Весной 1919 г. Россия вступила в третий, самый тяжелый, этап Гражданской войны, который продолжался до весны 1920 г. Верховный совет Антанты разработал план очередного военного похода. На сей раз интервенция должна была выражать­ся в комбинированных военных действиях русских антиболь­шевистских сил и армий соседних государств.

Ведущая роль в предстоящем наступлении отводилась белым армиям, а вспомогательная — войскам малых погра­ничных государств — Финляндии, Эстонии, Латвии, Лит­вы, Польши. Все они получили щедрую экономическую и военную помощь Англии, Франции и США. Буржуазные правительства Эстонии, Латвии и Литвы, удерживавшие к началу года лишь незначительные территории, быстро реорганизовали свои армии и перешли к активным наступательным действиям. В течение 1919 г. советская власть в Прибалтике была ликвидирована.

При поддержке интервентов планировалось организовать единовременное наступление всех антисовет­ских сил: генерала Юденича — из Эстонии на Петроград, генерала Миллера — с Севера на Вологду, Пермь, адмирала Колчака — в район Средней Волги, генерала Деникина — на Орел, Тулу. Эти армии были хорошо вооружены, имели пре­восходство в численности (более полумиллиона солдат и офицеров против 380 тыс. Красной Армии), военном мастер­стве офицерского корпуса.

Весеннее наступление белых армий было успешным. Кол­чаку удалось захватить обширные районы Предуралья, одна­ко перелом наступил достаточно быстро. Сказались внутрен­няя слабость антисоветского движения, амбиции ряда лиде­ров, претендовавших на руководство всем движением. Углублялся раскол между социалистами, кадетами, монар­хистами. Росло недовольство экономической политикой ос­новной части армии — крестьян.

Карта военных действий, весна и лето 1919 г.

В тылу белой армии росло массовое партизанское движение (на Урале, в Сибири). На­чинался отход от белого движения национальных частей (так как их народы не получили государственного самоопределе­ния, автономии), казачества (внутренне раскалывающегося по имущественному признаку). Боевой дух армии падал.

18-тысячная армия Юденича Н.Н.  обрела надежный тыл для операции против Пет­рограда, но это не помогло генералу. Юденич дважды (вес­ной и осенью) пытался овладеть городом, но неудачно.

В марте 1919 г. хорошо вооруженная 300-тысячная армия Колчака А.В. развернула наступление с Востока, намереваясь соединиться с деникинцами для совместного удара на московском направлении. Захватив Уфу, колчаковцы с боя­ми пробивались к Симбирску, Самаре, Воткинску, но были вскоре остановлены частями Красной Армией.

Советский бронепоезд на фронте

В конце апреля совет­ские войска под командованием Каменева С.С. и Фрунзе М.В. перешли в наступление и летом продвинулись вглубь Сиби­ри. В начале 1920 г. Красная армия вышла к Байкалу, колчаковцы были разбиты, а сам адми­рал расстрелян по приговору Иркутского ревкома.

Большего успеха добилась южная группировка антисо­ветских сил. Захватив в мае — июне 1919 г. обширные и бо­гатые районы Дона, Северного Кавказа, Южной Украины, Деникин уже планировал опрокинуть советскую власть. 3 июля генерал Деникин А.И. издал свою из­вестную «московскую директиву», и его армия в 100 тыс. штыков и сабель начала движение к центру страны.

В результате летне-осеннего наступления Деникин овладел всей Украи­ной, захватил Орел, подошел к Туле с ее крупными оружей­ными заводами. Но в октябре наступил перелом. Войска Южного фронта (командующий Егоров А.И.) разгромили белые полки, а затем стали теснить их по всей линии фронта. Против Дени­кина были брошены лучшие силы Красной Армии, уже на­копившие значительный опыт военных операций. С заводов Урала увеличились поставки оружия. Но главную роль сыг­рал тот же фактор, что и на Восточном фронте, — развал тыла.

Украинское крестьянство, отвернувшееся от Советов после введения весной 1919 г. разверстки, массового строи­тельства совхозов, разочаровалось и в деникинских поряд­ках. Крестьянская армия Махно, чутко реагируя на настро­ения сельских жителей, легко переходя из одного лагеря в другой, на этот раз в союзе с Красной Армией нанесла удар по деникинским частям на юге Украины.

