«В половине 1812 года грянул гром, — отмечал обозреватель в журнале «Сын Отечества» за 1815 год, — и литература наша сначала остановилась совершенно, а потом обратилась к одной цели — споспешествованию Отечественной войне. В продолжение второй половины 1812 года и первой 1813 года не только не вышло в свет, но и не написано ни одной страницы, которая не имела бы предметом тогдашних происшествий».
Не только взрослые — дети жадно следили за событиями. Как вспоминал декабрист Пущин И.И., «жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве.., мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея, мы всегда бывали тут при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечной молитвой, обнимались с родными и знакомыми. Усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестами. Не одна слеза была тут пролита…
Когда начались военные действия, всякое воскресенье кто-нибудь из родных привозил реляции. Читались наперерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях, всему живо «чувствовалось у нас…» В толпе лицеистов стоял и юный Пушкин,
— Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
Закономерным было патриотическое одушевление всех писателей того времени. 46-летний Карамзин, благословив на войну поэта В. Жуковского и историка К. Калайдовича, сказал последнему: «Если бы я имел взрослого сына, в это время ничего бы не мог пожелать ему лучшего». Когда французские войска приблизились к Москве, он покинул ее одним из последних. Уничтожая вторгнувшегося неприятеля, русские, по его словам, исполнили «закон государственный, который не принадлежит религии, но также дан богом: закон естественной обороны, необходимый для существования всех земных тварей и гражданских обществ».
Около 30 русских писателей участвовали в войне 1812 г. «не только пером, но и мечом». Жуковский В.А. и Вяземский П.А., Лажечников И.И. и Загоскин М.Н., Шаховской А.А. и Хмельницкий Н.И. вступили тогда в народное ополчение. Офицерами ушли на войну поэт Батюшков К.Н., писатель Перовский А.А. (Погорельский), родоначальник новой украинской литературы Котляревский И.П. Грибоедов А.С., в свои 17 лет уже окончивший два факультета Московского университета, вступил корнетом в Московский гусарский полк, но был оставлен в резерве, где готовил для армии кавалерийское пополнение.
Надо отметить, что лучшие «Записки» Д. Давыдова – поэта и партизана — были лишь одними из многих. Гигантская мемуарная литература в России (как и за рубежом) посвящена подвигу русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием на Россию. В наши дни документ обрел особое значение, порою оттесняя «художественное», «вымысел» на второй план. Но в откликах на войну 1812 г. литература и документ как бы смыкаются.
С определенной уже временной дистанцией, происходило осмысление событий и подвигов героев Отечественной войны 1812 г., к которым возвращались первые поэты России — Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Крылов, Полонский…
Великая армия приближалась к Неману тремя отдельными частями… Наполеон, ехавший до тех пор в экипаже, в два часа утра сел на лошадь. Когда император подъезжал к берегу, его лошадь вдруг упала и сбросила его на песок. Кто-то воскликнул: «Плохое предзнаменование; римлянин отступил бы!» Неизвестно, сам он или кто-то из свиты произнес эти слова.
«Вперед!» — говорят ему слава и гений –
«Вперед, император! Вперед!»
И лик его бледен, движенья тревожны,
И шагом он едет, и молча глядит,
Как к Неману катятся медныя пушки
И стонут мосты от копыт, — написал Я. Полонский.
Перед походом в Россию Наполеон обратился к своим солдатам со словами: «Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в пределы России. Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая; но мир, который мы заключили, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы».
Стремление его воинов по свидетельству генерала Ф.-П. Сегюра «было так велико, что две дивизии авангарда готовы были броситься в рукопашную из-за чести перейти первыми…» Ф. Тютчев в стихотворении «Неман» предсказывает бесславное завершение этому походу:
И так победно шли полки,
Знамена гордо развевались,
Струились молнией штыки,
И барабаны заливались…
Несметно было их число —
И в этом бесконечном строе
Едва ль десятое чело
Клеймо минуло роковое…
Русские войска отступали… «Разъединенная неприятельскими войсками, русская армия везде отбивалась. Не только ни один корпус, но даже отдельный отряд или партизанский разъезд не был уничтожен или разбит. Все отступали с большим трудом, но обыкновенным порядком. Хотя часто и шли ночью, но всегда имели отдых. Все были раздражены нашествием неприятеля и бедствием России. Полагали, что неприятели очень многочисленны, но Россию нужно отстоять, а потому не только не теряли духа, а еще более укреплялись, — в книге «Воспоминания о войне 1812 года» написал русский поручик-артиллерист Митаревский Н.Е.
К этому настроению русских солдат можно добавить и строки А. Пушкина:
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Возстал и стар и млад, летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем возжены.
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья,
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель — иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Веру, за Царя.
Русская армия под командованием генерала Барклая де Толли оставила Смоленск и продолжала отступать… Недовольство и ропот стали проявлять даже простые солдаты. Офицеры говорили и осуждали командующего открыто. Многие обвиняли «немца» Барклая в измене.
— О, люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и умиленье!
