Две точки опоры существует у любого государства. Одной ногой — армией — оно опирается о сушу, другой — военным флотом — крепко стоит на морях и океанах. И две эти ее опоры совсем неравнозначны. Сухопутная армия, даже в пух и прах разбитая, восстанавливается быстро. Подрастает новое поколение, пороху не нюхавшее, остается только их вооружить и в форму одеть. Дело это затратное, но всем странам, на роль сверхдержав претендующим, всегда оказывалось по карману.
А вот гонка морских вооружений по стоимости ни в какое сравнение с гонкой вооружений сухопутных не идет. Взять и разом отстроить новый флот не под силу ни одной державе. Поэтому разгром сухопутной армии это поражение, а уничтожение флота — катастрофа.
Потерпев поражение в Русско-японской войне 1905-1906 гг., потеряв в неудачных морских сражениях весь цвет русского флота, правительство Николая II разработало большую судостроительную программу. Она, эта русская программа действий, пришлась на период общего рывка мировой «морской» гонки вооружений. Последним словом тогдашней военно-морской науки стали усовершенствованные линейные корабли (линкоры). Их стали называть дредноутами.
Свое название, ставшее нарицательным, они получили от «пилотного» английского корабля под названием «Дредноут» («Неустрашимый»), построенного в 1905-1906 гг. Созданные по последнему слову науки и техники, эти суда были более живучи и непотопляемы. Огромные, приземистые корабли с пушками очень большого калибра становились весомыми аргументами в будущей мировой схватке. Дредноуты стали строить опережающими темпами во флотах всех соперничающих держав.
Стоимость таких кораблей, количество стали и брони, расходуемое на производство этих монстров, были просто умопомрачительны. Именно дредноуты являлись олицетворением мощи государства и его веса на международной арене. Бронированные дорогостоящие гиганты, «пожиратели бюджетов» служили показателем его финансового благополучия, экономического расцвета, уровня развития науки, техники и промышленности.
Россия начала строительство дредноутов позднее других держав, поэтому на начало Первой мировой войны в строю не было еще ни одного корабля. Но на разных стадиях постройки их было двенадцать. В 1917 г. последние из русских дредноутов должны были встать в строй. Судьба распорядилась иначе. К концу Гражданской войны в России их осталось всего четыре, и из них лишь три в жалком, но боеспособном состоянии.
Ни один из русских кораблей-титанов не погиб в бою, как и подобает настоящему военному судну. Все они стали жертвами случившейся в России смуты. Но не стоит винить в гибели кораблей одних только большевиков. Ликвидацию флота начало еще Временное правительство. Сроки постройки кораблей переносились, а через некоторое время деньги от Временного правительства Керенского А.Ф. перестали поступать совсем. Большевикам боевые корабли были нужны еще меньше, чем «временщикам».
Постановлением Госплана в мае 1923 г. разрешили их продажу за границу. Корабли приобрела «в целом виде» германская фирма «Альфред Кубац», чтобы уже в своих доках разрезать на металл…
Основные силы наших кораблей перед Первой мировой войной были сосредоточены в Балтийском и Черном морях. На первом этапе войны русский флот в Балтийском море получил чисто оборонительную задачу: защиты Рижского и Ботнического заливов от вторжения противника. Немцы также держались пассивно, поэтому потери обеих сторон были минимальны.
В 1915 г. с появлением в своих рядах дредноутов «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» русский флот уже мог вести себя активнее, но он был прочно «закупорен» германцами в своих водах. Однако в связи с немецким наступлением его действия становились более напряженными: корабли стали поддерживать сухопутные войска. В 1916 г. на коммуникациях противника появились семь наших новых подводных лодок типа «Барс», а также английские субмарины, присланные британскими «союзниками».
Осенью немецкие корабли попытались прорваться в Финский залив и потеряли на нашем минном заграждении 7 (!) новейших миноносцев. Наши потери составили 2 эскадренных миноносца и 1 подводную лодку. Как видим, до начала русской смуты никаких катастрофических поражений русский Балтийский флот не понес. Свои задачи он выполнял, а потери немцев при этом даже превосходили наши.
