К концу 1920 г. лишь Дальний Восток оставался вне контроля большевиков. Здесь продолжа­ли оставаться японские войска. Для предотвращения войны с Японией советское руководство ре­шило создать буферное государство  Дальневосточную республику (ДВР). Японцы неоднократно с помощью белогвардейцев, возглавляемых атаманом Семеновым Г.М., пытались разгромить ДВР, однако это им не удалось. В июле 1920 г. Япония заключила перемирие с ДВР и вывела свои войс­ка из Забайкалья. В 1922 г. войска ДВР вступили во Владивосток. 12 октября 1922 г. в результате окончательного разгрома белогвардейцев и интервентов ДВР была упразднена и включена в состав РСФСР.

Гражданская война завершилась. Окончание Гражданской войны означало завершение затянувше­гося революционного процесса. Большевики не только смогли захватить власть, но и удержать ее в условиях военного противоборства. Пролив реки крови, понеся тяжелые потери, вожди белого движения потерпели сокрушительное поражение, оказавшись вместо Кремля в изгнании.

Поражение антибольшевистских сил в Гражданской войне было обусловлено многими причи­нами. Прежде всего, не имея, по существу, позитивной программы, белое движение не смогло кон­солидировать все антибольшевистские силы. Внутри белого лагеря не было единства практически ни по одному вопросу. Роковую роль в судьбе антибольшевистских сил сыграло отсутствие у них реальной аграрной программы. Сторонники белого дела так и не рискнули законодательно утвердить стихийный земельный передел.

«Первый парад», картина, посвящённая созданию Красной Армии, худ. Соломин

Руководители антисоветских сил отменили дейст­вие Декрета о земле и возвращали землю прежним владельцам. Это восстановило против них крестьян. Помещики возвращались в свои имения, отбирая у крестьян землю. Положение рабочих на частных предприятиях также не менялось. Конфис­кация продовольствия, мобилизация в армию, высокие налоги, бюрократизм, произвол властей, массовый террор белых мало чем отличались от большевистских приёмов.

Карательные экспедиции, погромы, массовые расстрелы пленных, повсеместное нарушение правовых норм — все это вызвало недовольство населения, вплоть до вооруженного сопро­тивления. В ходе Гражданской войны противникам большевиков не удалось договориться о единой программе и едином лидере движе­ния. Их действия были плохо согласованы.

Лозунг сохранения «единой и не­делимой России» противоречил надеждам многих народов на незави­симость. Нежелание лидеров белого движения сотрудничать с либе­ральными и социалистическими партиями сузило его социально-по­литическую базу.

Одновременно начался отход от белого движения национальных окраин. Признание большевиками независимости Финляндии, Польши, стран Прибалтики, Грузии, Украины способствовало нейтралитету их армий в решаю­щие, переломные моменты военного противоборства. В тылу белой армии росло массовое парти­занское движение (на Урале, в Сибири).

Не получило поддержки белое движение и со стороны основной массы российской интелли­генции. Одна из причин этого — моральное перерождение антибольшевистских лидеров, которые начинали борьбу за белое дело «почти святыми», а заканчивали «почти бандитами». Не имея среди своих сторонников значительного числа специалистов, белые не смогли наладить на конт­ролируемых ими территориях нормальное гражданское управление.

Идейно-политические позиции белого движения ослабило сотрудничество его лидеров с интер­вентами. Таким образом, большевики в значительной мере были обязаны своей победой несосто­ятельности своих противников.

Большевики, в свою очередь, смогли победить благодаря лучшему знанию психологии народа, его ментальности. Они смогли предложить России стратегию, нашедшую в тот период поддержку у значительной части населения России. Утопические идеи социального равенства (чего не было у белой армии), обещания раздачи земли крестьянам, фабрик и заводов — рабочим падали на благоприятную почву и множили число их сторонников среди разных социальных слоев.

Не пос­леднюю роль в успехе пролетарской диктатуры сыграла политика массового террора, с помощью которой большевики смогли локализовать проявления недовольства и брожения и не позволили им приобрести массовую форму.

Большевики победили в Гражданской войне потому, что им уда­лось мобилизовать все ресурсы страны и превратить ее в единый во­енный лагерь. ЦК РКП(б) и Совнарком создали политизированную Красную Армию, готовую защищать советскую власть. Различные социальные группы были привлечены громкими революционными лозунгами, обещанием социальной и национальной справедливости.

Руководство большевиков сумело представить себя защитником Оте­чества и обвинить своих противников в предательстве национальных интересов. Большое значение имела международная солидарность, помощь пролетариата Европы и США.

Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стра­не, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократи­лось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система.

Многие слои населения, насильственно втянутые в войну противо­борствующими сторонами, стали ее невинными жертвами. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек,2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представи­тели интеллектуальной элиты страны.

Большевики победили в Гражданской войне и отразили иностран­ную интервенцию. Им удалось сохранить основную часть территории бывшей Российской империи. Вместе с тем от России отделились Польша, Финляндия, государства Прибалтики, которые обрели неза­висимость. Были потеряны Западная Украина, Западная Белоруссия и Бессарабия.

С осени 1917 г. и до конца 1922 г., когда Гражданская война в России почти полностью прекратилась, насе­ление страны уменьшилось примерно на 13 млн. человек (из них око­ло 2 млн. эмигрировали). Боевые потери воюющих армий при этом были относительно невелики. Например, Красная Армия в эти годы потеряла убитыми, пленными и умер­шими от болезней, по различным оценкам, от 190 тыс. до 240 тыс. чело­век. Впрочем, некоторые источники называли более высокие цифры — 425 тысяч и даже 1 миллион человек.

Однако основная масса погибших по любым подсчётам принадлежала к мир­ному населению. Так, только в ходе еврейских погромов погибло около 300 тысяч человек. Примерно 5 млн. жизней унесли эпидемии тифа, холеры и других болезней. Свыше 5 млн. человек, по официальным данным, умерли в 1921-1922 гг. от го­лода. Общие потери, включая эмигран­тов, приближались к 10% всей числен­ности населения России.