«На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская… вся в засыпи желтопесков… Там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера кончается и станица…» Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, которую он воспел, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил Шолохов. Отсюда, с привольного Дона, родом и главный герой его романа «Тихий Дон» — Григорий Мелехов.
Григорий — молодой казак, удалец, человек с большой буквы: сильный, смелый, любящий, настоящий мужчина. Такими качествами наделил своего героя Шолохов. В то же самое время Григорий Мелехов человек не без слабостей, одна из которых — его безрассудная страсть к замужней женщине Аксинье, страсть, которую он не в силах побороть.
Справедливости ради стоит сказать, что такая слабость героя, а также его склонность к сомнениям, некая душевная неопределенность — едва ли не самые важные черты характера Григория, и писатель приписывает их своему герою отнюдь не случайно: именно своим умением выживать, решать проблемы, укрощать страсти и велик человек.
Несовершенность как одно из главных свойств обычного человека, туманность суждений, расплывчатость представлений об идеальном устройстве государства — все это составило богатый исходный художественный материал шолоховского романа, проблематика которого формируется как раз из столкновения живой жизни и идеи. Михаил Шолохов создал поистине тонкий образ несовершенного, но сильного и доброго Григория, в образе которого отразились все искания, муки, сомнения и печали русского народа того мятежного времени.
«Тихий Дон» изображает жизнь казачества в переломный момент исторического развития. За десять лет, на протяжении которых происходит действие произведения, совершились события всемирно-исторического значения. Кровавая бойня, развязанная империалистами, привела в 1917 году к революционному взрыву в России.
Крушение старого мира, зарождение нового было процессом, захватившим глубинные толщи народа. Изображая судьбу народную в узловой, переломный момент истории, Шолохов обращается к эпической форме повествования, вместившей самые разнообразные картины жизни простого люда, переживающего величайшую ломку привычных, устоявшихся отношений. Издавна жили казаки привольно на Дону: занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу.
Разрушение векового казачьего уклада описывает в первых книгах «Тихого Дона» Михаил Шолохов. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает Первая мировая война. Живая жизнь шолоховских героев с их обыденными повседневными делами (хлебопашеством, военными казачьими сборами, подновлением куреней, свадьбами, сенокосами, ночными рыбалками), описанием которой открывается роман, оказывается нарушенной грубым вторжением исторических катаклизмов. Хмурые ветры задули над Донскими степями. Уходят казаки на поле брани, а запустение, словно вор. закрадывается в хутора. Ну что же, воевать — занятие для казаков привычное, а вот революция — дело совсем иного свойства…
В феврале 1917 года царь, которому казаки присягали служить верой и правдой, оказался низвергнутым. Произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая доселе, а потому обескураживающая и даже пугающая проблема выбора: на чью сторону встать, кому верить. Особенно сложно принимались решения в дни мятежа под предводительством Корнилова, призывавшего свергнуть революционную власть Временного правительства. В конце концов казаки поворачивают назад от Петрограда. А тут новая, Октябрьская революция. И — новая смута в душе у донцов. Чье дело правое? Что обещают большевики? Землю? Так у них ее довольно. Мир? Да, война надоела…
Главный герой романа «Тихий Дон» Григорий Мелехов мучается теми же сомнениями, что и все остальное казачество. Вроде бы и прав Изварин, который говорит: «Нам необходимо свое, и, прежде всего избавление казаков or всех опекунов — будь то Корнилов, или Керенский, или Ленин. Обойдемся на своем поле и без этих фигур. Избавь, Боже, от друзей, а с врагами мы и сами управимся…»
Но после встречи с другим героем романа — Подтелковым — склоняется Григорий к красным, воюет на их стороне, хотя внутренне еще никак не пристанет к какому-то одному берегу. После ранения под станцией Глубокой едет он в свой родной хутор. И тяжко в груди у него. Вот что пишет автор о его сомнениях: «Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет».
Особенно тягостны воспоминания о расстреле офицеров красноармейцами, начатом по команде Подтелкова. Так начиналось великое истребление казачества советской властью, которое именовалось «расказачиванием». Не нашел своего места Мелехов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает в битву с Подтелковым.