В 1917 г. общее разложение вооруженных сил в большой степени коснулось и флотского организма. Дисциплина и боеспособность судов теперь оставляли желать много лучшего. За время правления Керенского матросы превратились из боевой силы в толпу люмпенов, ни за что не желающих рисковать своей шкурой в настоящем бою. Героической гибели они предпочитали расправы над собственными офицерами.
Процесс разложения зашел так далеко, что в октябре 1917, в момент захвата немцами Моонзундских островов, экипажи просто опасались выходить в море. Так, команда заградителя «Припять» отказалась заминировать пролив Соэлозунд. Судовой комитет не дал своего одобрения на эту операцию, так как мины пришлось бы ставить в пределах дальности действия корабельной артиллерии противника, а это «слишком опасно».
И все же русский флот огрызался: в результате захвата Моонзундских островов немцы потеряли эсминцы S-64, Т-54, Т-56 и Т-66, патрульные суда «Альтаир», «Дельфин», «Гутейль», «Глюкштадт» и тральщик М-31. Русский флот потерял броненосец «Слава» и эсминец «Гром». Снова мы видим интересную картину: даже в период бурного разложения дисциплины и резкого упадка боеспособности русский флот наносил противнику ощутимые потери.
Затем эстафету разложения русского флота у Временного правительства подхватили большевики. 29 января 1918 г. Совет народных комиссаров издал декрет о роспуске царского флота и организации флота социалистического. Строительство «нового» Ленин совершенно справедливо начинал с полного разрушения «старого». Но если в сухопутной армии это означало всеобщую демобилизацию, то на флоте основным следствием ленинского решения стало массовое увольнение с кораблей кадровых офицеров, как силы заведомо контрреволюционной. Однако на корабле роль офицера несравнимо важнее.
Флот, лишенный офицеров, совершенно не мог воевать, а заменить его другим, «красным» флотом было невозможно. Дело даже не в том, что орущей матросней более некому было командовать, просто для стрельбы из орудий сверхмощного дредноута требуется знание множества сложных дисциплин. На глазок на расстояние десятков километров не стреляют. Ушли специалисты — корабли превратились просто в плавучие казармы и перестали быть боевыми единицами.
Списав на берег офицеров, большевики сразу вывели Балтийский флот из игры и приковали его к пирсам портов. Подписав Брестский мир, Россия признавала независимость Финляндии и отторжение Эстонии. Следовательно, для базирования Балтийского флота оставался только один русский порт — Кронштадт. Начались скитания русских кораблей.
Сначала немцы заняли Ревель. Часть флота, расположенная там, перебазировалась в Гельсингфорс, пройдя сквозь льды. Но нахождение в финской столице проблемы не решало, а лишь откладывало ее решение на пару недель. Финляндия ведь тоже стала независимой. К тому же именно в этот момент немцы откликнулись на просьбу «белого» финского правительства, оказав ему помощь в борьбе с «красными» финнами.
5 марта 1918 г. германцы высадили десант, начав продвижение в глубь северной страны. Теперь положение Балтийского флота стало совсем печальным. Белофинны и немцы, заканчивая уничтожение финской Красной гвардии, приближались к местам стоянки кораблей. И вот командующий германской эскадрой предъявил ультимативное требование, чтобы весь русский флот, стоявший в Гельсингфорсе, был передан немцам до 31 марта.
Удивляться наглости Берлина не стоит. После заключения Брестского мира Германия последовательно шантажирует большевиков, выставляя им новые и новые требования. Немцев можно понять — чувствуя военную беспомощность ленинского руководства, они торопятся получить от России как можно больше.
После увольнения с флота почти всех офицеров Балтийский флот остался без командующего и кораблями руководит коллегиальный орган — Центробалт.
Однако шумная матросская вольница для выполнения щекотливых поручений не подходит, нужен конкретный исполнитель, на которого в случае чего можно будет свалить всю вину. И такого находит сам Троцкий. Выполнять директиву Центра должен будет спешно назначенный Алексей Михайлович Щастный. Это морской офицер, командир корабля.