Эти строки стихотворения Пушкина А.С. «Полководец» заключают в себе несколько грустных размышлений о заслуженном военачальнике, который в великий 1812 год прошел первую половину боёв и взял на свою долю все невзгоды отступления, всю ответственность за неизбежные уроны, предоставляя своему бессмертному преемнику славу отпора, побед и полного торжества. Барклай, не внушавший доверия войску, ему подвластному, окруженный враждой и злословием, но убежденный в своей правоте, при том соотношении сил действовал абсолютно правильно.
Новый главнокомандующий – князь Кутузов М.И. приказал отступление продолжить… Бородинский бой и вновь отступление. Русская армия оставляет первопрестольную. Иван Андреевич Крылов посвятил семь басен Отечественной войне 1812 г., лучшие из которых «Ворона и курица», «Щука и кот» и особенно «Волк на псарне».
Текст «Волка», собственноручно написанный, Крылов через жену Кутузова переслал самому фельдмаршалу, а тот после боев под Красным прочел басню собравшимся вокруг него офицерам и при словах «а я, приятель, сед» снял фуражку и тряхнул седой головой. Одна из басен — «Обоз». Цель басни — оправдать медлительность действий Кутузова, которому сам император поставлял в вину то, что он не дал вторичного сражения под Москвой.
Александр I в рескрипте на имя главнокомандующего Кутузова высказался так: «…казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами (раздробленностью сил Наполеона), могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить онаго, или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус в Петербург… ибо с вверенной вам армией, действуя с решительностью и деятельностью, вы имеете все средства отвратить это новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному Отечеству в потере Москвы… Я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов…»
В этой басне Крылов заключает:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
И примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Басни Крылова на темы 1812 г., умные, доходчивые, глубоко патриотические, были тогда очень популярны. «В армии его басни все читают наизусть, — писал уже в 1813 г. Батюшков К.Н. Гнедичу Н.И. — Я часто их слышал на биваках». Батюшков К.Н. — поэт и воин, адъютант генерала Раевского Н.Н., автор пронзительно-задушевного послания «К Д. В. Дашкову» писал:
Бродил в Москве опустошенной,
Среди развалин и могил;
Трикраты прах её священной
Слезами скорби омочил.
Впрочем, вдохновляли русских людей в 1812 г. на «праведную брань» не только признанные корифеи отечественной литературы. Это делали и малоизвестные литераторы, как, например, украинский поэт И. А. Кованько, написавший чрезвычайно популярную «Солдатскую песню» с таким началом:
Хоть Москва в руках французов.
Это, право, не беда!
Наш фельдмаршал князь Кутузов
Их на смерть впустил туда.
Наполеоновская армия вступила в Москву. Многие жители покинули город, а оставшиеся горожане встретили завоевателей с презрением. С гордостью за москвичей Пушкин написал:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Один из французских офицеров записал: «После зрелища жалких городов, обстроенных деревянными домами и с немощеными улицами, в грязи которых вязли ноги, приятен был вид красивых домов, дворцов, церквей, площадей и чистых вымощенных улиц. Когда я прошелся по улицам Москвы, я нашел, что она не походит ни на один из европейских городов».
Но вскоре врагу в красивой древней русской столице стало совсем неуютно – начались пожары:
А меж тем, угрюм и страшен,
Мрак спускался на поля,
И вокруг кремлевских башен
Кралась пламени змея, — написал А. Майков.
А Н. Щербина продолжил:
Но за всех вас, славно павших,
Свеч у нас не доставало,
Воску вдоволь не хватало:
И под небом, храмом Божьим,
Мы зажгли от всей России
Лишь одну свечу большую —
Матушку-Москву родную,
Чтобы та свеча горела
Вам за упокой душевный,
А врагам на посрамленье!..
Французский подданный А. Домерг оставил воспоминания о пожаре в Москве, в них можно прочитать: «Попы, будочники, агенты полиции, наконец, несколько дворян, надев парики, накладные бороды и мужицкие кафтаны, руководили шайками в их разрушительных действиях. Смешавшись с народом, благодаря своим костюмам, они сначала скрывались от мщения французов, но скоро, узнанные по походке и принужденным манерам, они и их подчиненные погибли почти все от рук наших раздраженных солдат. Последние кидали их в огонь, резали, вешали без сострадания и долго еще после пожара на изящных фонарях, украшающих Тверской бульвар, висели обезображенные трупы поджигателей».
В «Сыне Отечества» (1812, № 7, с. 44) находим следующую заметку: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту стрелять ворон и не могли нахвалиться своим soupe aux corbeaux. Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: «Попал, как кур во щи», а лучше говорить: «Попал, как ворона во французский суп». Об этих же событиях рассказывается в басне Крылова И.А «Ворона и Курица»:
Когда Смоленский князь
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил…
Как голодом морить Смоленский стал гостей,
Она сама к ним в суп попалась.
Так часто человек в разсчетах слеп и глуп;
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься,
А как на деле с ним сочтешься, —
Попался, как ворона, в суп!
