Боевая деятельность ратников началась на пер­вом же этапе войны и носила самые разнообразные формы. Так, уже в начале августа Смоленское ополчение первым среди дру­гих ополчений получило боевое крещение в сражении за свой родной город Смоленск.

Во время боевых действий в Смоленске ополчение исполь­зовалось главным образом по возведению у Смоленска укреп­лений. Ратники Смоленского, Краснинского, Поречского уездов по заданию армейского командования несли разведывательную службу и истребляли мелкие неприятельские отряды. Воины Дорогобужского, Вяземского и Рославльского уездов участ­вовали в сражении за Смоленск преимущественно в качестве санитаров.

После оставления нашими войсками Смоленска ополчение отошло вместе с армией. Конный полк ополчения перешел под команду командира резервного кавалерийского корпуса генерала Сиверса, в составе которого и действовал до конца войны. Пешее ополчение было прикомандировано к прославленной дивизии генерала Неве­ровского.

23 августа Смоленское ополчение (12 тыс. ратников) прибыло к Можайску, где сосредоточено было и Московское ополчение. Около 10 тыс. человек — по приказу Кутузова М.И. была распределена по отдельным частям действующей армии, в со­ставе которой они и приняли непосредственное участие в Боро­динском сражении, а остальные использовались для несе­ния гарнизонной службы. В укреплении Бородинской позиции участвовали до 7 тыс. ратников Смоленского ополчения, а 3 тыс. человек сражались в составе корпуса Тучкова Н.А..

«Наполеонова дерзость завладеть целым светом», гравюра И. Теребнева

В кровавых схватках с неприятелем прославились многие крепостные крестьяне Сычевского уезда. Среди них особо отличились Л. Иванов, М. Васильев, В. Никитин, Л. Степанов, Л. Антонов. Всего противник потерял в Сычевском уезде, как об этом свидетельствует рапорт уезд­ного предводителя дворянства Н. Нахимова смоленскому губер­натору Ашу от 12 октября 1812 г., свыше 3 тыс. человек только убитыми и более 1 тыс. взято в плен.

В Вельском уезде 70-летний крестьянин Семен Силаев был схвачен француз­ским отрядом в с. Новоселки. От него потребовали указать путь на Белый. Силаев, рискуя жизнью, дал неправильные сведения противнику: показал, что в городе находится 70 пол­ков. Французы не поверили и стали его пытать. Тогда Силаев стал говорить, что в Белом находится 20 полков, но туда не пройти через «Свитские мхи», т. е. заболоченное место. В дей­ствительности же место было вполне проходимое. В конце концов, патриоту удалось отвлечь противника от изобилующего продовольствием пути через Белый на Ржев.

Сквер Памяти Героев в Смоленске

На всей территории Поречского уезда  успешно действовал разведывательный конный отряд под командованием мещанина Никиты Минченкова. Однажды бойцами этого отряда был схвачен французский курьер, у которого оказалась «депеша», содержавшая очень важные для русского командова­ния сведения. За этот подвиг начальник отряда был награжден знаком отличия военного ордена св. Георгия. За истребление многих неприятельских мелких групп весь отряд получил наградные на сумму 9 тыс. руб.

Отряды внутренней охраны успешно действовали на тер­ритории Гжатского уезда, находившегося на главном тракте движения неприятельских сил от Смоленска на Москву. Насе­ление тех мест, которые были заняты противником, поголов­но покидало свои родные места, создавало партизанские отряды, развертывало борьбу с врагом. Многие из крестьянских вожа­ков были награждены Кутузовым М.И. Сохранились имена крестьян деревни Крутицы Игната Никитина и Галактиона Мак­симова, награжденных знаком отличия военного ордена св. Георгия.

В Юхновском уезде предводителем дворянства Храповицким С.Я. был создан из крепостных крестьян отряд в 2 тыс. человек. Действия ополченского отряда Храповицкого весьма успешно сочетались с действиями знаменитого армейского пар­тизанского отряда Д. Давыдова и с боевыми делами Калужского ополчения. Однажды отряд Храповицкого преградил путь крупным неприятельским силам, шедшим из Вязьмы на Калугу.

Боевые действия ратников уездных ополчений и многочис­ленных партизанских отрядов в огромной степени способство­вали ослаблению наступательного движения наполеоновской армии. На огромном пространстве от Смоленска и до Москвы непрерывно происходили ожесточенные столкновения ратников ополчений с неприятельскими силами. Наполеон вынужден был выделять из главных сил крупные отряды войск на борьбу с ополчением в тот момент, когда они были так необходимы для генерального сражения.

После Бородинского сражения Смоленское ополчение по приказу Кутузова М.И. отошло к деревне Сетунь и затем заняло свое место в Тарутинском лагере. На последующем этапе Отечественной войны, в период контрнаступления, Смолен­ское ополчение участвовало в сражениях при Тарутине и Мало­ярославце, а затем, после освобождения Смоленщины, оно вернулось в свои уезды и несло внутреннюю охранную службу вплоть до роспуска по домам.

В сражении под Малоярославцем участвовало до 7 тыс. ратников Смоленского ополчения. В этом сражении особенно отличилось Вельское ополчение, которое, будучи вооружено только пиками, топорами и тесаками, под ружейным огнем отражало атаки неприятельских колонн, вы­носило с поля боя раненых.

Юхновское ополчение было прикреплено к пионерным (военно-инженерным) полкам и использовалось для устройства путей, установки батарейных орудий на позициях. После осво­бождения Юхновского уезда часть ополчения продолжала пре­следовать противника до Смоленска, а часть осталась в своем уезде восстанавливать порядок и нести внутреннюю гарнизон­ную службу.

Вяземское ополчение в составе авангардных частей русской армии участвовало в преследовании неприятеля от Тарутина до Вязьмы и после несло внутреннюю охранную службу в Вязем­ском уезде, очищая его территорию от неприятельских шаек. Позже часть ратников была направлена в госпитали для ухода за ранеными, а часть привлечена к конвоированию пленных во Владимир и Вологду.

Ратники Сычевского ополчения прошли тяжелый боевой путь. Они сражались под Смоленском, Бородином и Малоярослав­цем и дошли до Ельни. Рославльское ополчение участвовало в сражениях под Смоленском и Бородином, затем оно было придано отряду генерал-лейтенанта Ивашева, с которым прошло от Тарутина до Вязьмы. В ноябре 1812 г. рославльские ополченцы вернулись в свой уездный город, где стали нести гарнизонную службу. Часть из них была отправлена для этой же цели в Красный.

Дорогобужское ополчение было использовано главным обра­зом для конвоирования пленных и сопровождения транспорта. Духовщинское ополчение мужественно сражалось совместно с войсками Платова против корпуса Евгения Богарне под Духовщиной.

Ратники Смоленского ополчения с честью выдержали суро­вые испытания тяжелой борьбы за независимость своей родины.

По материалам книги В. Бабкина «Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года», М., изд. «Социально-экономической литературы», 1962 г.