зов писателя. Отголоски революции и гражданской войны мы слышим и в «Собачьем сердце», и в «Роковых яйцах».

Остановимся на последнем мною упомянутом произ­ведении Булгакова. Современный кинематограф мог бы заинтересоваться сюжетом повести, который включает в себя и фантастику, и триллер, но более глубокое про­чтение произведения открывает нам иные грани.

Это непревзойденное произведение начинается со встре­чи с профессором Персиковым, который изучает гадов. Наряду с улыбкой автора и дружеским подтруниванием над бытовой беспомощностью «ребенка-ученого» видим и едкий сарказм по поводу внедрения нововведений в об­ществе: в 20-м году даже «тараканы куда-то подевались, показав свое злостное отношение к военному коммуниз­му». И далее: «Но все на свете кончается. Кончился 20-й и 21-й год, а в 22-м началось какое-то обратное движе­ние». Но можно ли в этом «обратном движении» увидеть прогресс? И только ли повышением уровня жизни все из­меряется?

Разрушена наука, искусство, а вместо маститых про­фессоров, преданных российской науке, появились диле­танты, которые на волне революционных событий зани­мают высокие посты. Да, история знает великих россий­ских военачальников, деятелей литературы и искусства, дорогу которым открыла революция: это и маршал Жу­ков, и писатель М. Горький… Но на любой волне бывает пена… Кроме высоты человеческой природы, увлеченнос­ти наукой в повести «Роковые яйца» изображено и ис­требление духовных ценностей людьми, которых подняла на небывалую высоту революция.

Беззаботной показана жизнь столицы даже тогда, когда стихийное бедствие — куриный мор – оставляет Страну Советов без яиц, мяса… потому что на страже тира и спокойствия стоят «люди в штатском», прихо­дившие к Персикову, и такие, как Рокк, в кожанке, с маузером в кобуре через плечо. Кто этот Рокк, которого назначили спасти страну от куриного мора? Может, он научный сотрудник профессора Персикова, который от­крыл красный луч, способный увеличивать рост и жизне­способность биологического организма? Нет. «Вплоть до 1917 года он служил в известном концертном ансамбле маэстро Петухова… Но великий 1917 год, переломивший карьеру многих людей, и Александра Семеновича повел по новым путям».

Он сменил «флейту на губительный маузер <…> Выяснилось, что этот человек положительно велик, и, конечно, не в фойе «Грез» ему сидеть». В этих словах Булгакова слышится одновременно едкий сарказм и горечь утраты профессионализма в стране, которая возвышением ничтожеств истребляет духовные, нравствен­ные и интеллектуальные ценности (параллельно всплы­вают в памяти образы из «Собачьего сердца»: профес­сор Преображенский — с одной стороны и Швондер — с другой).

«Профессиональное» руководство для борьбы с куриной чумой «пополнено новой чрезвычайной тройкой в составе 16-ти товарищей»… — Булгаков видит зарождение новой бюрократии, состоящей исключительно из этих «товари­щей», «преданных делу революции»! И вот такое «профес­сиональное» руководство, которое изображает Булгаков в повести «Роковые яйца», доводит страну до катастро­фы: путают присланные из-за границы посылки с яйцами гадов и кур, а под красным лучом выращивают гигант­ских змей, крокодилов, страусов…

Только фантастичес­кие катаклизмы природы — мороз в августе — спасают столицу от трагедии: гады погибают. Писатель-провидец заглянул в будущее и увидел в кривом зеркале истории результаты такой политики революционной эпохи: возвышать людей по принципу личной преданности руко­водству, а не по наличию способностей… Булгакову жаль истребления духовных ценностей, накопленных Россией за многие столетия.

Еще одно произведение о судьбах людей в период ре­волюции и Гражданской войны — это роман М.А. Шо­лохова «Тихий Дон». Сначала действие романа разворачивается на фоне та­ких исторических событий, как Первая мировая война, Февральская революция. Постепенно, с изменением исто­рических событий, разворачиваются и события в личной жизни героев романа.

Война, революция меняют жизненный уклад Григо­рия Мелехова. Из простого казака, которого волнуют, в основном, проблемы станицы, взаимоотношения с окру­жающими людьми, быт, любовь, Григорий превращается в личность, способную масштабно мыслить, задумываться о судьбах Родины и народа. Неоднозначно Мелехов вос­принимает и белогвардейцев, и «красных», видит разру­шение нравственных ценностей казачества, ставшего как на сторону «белых», так и Советской власти.

Революция и Гражданская война заставила не толь­ко философски, а и масштабно мыслить любого гражданина России. События в судьбе Родины разбудили и темные силы в душах людей, и поэтому герой Шолохова Григо­рий Мелехов, вопреки своим желаниям, втянут в «сти­хию жестокости», одержим желанием понять процессы, что «вступили в управление жизнью».

Для любого русского человека опорой, надеждой на бу­дущее была семья, в которой ее многочисленные братья и сестры — твои друзья и союзники на долгой дороге жиз­ни. Революция в одночасье перевела членов одной семьи в разряд врагов, добрые соседи и друзья оказывались «по разные стороны баррикад». Так Михаил Кошевой, жених Дуняши Мелеховой, становится убийцей Петра, брата своей невесты. В ответ на обвинения Ильиничны, мате­ри многочисленного рода Мелеховых, Кошевой отвечает: «А ежели б Петро меня поймал, что бы он сделал? Дума­ешь, в маковку поцеловал бы? Он бы тоже меня убил. Не для того мы на энтих буграх сходились, чтобы нянькаться один с другим! На то она и война».

Шолохов в романе «Тихий Дон» показал трагедию целого народа, показал, как «революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей». Революция, Гражданская война дали своеоб­разный кровавый опыт русской нации, опыт неестествен­ности антагонизма между близкими людьми, гражданами одного отечества.

Истинные писатели, изображающие отечество и народ в часы трагических потрясений, каждый по-своему, раз­носторонне раскрыли грани истории и создали картину жизни революционной эпохи с ее позитивными и нега­тивными сторонами, одновременно предугадав и послед­ствия этих событий.