Надо отметить, что с самых первых шагов Наполеона в России заметны были в нем нетерпеливость, самонадеянность, опрометчивость; заметно было, что надежды не столько возлагает он на гениальность свою, как на счастье и на сплоченные им массы солдат, огромный запас людей. «Двадцать пять тысяч человек могу я проживать ежемесячно», — говорил он, и он промотался и бежал из России, как должник от тюрьмы. Наполеон покинул непокорённую Москву, не смог пробиться в центральные губернии, и вынужден был отступать по разорённой Смоленской дороге. Ужасающий вид его «Великой армии» мы находим у А. Майкова в «Сказании о 1812 годе»:
По безлюдному простору,
Без ночлега, без привала,
Точно сонм теней, проходят
Славной армии остатки,
Егеря и гренадеры,
Кто окутан дамской шалью,
Кто церковною завесой, —
То в сугробах снежных вязнут,
То скользят, вразброд взбираясь
На подъем оледенелый…
Где пройдут — по всей дороге
Пушки брошены, лафеты;
Снег заносит трупы коней,
И людей, и колымаги,
Нагруженныя добычей
Из святых московских храмов…
Шести месяцев было русскому народу достаточно, чтобы произвести совершенный перелом в судьбах целого мира. Каких союзников имела Россия в начале войны 1812 г., кроме Бога, беспредельной веры в его могущество и мужества своих граждан? Она одна встретила напор, по крайней мере, десяти народов, изнемогала под их ударами, но не пала; победила и изгнала неприятеля прочь с русской земли. А затем в Заграничном походе, дружелюбно взяв за руку своих бывших противников, повела их против Наполеона.
В заключение привожу строки из стихотворения В. Жуковского «Бородинская годовщина»:
Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает в глубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли;
В свой черед мы грудью станем
В свой черед мы вас помянем
Если Царь велит отдать
Жизнь за общую нам мать.
Несколько слов хочется сказать и о других видах искусства. Театральные спектакли часто приводили тогда к патриотическим манифестациям. Наибольшим успехом пользовались трагедии «Дмитрий Донской» Озерова В.А. и «Всеобщее ополчение» Висковатого С.И., исторические сюжеты которых живо перекликались со злобой дня. Стоило, например, персонажу из «Дмитрия Донского» сказать о Куликовской битве: «…победа совершенна! Разбитый хан бежит, Россия свобожденна!», как зрители вскакивали с мест, кричали «ура», и весь театр дрожал от рукоплесканий.
Даже в балете, по воспоминаниям очевидца, «одно пошевеление знамени с надписью «За отечество» доводило зрителей до исступления». Настоящий фурор вызывали концерты знаменитой певицы Сандуновой Е.С., которая под всеобщий восторг и «радостные слезы» пела «славу» «храброму графу Витгенштейну», «храброму генералу Тормасову», «храброму генералу Кульневу».
Немало способствовала национальному воодушевлению и только что зародившаяся тогда в России политическая карикатура. Ее представляли классик национальной живописи Венецианов А.Г., которого считают «алантливейшим и первым по времени русским карикатуристом, Иванов И.А., Теребенев И.И., Орловский А.О. Все они едко высмеивали врага и тем самым усиливали общее чувство морального превосходства над ним, столь необходимое в национальной войне.
Патриотический вклад в общее дело победы над Наполеоном вносили тогда деятели культуры не только русского и украинского, но и других народов России. Студент-медик Дерптского университета К. М. Бэр, впоследствии ученый с мировым именем, основатель эмбриологии, добровольно пошел на войну лечить русских раненых, а латышский просветитель Г. Меркел вел столь успешную пропаганду среди неприятельских солдат, что русские военные власти приравняли ее к «действиям 20-тысячной армии».
Литература 1812 года полностью была посвящена Отечественной войне и событиям, которые имели место в этот период. Писатели не только были патриотически воодушевлены, но и сами принимали в ней участие, сражаясь на фронте. В литературе описывались подвиги героев и русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием на Россию. О войне писали и в прозе, и в поэзии. Даже басни и те, посвящали военным событиям. Крылов, например, посвятил семь басен Отечественной войне 1812 г.
Всё русское общество было потрясено событиями Отечественной войны 1812 года. Поэты и писатели тоже не остались в стороне.
Люблю читать стихи о войне, особенно от тех поэтов, которые сами принимали участие. В них столько патриотизма, любви к Родине, но и столько пронзительной боли! Уверен, что в то страшное время людям очень поднимало дух такое творчество, они понимали, что не одни, и это давало надежду. Очень надеюсь, что современное поколение прислушается к опыту и трагедии своих предков и никогда не повторит тех ошибок!
Да, пожалуй, стихи таких авторов самые трогательные и правдивые.
Я думаю, что любой человек в нашей стране помнит знаменитые лермонтовские строки: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва сожжённая пожаром французу отдана?» Знаменитое стихотворение, обессмертившее подвиг народа, грудью вставшего на борьбу с поработителем. Это была первая война подобного рода, когда весь народ встал на защиту страны, и целиком естественно, что всё это нашло массовое отражение в творчестве поэтов России. Поистине — Отечественная война.
Несомненно, писатели и поэты горячо откликнулись на события войны 1812 года. Появилось много талантливых произведений, которые и сейчас читаешь с большим волнением и гордостью.