Война 1877-1878 гг. между Россией и Турцией — явление большого международного значения, поскольку, она, во-первых, велась из-за восточного вопроса, тогда чуть ли не самого взрывоопасного из вопросов мировой политики, и, во-вторых, завершилась европейским конгрессом, который перекроил политическую карту в регионе, тогда едва ли не самом «горячем», в «пороховом погребе» Европы, как говорили о нем дипломаты.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. вошла в болгарскую историю как Русско-турецкая освободительная война. На территории Болгарии, где прошли почти все основные сражения этой войны, находятся более 400 памятников русским воинам, которые боролись за свободу болгарского народа.

28 но­ября 1887 г. в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день десятилетия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня гре­надерам, героям Плевны. Скромная надпись на нём гласит: «Гренадеры своим товарищам, павшим в слав­ном бою под Плевной 28 ноября 1878 г. В память войны с Турцией 1877-1878 годов».

В русской дореволюционной историографии война изображалась так: Россия бескорыстно стремится освободить «братьев-славян» от турецкого ига, а корыстные державы Запада препятствуют ей в этом, желая прибрать себе территориальное наследство Турции.

Зарубежная историография большей частью рисует войну как столкновение двух варварств — турецкого и российского. При этом державы Запада, как цивилизованные миротворцы, всегда помогали балканским народам бороться против турок интеллигентными средствам, а когда разгорелась война, они остановили избиение Турции Россией и спасли Балканы от российского владычества.

Памятник Победы у реки Вит в окрестностях Плевны

Успехи русской армии в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. встревожили правящие круги Англии и Австро-Венгрии. Правительство Великобритании направило эскадру в Мраморное море. Это заставило Россию отказаться от ввода войск в Константинополь. 19 (31) января воюющие стороны в Адрианополе заключили перемирие, а 19 февраля (3 марта) 1878 г. подписали выгодный как для России, так и для балканских народов Сан-Стефанский договор. Однако в дальнейшем на Берлинском конгрессе 1878 г. под нажимом Западных держав его условия были в значительной степени изменены в ущерб балканским государствам и России.

На второй день после безоговорочной капитуляции армии Османа-паши Порта обратилась ко всем государствам с нотой, в которой просила о посредничестве с целью приостановления военных действий. По вполне понятным причинам в Константинополе, а также и в Лондоне началась настоящая паника.

Министры обвиняли друг друга в предательстве интересов Турции. Английский посол в Константинополе Лайярд  отправил своему правительству доклад, в котором предупреждал, что «не следует верить никаким обещаниям и клятвам, данным Россией». 12 декабря 1877 г. лорд Э. Дерби передал русскому послу в Лондоне графу Шувалову П.А. меморандум с выражением резкого протеста против предполагаемого вступления в Константинополь и захвата русской армией проливов.

Военная истерия нашла широкое отражение в западной печати. Похоже было на то, что Россия поставлена перед угрозой новой войны. Эхо победы русского оружия под Плевной докатилось и до Америки. Монополисты США открыто заговорили о планах огромных выгод, которые они могут получить, если Англия объявит войну России. Но этого не случилось…

Храм-памятник Александра Невского в Софии

В результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. многие балканские народы получили независимость. Но она дорого стоила России. Наша страна потеряла более 250 тыс. солдат, при этом от пуль и снарядов противника пали лишь 50 тыс., остальные погибли от болезней, лишений, ран и холода. Война серьезно подорвала финансовое состояние России, тяжело отразилась на положении русского народа.

Позиции России на Балканах, завоеванные в сражениях 1877-1878 гг. ценой жизни и потерянного здоровья русских воинов, были подорваны в словопрениях Берлинского конгресса таким образом, что эта война оказалась для России хотя и выигранной, но неудачной. Россия так и не сумела выйти к проливам, и её влияние на Балканах не стало сильнее, поскольку Берлинский конгресс разделил Болгарию, урезал территорию Черногории, Боснию и Герцеговину передал Австро-Венгрии, да еще Сербию с Болгарией перессорил.

Кроме этого, ухудшились традиционно дружественные русско-германские и русско-австрийские отношения. Именно на Берлинском конгрессе обозначилась перспектива новой расстановки сил, которая, в конце концов, и привела к Первой мировой войне: Германия и Австро-Венгрия против России и Франции.

Война пошатнула позиции России не только на международной арене, но и внутри страны, обнажив экономическую и политическую отсталость самодержавного режима как следствие незавершённости реформ 1861-1874 гг.

Надо отметить, что война ознаменовала постепенный отход Великобритании от конфронтации в отношениях с Россией. После перехода Суэцкого канала в 1875 г. под контроль Англии, её стремление предотвратить дальнейшее ослабление Турции пошло на убыль. Британская политика переключилась на защиту своих интересов в Египте. Великобритания оккупировала его в 1882 г., и Египет оставался английским протекторатом в течение 40 лет. Здесь интересы России и Англии напрямую не пересекались, соответственно и напряжение в отношениях двух стран постепенно ослабло.

Освобождение (пусть и неполное) «братьев-славян» и создание их национальной государственности стимулировало подъем освободительного движения в самой России, ибо теперь почти никто из россиян не хотел мириться с тем, что они, как выразился известный либерал Петрункевич И.И., «вчерашних рабов сделали гражданами, а сами вернулись домой по-прежнему рабами». Подобно Крымской войне, русско-турецкая война 1877-1878 гг. сыграла роль политического катализатора, ускорив назревание в России революционной ситуации.

Русско-турецкая война закончилась убедительной побе­дой России. При этом следует иметь в виду, что по технической оснащенности турецкие вооруженные силы не уступали русским, а подчас их превосходили. Так, турки были вооружены английскими и американскими винтовками более совершенного образца, нежели тогдаш­ние русские.

О военно-морских силах и говорить нечего. Однако именно на морском театре Россия добилась по­разительных успехов. В сущности, оборонялся в этой войне сильнейший флот  — турецкий, а слабый русский флот вел активное наступление. И было достигнуто это не только величайшей самоотверженностью наших мо­ряков, но и смелым использованием новых тактических приемов.

Заслуги капитана Макарова С.О. здесь были исключительно велики. Идея Макарова использовать средство дальнего действия (ко­рабль) для доставки к месту сражения средств ближ­него боя (катера) была абсолютно оригинальна, и, кроме того, содержала в себе возможность для будущего развития. На начальной стадии здесь просматривается идея авианосца (техническая идея авианосного корабля бы­ла разработана впервые в России уже во время империали­стической войны).

В области тактики русско-турецкая война выявила значение ружейного и артиллерийского огня, а также взаимодействия родов войск для достижения успеха в бою. Стала очевидной необходимость перехода к новым боевым порядкам типа стрелковых цепей, применения войск к местности (самоокапывание, перебежки и переползания).

Опыт войны выявил необходимость оснащения армии более дальнобойными орудиями и орудиями навесного действия с мощным фугасным снарядом, инженерными средствами и обучения войск полевому инженерному искусству. Специфика театра военных действий (обилие водных преград и горных хребтов) вызвала к жизни новые приёмы их преодоления и организации управления войсками в условиях горной местности.