Его новая должность адмиральская, но поскольку большевики отменили все воинские звания, он на момент своего назначения стал называться Наморси (Начальником морских сил) Балтийского моря. Можно смело утверждать, что именно он является спасителем Балтийского флота. Именно благодаря Щастному Россия сохранит свои корабли на Балтике и мощные орудия русских линкоров встретят нацистов на подступах к Ленинграду через 23 года.
Приняв командование над кораблями, стоящими в Гельсингфорсе, новый командующий оказывается в сложнейшей ситуации. Расчет Троцкого был на то, что, оказавшись в страшном цейтноте и под прессингом Москвы, он покорно выполнит любые указания большевистской верхушки и отправит корабли на дно, а не будет думать о спасении флота.
Очень часто в литературе можно встретить информацию, что, мол, флот надо было взорвать, чтобы он не достался немцам. Именно так и должны были поступить пламенные революционеры с кристально чистой совестью, не имевшие никаких финансовых контактов с немецкими спецслужбами. Допустим, что это так, однако в таком случае совершенно непонятно, почему полстраны Германии отдать можно, а три сотни кораблей — нет?
Почему для спасения революции можно пожертвовать Украиной, Литвой, Латвией, Польшей, Эстонией и Грузией, а флот немцам отдать нельзя? Раз товарищи большевики столь щепетильны в делах распродажи собственной Родины, то не надо было вообще мирный договор с кайзером заключать. Если уж сказали «А», то придется и «Б» говорить. Нелогично получается — сначала все, что германцы потребовали, сделать, а потом из-за какого-то флота с ними снова вступать в конфликт.
Помимо всего прочего, линкоры и дредноуты просто стоят уйму денег и если новой социалистической России флот по какой-то неведомой причине больше не нужен, то его же можно просто продать. Ведь будут же большевики позже продавать культурные ценности, отчего же заодно и корабли не толкануть? На вырученные деньги можно купить продовольствие и накормить голодных питерских рабочих, их жён и детей.
Да и вообще, какие такие интересы трудового народа требуют русские корабли утопить и уничтожить? В интересах мировой революции надо было бы единственный в мире Красный флот сохранить, а не уничтожать и не портить. Для кого сильный русский флот — это ночной кошмар? Для англичан, для этой корабельной нации, любой сильный флот — ночной кошмар.
Лежать бы Балтийскому флоту на дне, если бы не Щастный А.М. Наморси принимает единственно полезное для интересов России решение, он принимает вариант, за который заплатил своей жизнью. Русский патриот, морской офицер решает спасти флот! Щастный А.М. решил во что бы то ни стало перевести флот в Кронштадт. Это был беспримерный акт мужества. 12 марта 1918 г. из Гельсингфорса в сопровождении ледоколов выходит первый отряд кораблей.
Рейд, получивший название Ледового перехода, проходил в крайне тяжелых условиях, и не только из-за мощности льда и торосов. Спасению флота мешала неукомплектованность кораблей офицерами и даже матросами. Большевистская политика привела к увольнению первых и активному дезертирству вторых. Сложилась ситуация, когда судами было просто некому управлять. Проблему частично удалось решить, разместив на борту солдат Свеаборгского гарнизона.
Движению наших кораблей также тщетно пыталась помешать своим огнем финская батарея на острове Лавенсаари. Но под угрозой огромных орудий дредноутов она быстро замолчала. Через 5 дней, 17 марта 1918 г., русские корабли благополучно прибыли в Кронштадт. Вслед за ними отправилась вторая группа судов, а последние корабли Балтийского флота ушли из Гельсингфорса в 9 часов утра 12 апреля, за три часа до прихода туда немецкой эскадры. Ледовый переход, считавшийся невозможным, был осуществлен. Всего из 350 боевых судов Балтийского флота было спасено 236 кораблей, в том числе — все четыре дредноута.
