Летом 1918 г. после ввода в стране продовольственной диктатуры российское общество вступило в особый период своей истории — период Гражданской войны,продолжавшийся до конца 1920 г. Более двух лет политическая и экономическая жизнь в России была непосредственно подчинена решению проблемы власти военным путем.

К лету 1918 г. общественно-политическая конфронтация уже прошла через ряд этапов. Формально начало ее было положено февральскими событиями 1917 г., в ходе которых были убиты десятки человек и около тысячи получили ранения. Насильственное смещение Временного правительства и захват большевиками государственной власти способство­вали углублению и обострению противостояния в стране. Кроме этого, в стране к моменту захвата власти большевиками наиболее острыми оставались аграрный вопрос и вопрос об окончании войны.

Именно в это время начало зарождаться антибольшевистское движение, но столкновения различных социально-классовых сил пока носи­ли локальный характер. Лишь к лету 1918 г. вооруженное противостояние различных социаль­ных групп стало приобретать масштабный характер. С позиций современной историографии в развязывание полномасштабной Гражданской войны свой «вклад» внесла каждая из противоборствующих сторон.

Либерально-демократические партии, не сумев после февраля 1917 г. провести необходимые в стране реформы и не создав новую государственность, способствовали усилению социальной на­пряженности в обществе.

Митинг красноармейцев перед отправкой на Восточный фронт. Выступает председатель ВЦИК Свердлов Я.М., Москва, Красная площадь, 1918 г.

Особая вина в перерастании напряженности в вооруженное противоборство лежит на боль­шевиках — их противники уже находились у власти и в гражданской войне заинтересованы не были. Что касается большевиков, то они рассматривали февральские события в качестве победо­носной гражданской войны и звали ко второй. «Ибо бывают моменты, — разъяснял в сентябре 1917 г. Ленин В.И., — когда интересы пролетариата требуют беспощадного истребления врагов в от­крытых схватках».

Провозгласив идеалом социального равенства «уничтожение деления обще­ства на классы», большевики фактически проигнорировали большой пласт вопросов, связанных с возможной адаптацией имущих классов к новой жизни. Они ограничились немногочисленными туманными суждениями о необходимости «перевоспитывать миллионы крестьян и мелких хозяй­чиков, сотни тысяч служащих, буржуазных интеллигентов, подчинять их всех пролетарскому государству и пролетарскому руководству, побеждать в них буржуазные привычки и традиции».

Ученики-рабочие одного из петроградских заводов, вступившие в ряды защитников города, обучаются стрельбе из винтовки, 1918 г.

Сама форма прихода большевиков к власти, первые шаги пролетарской диктатуры по ликвидации «эксплуататорских классов», использование террора для удержания власти подтолкнули часть российского общества к вооруженному противостоянию. Большевики сами создавали массовую базу для сопротивления. К весне 1918 г. красный террор принял массовый характер.

Несоответствие целей по преобразованию общества с методами их достижения оттолкнули от большевиков де­мократическую интеллигенцию, казачество, кулаков и середняков. Таким образом, внутренняя политика большевистского руководства явилась одной из причин возникновения Гражданской войны.

Глубокий внутренний раскол российского обще­ства на сторонников и противников Октябрьского переворота стал следствием захвата государственной власти большевистской пар­тией. Выделилось леворадикальное советское крыло (часть рабо­чих, деревенская беднота, сторонники Советов на окраинах). Ему противостояло большинство других слоев населения, не признававших необходимости социалистического «штурма», заботившихся о величии и единстве России. Постепенно отдельные во­оруженные схватки переросли в полномасштабную войну.

Важной причиной Гражданской войны явилась внутренняя политика большевиков, нежелание делиться властью. Создание однопартийной политической системы и «диктатура пролетариата», а на самом деле диктатура ЦК РКП(б), оттолкнули от большевиков социалистические партии и демократические общественные объединения, интеллигенцию и казачество. Меньшевики, правые и левые эсеры, анархисты, кадеты приняли участие в Гражданской войне на стороне белых.

В результате разгона Учредительного собрания, а затем заключения Брестского мира от совет­ской власти отвернулись значительные слои патриотически мыслящего населения. Не последнее место в расколе русского общества сыграла и национализация предприятий, средств производства, земли, недвижимости, банков и т.д.

Большевики фактически ликвидировали товарно-денежные отношения и установили государственную монополию на распределение товаров и продуктов питания, что больно ударило по имущественному положению средней и мелкой буржуазии. Потеря частной собственности свергнутыми классами, безусловно, делало буржуазию врагом нового строя.

Ликвидация помещичьего и других видов крупного землевладения обер­нулась острой внутрикрестьянской борьбой за передел земли, а рабочий контроль — свертывани­ем производства и ростом недовольства властью промышленных рабочих.

Чрезвычайные меры по организации хлебозаготовок летом 1918 г. и вообще политика большевиков в деревне в считанные месяцы углубили раскол россий­ского общества. Новый земельный передел, осуществленный властью через комбеды (у кулаков было отобрано до 50 млн. десятин земли, т.е. больше, чем у помещиков) резко расширили число недовольных.

Катализатором начавшихся военных столк­новений в масштабах всей страны стало присутствие на ее террито­рии и дальнейшие действия вооруженных частей иностранного ле­гиона (Чехословацкого корпуса). Ядром антибольшевистского и белого движения стало офицерство как наиболее пострадавший от революции слой общества.

Западные державы, озабоченные возможностью расползания социалистической революции и вообще коммунистических идей по всему миру, видя значительные трудности нового политичес­кого режима в связи с постоянно тлеющей внутренней смутой и оппозицией, не могли не использовать в своих целях его ослабле­ние. Их вмешательство по внутренние дела России было обуслов­лено также действиями Советской власти по национализации имущества иностранных граждан и её отказом от выплаты огром­ных долгов царского и Временного правительства, взятых в свое время на ведение войны.

Кроме того, некоторые дальновидные политики Запада не желали видеть в будущей России (при любом исходе борьбы за власть) своего политического и эко­номического конкурента в Европе и Азии, поэтому не оставляли намерений значительно ослабить ее путем захвата или отделения окраинных территорий страны. Силы антисоветского лагеря многократно возрастали в результате поддержки их