Пленение отряда Подтелкова описывается автором в трагической тональности. Встречаются вдруг однокашники, кумовья, просто люди, верующие в одного Бога, раньше запросто называвшие друг друга земляками. Радостные возгласы, общие воспоминания. А на следующий день пленных казаков ставят к стене… Разливается кровавая река по Донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками. И Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, Тяжело переживавший совершенное им на войне первое убийство, теперь с легкостью решает чужую участь.
В романе огромное количество жестоких убийств, совершающихся на глазах читателя. Критики-марксисты были смущены подробным описанием расстрела красногвардейцев: в этом эпизоде одни, как Бунчук и Подтелков, умирают героически, другие просят о пощаде, молят о жалости к детям, остающимся сиротами. Григорий Мелехов напоминает Подтелкову о жестокой рубке безоружных пленных казацких офицеров, устроенной им лично. Это не может не вызвать у читателя мысли о настигнувшем Подтелкова жестоком, но справедливом возмездии.
Это было смутное время, когда менялась власть и вчерашние победители, не успев казнить противников, становились побежденными и преследуемыми. Одной из характерных черт того времени стала беспощадность. Жестоки все, даже женщины. Вспомним очень сильную сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра.
Шолохов, правдиво повествуя о сложных судьбах казачества в революции, воссоздает драматическую картину борьбы двух миров. Советская власть кажется чуждой большинству казаков, хотя такие, как Михаил Кошевой, были верны ей с самого начала. Начинается широкое повстанческое движение против Советской России. Поднаторевший в политике Осип Штокман главную причину антисоветских восстаний на Дону видит в кулаках, атаманах, офицерах, богатеях. И не желает понять, что никому не дано право безнаказанно ломать чужую жизнь, навязывать силой новый порядок.
Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, показывая себя умелым и опытным командиром. Но что-то уже ломается в душе его от многолетнего военного убийства: все чаще он пьянствует и путается с женщинами, забывая о семье, все безразличнее становится к себе. Восстание разгромлено. А в судьбе Мелехова — новый крутой поворот. Его насильно мобилизуют в Красную Армию, и теперь он воюет с Врангелем. Сильный, смелый человек становится незначительной щепкой в бурном океане исторических перемен.
Устал человек от семилетней войны. Он хотел бы жить мирным крестьянским трудом вместе со своей семьей. Возвращается в родные места. Не осталось в хуторе Татарском семьи, которую бы не обездолила братоубийственная Гражданская война. Во многом верными оказались горькие слова одного из героев о том, что «нету казакам больше жизни, и казаков нету!»
На пепелище пытается возродить жизнь Григорий, но не дает ему этого советская власть. Грозит тюрьмой (а может, и расстрелом, если бы дело дошло до неправого и скорого суда) за то, чтo прежде воевал против нее. А тут подоспела продразверстка. И вновь объединились недовольные в отряд Фомина. Ушел и Григорий. Однако устали уже казаки от войны, да и власть пообещала не мешать им трудиться и крестьянствовать. Обманула, как выяснилось позже, дав покой лишь на несколько лет! И у Фомина — тупик. Великая трагедия Григория Мелехова в том, что в кровавой круговерти исчезло все: родители, жена, дочь, брат, любимая женщина.
В самом конце романа устами Аксиньи, объясняющей Мишатке, кто его отец, говорит писатель: «Никакой он не бандит, твои отец. Он так… несчастный человек». Сколько сочувствия в этих словах, С черной, выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. С тщательностью истинного мастера выписывает Шолохов в своём романе образ Григория Мелехова, явившийся воплощением всего русского народа.
В бурную революционную эпоху были поставлены перед необходимостью немедленного действия тысячи таких мелеховых, не умевших и не хотевших выжидать и прятаться, колеблющихся, мятущихся, ищущих правды, совершающих роковые ошибки в выборе жизненного пути и обреченных на страдания — попросту в соответствий с правдой исторической действительности.
Образ Григория Мелехова поражает искусным соединением внутренней логики, эмоционального богатства, покоряющей правды мыслей, настроений, поступков с таким расположением, освещением их, которое передает в личной судьбе человека закономерности исторического развития русского народа.
Оставить комментарий