Весь 1918 год слабые и практически невооруженные силы белогвардейцев боролись за свою страну. Помощи от «союзников» было мало. В середине ноября 1918 г. в Черное море вошла армада кораблей Антанты. «…С приходом в Севастополь союзники подняли на наших судах свои флаги и заняли их своими командами», — указывает Деникин в «Очерках русской смуты». Что это значит? Это значит, что англичане и французы потребовали у белых спустить русские Андреевские флаги на русских боевых кораблях, после чего просто их захватили.
Это было сделано для того, чтобы не дать белым использовать корабли, а затем суда уничтожить. Обычная логика подсказывает нам, что если «союзники» действительно борются с большевиками и хотят помогать белым, значит они должны отдать все корабли Деникину. И не просто отдать, а еще и постараться помочь побыстрее ввести их в строй, чтобы мощь корабельных орудий свела на нет огромное численное превосходство красных. Что же на деле?
В декабре 1919 г. группа из восьми морских офицеров отправилась из Новороссийска в Севастополь, надеясь получить в распоряжение Добровольческой армии хоть один военный корабль. «Союзники» отказали, а русские суда продолжали «томиться в плену». Никто не сможет ответить на множество вопросов о странностях английской и французской политики, пока не поймет простой, но страшной истины: их цель — разрушение России. Если смотреть под таким углом, то логика в «союзных» делах прослеживается железная.
Сразу после появления кораблей Антанты и захвата русских судов французы высаживают десант в Одессе. Белые генералы воспринимали это как начало реальной помощи. Действительность их быстро разубедила. Эмиссар Деникина, генерал Санников, прибывший в Одессу, так описывает свои впечатления: «Признавая (на словах) Добровольческую армию как один из самых могущественных факторов борьбы с большевиками, французское командование не только не оказывало нам поддержки, но наоборот, всячески тормозило нашу работу…»
«Союзники» запрещают белым в Одесском районе мобилизацию, сославшись на то, что это может привести к беспорядкам и недовольству населения. Они не дают им ни одного патрона или снаряда из собственных запасов. Рядом с местом высадки французов, в Тирасполе, Николаеве и на острове Березань, находятся огромные склады имущества и вооружения старой русской армии. Если эти склады захватить и вывезти их содержимое, то снарядно-патронный голод пройдет у белых надолго.
Проблема даже не в захвате, главная сложность — это перевозка. Нужны суда, нужен транспорт. Однако на просьбы генерала Санникова оказать содействие в вывозе этого имущества французы отвечают отказом. На свой страх и риск команда офицеров на барже вывозит лишь малую часть амуниции. Второго рейса не получается — сразу после их отплытия команда французского крейсера «Брюи» взрывает склады…
В апреле 1919 г. весь французский контингент неожиданно эвакуируется. Причем так быстро, что ставит белых в чрезвычайно сложное положение. В Одессе находится 35 тыс. «союзных» солдат, множество артиллерии, флот. Одесса была эвакуирована в течение 48 часов! Историки говорят, что эвакуацию вызвало разложение французских солдат под влиянием большевистской пропаганды.
Эвакуации Одессы вообще бы не произошло, если бы французы просто не мешали белым ее защищать. Подготовиться у белых не было никакой возможности. Тем более что, как пишет генерал Деникин: «Французское командование не сочло нужным даже предупредить меня о готовящейся эвакуации Одессы». И сетует далее: «Это была уже не эвакуация, а бегство, обрекавшее десятки тысяч людей и вызывавшее невольно в их сознании мысль о предательстве».
Лишь немногие сумели выбраться из Одессы, а большинство белогвардейцев и их семей оказались брошенными. Потому что суда, на которых могли спастись люди, оказались захваченными французами «для своих нужд». Уходя, они не забывают увести из порта почти все русские корабли. Деникин указывает, что «во время эвакуации ушли под французским флагом 22 парохода, которые потом с великим трудом и проволочкой… были частично возвращены».
После Одессы французы оставляют и Севастополь. На эвакуацию они отводят только 12 часов. Дальнейшие поступки французов хорошо иллюстрируют, зачем им нужна ситуация хаоса и неразберихи. Только в такой обстановке они смогут безнаказанно расправиться с нашими кораблями, еще и выдав их потопление за заботу о белых. Их алиби простое: чтобы не досталось красным.
На глазах белого командования «…союзники, при общем паническом настроении, топили лучшие наши подводные лодки, взрывали цилиндры машин на оставляемых в Севастополе судах, топили и увозили запасы. Было невыразимо больно видеть, как рос синодик остатков русского флота, избегнувших гибели от рук немцев, большевиков и матросской опричнины…» (Деникин А. И. «Очерки русской смуты».)
Операция по уничтожению русских кораблей проводилась молниеносно. Помимо французов, в ней участвовали и англичане с линкора «Эмперор оф Индия». Британцы с помощью буксирного парохода вывели одиннадцать русских подводных лодок («Орлан», «Гагара», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Скат», «Судак», «Лосось» и «Налим») на внешний рейд Севастополя и потопили подрывными патронами на большой глубине. Двенадцатая подлодка, «Карп», была затоплена в Северной бухте.
В своих мемуарах барон Врангель пишет об оставлении Одессы деникинцами в феврале 1920 г.: «От адмирала Бубнова я узнал кошмарные подробности оставления Одессы. Большое число войск и чинов гражданских управлений не успели погрузиться. В порту происходили ужасные сцены. Люди пытались спастись по льду, проваливались и тонули. Другие, стоя на коленях, протягивали к отходящим кораблям руки, моля о помощи. Несколько человек, предвидя неминуемую гибель, кончили самоубийством».
Одессу оборонять вообще не имело смысла, было ясно, что деникинцы её не удержат. Однако из-за ненужной обороны города и не предоставленных англичанами судов в Одессе оказались брошенными огромное количество людей, материальных ресурсов и техники. Из-за захвата британцами транспортов не удалось вывезти хотя бы минимального количества лошадей, поэтому в Крыму вся кавалерия белых оказалась пешей.
Из-за того, что французы так не дали разрешения на восстановление железнодорожного моста, деникинцы бросили все свои бронепоезда. Короче говоря, армия осталась без кавалерии, без артиллерии, без тяжелого вооружения с одним стрелковым оружием.
А за оставлением Одессы была эвакуация Новороссийска. Оценка барона Врангеля нас совсем не удивит: «Эвакуация Новороссийска превосходила своей кошмарностью оставление Одессы. Стихийно катясь к морю, войска совершенно забили город. Противник, идя по пятам, настиг не успевшие погрузиться части, расстреливая артиллерией и пулеметами сбившихся в кучу на пристани и молу людей. Прижатые к морю наседавшей толпой, люди падали в воду и тонули. Стон и плач стояли над городом».
По итогам катастрофической эвакуации в плен к большевикам попало около 30 тыс. белых солдат и офицеров. Были брошены огромные запасы вооружения, обмундирования. Все, чего не хватало белым, когда они наступали на Москву, теперь было взорвано, сожжено или досталось противнику…
Статья написана по материалам книги Н. Старикова «Ликвидация России. Кто помог красным победить в Гражданской войне?», изд. «Питер», 2012 г.
Оставить комментарий