Наморси Щастный и рядовые моряки считали свою задачу выполненной, а корабли спасенными. В этот момент из Москвы пришла новая неожиданная директива. Всего через 12 дней после Ледового перехода наркомвоенмор Троцкий прислал в Кронштадт секретный приказ — подготовить флот к взрыву. Удивлению и возмущению Щастного, получившего такую депешу 3 мая 1918 г, не было границ.
Спасенный с таким трудом Балтийский флот предполагалось затопить в устье Невы, дабы избежать его захвата немцами, наступление которых на город большевистское руководство считало возможным. Не надеясь особо на сознательность матросов, в той же директиве Троцкий приказал создать особые денежные счета в банке для исполнителей будущего взрыва!
Патриот Щастный сделал эти секретные приказы достоянием «морской общественности», что немедленно взбудоражило флот. Даже революционные братишки-матросики, ознакомившись со столь интересными приказами товарища Троцкого, почуяли неладное. Особенное возмущение экипажей вызвал тот факт, что за взрыв собственных кораблей предполагалось заплатить деньги.
Это настолько попахивало банальным подкупом, что экипажи потребовали объяснений. «А в то же время в самом флоте упорно распространяются слухи о том, будто советская власть обязалась перед немцами особым тайным пунктом договора уничтожить наш военный флот», — говорит об этом сам виновник возникновения чудовищных слухов Лев Давыдович Троцкий.
Вот ведь штука какая. Когда вы умираете, защищая свою жену и детей, свою Родину и свой отчий дом, деньги вам предлагать не надо. Вам ясно и понятно, почему и зачем вы сидите в окопе или стоите у корабельного орудия. Деньги нужны для того, чтобы заглушить угрызения совести. Когда вы сидите не в том окопе, не с той стороны баррикад…
11 мая 1918 г. экипажи минной дивизии, стоявшей на Неве в центре города, постановили: «Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить». Всю власть для спасения флота моряки потребовали передать морской диктатуре Балтийского флота. А уже 22 мая на III Съезде делегатов Балтийского флота матросы заявили, что флот будет взорван только после боя.
Пройдет двадцать с небольшим лет, и немецкие войска окажутся снова у стен Петрограда-Ленинград а, но никому и в голову не придет предлагать питерским рабочим записываться в ополчение за деньги. Ленинградцы будут умирать с голоду, но не сдадутся врагу, и никаких премий и поощрений им за это не будет нужно. Потому что сражались они за Родину и за идею, а все эти деньги и счета, все это — понятия из другого, буржуазного мира. А тут на тебе — революция, 1918 год, красные матросы и… банковские вклады! Что-то концы с концами не сходятся.
«Союзникам» для полной ликвидации России как великой державы необходимо потопление кораблей. Они давят на Ленина и Троцкого и обещают, как говорит Черчилль, «что они не будут вмешиваться во внутренние дела России», то есть позволят советской власти устоять. Цена этому нейтралитету — головы Романовых и затопление большевиками русского флота.
Однако суда остались целыми и потом очень даже пригодились Ленину и Троцкому для обороны Петрограда от белогвардейцев. Кроме этого, по Мариинской водной системе из Балтийского моря в Нижний Новгород летом 1918 г. был направлен отряд миноносцев и плавучая батарея дальнобойных орудий. Из балтийских и черноморских моряков была создана Волжская революционная флотилия под руководством матроса Маркина Н.Г. для борьбы с белыми на Восточном фронте.
Награда благодарного советского правительства герою Щастному не заставила себя долго ждать. 25 мая 1918 г. он был вызван в Москву, арестован, за 10 дней материал по его делу был собран и передан в специально созданный для этого Ревтрибунал. Крыленко назначался гособвинителем, Кингисепп председателем суда, а единственный свидетель обвинения и вообще единственный свидетель… был сам Троцкий.
Суд начался 20 июня 1918 года и был закрытым. Щастного А.М. признали виновным «в подготовке контрреволюционного переворота, в государственной измене» и на следующий день расстреляли, несмотря на официально отмененную советским правительством смертную казнь!
Статья написана по материалам книги Н. Старикова «Ликвидация России. Кто помог красным победить в Гражданской войне?», изд. «Питер», 2012 г.
Оставить комментарий