Золотой запас государственного банка был эвакуирован из Петрограда в Казань и Нижний Новгород, когда Петрограду угрожали немцы. Всего в Казань было вывезено согласно советским источникам около 500 тонн золота в монетах, слитках, полосах и т.д. на сумму око­ло 652 млн. золотых рублей. Это составляло более 50% всех государствен­ных запасов страны. Другая часть поступила в хранилища Нижнего Новгорода — 440 млн. золотых рублей.

Из Казани эшелон с золотом был угнан в Самару белыми частями под командованием полковника Генерального штаба Каппеля. Затем золотой запас белогвардейцы перевезли в Уфу и, наконец, в Омск, где была резиденция адмирала Колчака А.В. Золото поступило в распоряжение Верховного правителя России. Оно было размещено на хранение в местном филиале Госбанка. При отступлении из Омска Колчак захватил с собой и золото.

К прибытию поезда на станцию Иркутск драгоценного метал­ла в «золотом эшелоне» оставалось на сумму около 400 млн. руб­лей. Остальное же золото частично было продано или заложено правительством Колчака в заграничных банках Франции, Англии, США и Японии для обеспечения кредитов за уплату и доставку ему оружия и различного снаряжения, частично раз­граблено.

Колчак А.В.

Один из эшелонов захватил в Чите казачий атаман Семёнов Г.М. Золота в нём было более чем на 43 млн. золотых руб. Эти деньги атаман использовал на содержание своих войск, часть же средств поступила в японские банки и использовалась на нужды белого движения.

21 декабря 1919 г. началось вооруженное выступление эсеров в Иркутской губернии, через два дня они взяли власть в Красноярске, затем в Нижнеудинске. В мятеж вовлече­ны были части 1-й Белой армии, находившиеся в тылу на форми­ровании. Отступающие деморализованные, замерзшие части колчаковцев вместо подкреплений встречают мятежников и красных партизан. Такой удар в спину еще больше подры­вает моральный дух белых. Штурм Красноярска не удается, основная масса отступающих белогвардейцев обходит город стороной. Начинается массовая сдача в плен. Потерявшие на­дежду солдаты не видят смысла в продолжение борьбы.

24 декабря 1919 г. под руководством эсеровского Политцентра началось иркутское восстание. После начала восстания колчаковское правительство объявило Иркутск на осадном положении. Сохранившие ему верность воинские части под руководством начальника гарнизона генерала Сычева Е.Г. заняли оборону в центре города, ожидая подхода войск атамана Семёнова и японских частей. Их ядро составляли казаки и юнкера Иркутского и Оренбургского военных училищ.

Одновременно эшелон с золотым запасом, в котором ехал Кол­чак А.В., был задержан чехами в Нижнеудинске на 2 недели под предлогом его охраны. Чехи с подачи генерала Жане­на, командующего «союзными» войсками, не дают подавить мятеж, чтобы иметь  предлог не пускать Колчака в его новую столицу. Таким образом, поезд Колчака в Иркутск, где его могли взять под охрану верные юнкера и ка­заки,  не пустили, и белогвардейцы оказались обезглавлены, ведь появление люби­мого солдатами Колчака могло изменить настроение ко­леблющихся частей.

Отсутствие адмирала и явная помощь «союзников» дают возможность эсерам победить. Как результат этого — Колчак отрекается от власти. 4 января 1920 г. борьба в Иркутске заканчивается побе­дой эсеров, в этот же день адмирал Колчак сложил с себя полномочия Вер­ховного правителя России и передал их генералу Деникину А.И. Колчак смог двинуться вперед с золотым эше­лоном только после своего отречения, уже как частное лицо.

Выдача Колчака состоялась 15 января 1920 г. Но за две недели до этого слабый эсеровский Политцентр не только не смог взять власть самостоятельно, но был спасен от разгрома лично генералом Жаненом и чехами.

Именно ««союзное» командование готовило» новый ре­жим, которому «под давлением обстоятельств» торопилось передать адмирала. Колчак не должен был остаться в живых, Верховному правителю России «союзники» ор­ганизовали эсеровскую пулю. И были к тому не только поли­тические причины. Речь идет — о золоте. Не о килограммах — о тоннах. О десятках и сотнях тонн драгоценного металла…

«Это средства, направленные в Японию, Англию и США на закупку вооружения. Своих обязательств перед Колчаком не выполнили как самураи, так и правительства Англии и США. Сегодня только золото, переданное Японии, тянет на сумму около 80 млрд. долларов. Те, кто не верит в по­литику, поверьте в экономику! Продать и предать Белое дви­жение было очень выгодно.

Колчака ведь благородный гене­рал Жанен и чехи действительно продали, а если быть совсем точным — то обменяли. За его выдачу красные разрешили чехословакам увезти с собой одну треть золотого запаса россий­ской казны, хранимой адмиралом. Эти деньги лягут потом в основу золотого запаса независимой Чехословакии. Ситуа­ция та же — физическое уничтожение Колчака ставило точку в финансовых взаимоотношениях Антанты с белыми прави­тельствами. Нет Колчака, некому спросить отчета…

Никто из белых руководителей не был выдан красным и не погиб во время Гражданской войны, за исключением Корнилова, погибшего в бою. В плен к больше­викам попал только адмирал Колчак. Деникин уехал в Англию, Краснов в Германию, Врангель эвакуировался из Крыма вме­сте с остатками своей разбитой армии. Погиб только адмирал Колчак, распоряжавшийся огромным золотым запасом». (Н. Стариков «Ликвидация России. Кто помог красным победить в Гражданской войне?», изд. «Питер», 2012 г., с. 311-312).

По прибытии в Иркутск «золотой эшелон», который взяли под охрану чехословацкие легионеры и дружинники Политцентра, был загнан в ту­пик и опутан колючей проволокой. Паровоз был отцеплен, а из колес вагонов состава вынули подшипники, стрелки подъездного пути разобрали. Поезд уси­ленно охранялся. До 21 января власть в городе контролировал эсеровский Политцентр, затем она перешла в руки большевистского Военно-революционного комитета.

«Золотой эшелон» простоял под усиленной охраной чехов и русских в Иркутске до начала марта 1920 г., вплоть до ухода последнего чехословацкого эшелона с солдатами. В начале февраля 1920 г. на подступах к Иркутску красным пришлось отражать яростные атаки колчаковцев под командованием генерала Войцеховского С.Н., который после смерти генерала Каппеля В.О. стал командующим колчаковскими вой­сками.

Войцеховский стремился во что бы то ни стало освободить Колчака и отбить «золо­той эшелон». Но попытки белогвардейцев не удались, им было нанесено решительное поражение. Отброшенные от Иркутска белогвардейцы вынуждены были отступить по льду через озе­ро Байкал в Забайкалье, где они соединились с войсками атама­на Семёнова. 7 февраля 1920 г. адмирал Колчак был расстрелян…

«Золотой эшелон» чехословаки передали большевикам. В дальнейшем, золотой запас 3 мая 1920 г. был возвращён обратно в Казань.