Остатки деникинской армии откатывались к Черному морю. Весной 1920 г. из Новороссийска остатки армии морем эвакуировались в Крым, где перешли под командование барона Вран­геля. Деникин с очередной волной эмигрантов оказался за границей.

Четвертый этап Гражданской войны в России охватывает период с весны 1920 г. по ноябрь 1920 г. 25 апреля 1920 г. польская армия, снаряженная на средства Франции, вторглась в пределы Советской Украины и 6 мая захватила Киев. Глава польского государства маршал Ю. Пилсудский вынашивал план создания «Великой Польши» от Бал­тийского моря до Черного, включая часть литовских, бело­русских и украинских земель.

Однако этому грандиозному плану не суждено было сбыть­ся. 14 мая началось успешное контрнаступление войск За­падного фронта (командующий Тухачевский М.Н.), 26 мая — Юго-Западного фронта (командующий Егоров А.И.). В сере­дине июля они вышли к рубежам Польши.

Политбюро ЦК РКП(б), явно переоценив силы Красной Армии, поставило перед её главным командованием новую стратегическую задачу: с боями войти на тер­риторию Польши и создать все необходимые военно-полити­ческие условия для провозглашения в стране власти Советов.

Попытка эта закончилась катастрофой. Войска Западно­го фронта в августе 1920 г. были наголову разбиты под Варшавой и откатились назад. В октябре воюющие стороны зак­лючили перемирие, а в марте 1921 г. — мирный договор. По его условиям к Польше отошла значительная часть искон­ных земель Украины и Белоруссии.

В разгар советско-польской войны к активным действиям на юге перешел генерал Врангель П.Н. С помощью суровых мер, вплоть до публичных расстрелов деморализованных офицеров, опираясь на поддержку Франции, генерал пре­вратил разрозненные деникинские дивизии в строго дисциплинированную боеспособную Русскую армию. В июне 1920 г. из Крыма был высажен десант на Дон и Кубань, а главные силы врангелевцев брошены на Донбасс.

3 октября началось наступление Русской армии в северо-западном направлении на Каховку. Наступление врангелевских войск было отбито, а в ходе начатой 28 октября операции армии Южного фрон­та под командованием Фрунзе М.В. полностью овладели Кры­мом. 14-16 ноября 1920 г. армада кораблей под Андреевским флагом покинула берега полуострова, увозя на чужбину раз­битые белые полки и десятки тысяч гражданских беженцев.

В европейской части России после взятия Крыма был лик­видирован последний белый фронт. Военный вопрос перестал быть главным для Москвы, но боевые действия на окраинах страны продолжались еще много месяцев.

Политика «советизации», провалившаяся в Польше, с успехом была проведена при опоре на полки Красной Армии и вооруженные формирования местных коммунистов в бур­жуазных республиках Закавказья: в Азербайджане (апрель 1920 г.), Грузии (март 1921 г.). В наиболее отсталых районах Средней Азии, где практически отсутствовал промышлен­ный пролетариат, создаются Народные советские республи­ки: в феврале 1920 г. — Хорезмская (столица Хива), в октяб­ре 1920 г. — Бухарская. В их правительства, помимо комму­нистов, входили на вторых ролях представители националь­ной буржуазии.

Красная Армия, разгромив Колчака, вышла весной 1920 г. к Забайкалью. Дальний Восток находился в это время в руках Японии. Чтобы избежать столкновения с ней, правитель­ство Советской России способствовало образованию в апре­ле 1920 г. формально независимого «буферного» государства — Дальневосточной республики (ДВР), включавшей Забай­кальскую, Амурскую и Приморскую области, со столицей в г. Чите. Через некоторое время армия ДВР начала военные действия против белогвардейцев, поддерживаемых японцами, и в октябре 1922 г. заняла Владивосток, полностью освободив Дальний Восток от белых сил и интервентов. После этого было принято реше­ние о ликвидации ДВР и включении ее в состав РСФСР.