Легенды о существовании так называемого клада Наполеона ходят весьма давно. Наполеоновская армия оставила разорённую Москву 7 (19) октября 1812 г. Награбленные 18 пудов золота, более 300 пудов серебра, старинное оружие, драгоценные иконы, пушки из Московского кремля, церковная утварь, посуда, меха, предметы искусства и др. на 25 подводах, а в некоторых источниках указывается около 40, отправились в Париж. Однако основная масса награбленных сокровищ столицы Франции не достигла.

Для удобства транспортировки просвещённые европейцы часть изделий из драгоценных металлов, имевших большую художественную ценность,  переплавили в специально оборудованных в Успенском соборе Кремля плавильных печах в слитки. Таким образом, к примеру, была перелита в слитки серебряную утварь кремлевских церквей. Кроме главного обоза «московская добыча» вывозилась в обозах маршалов Даву, Нея, Мортье, Мюрата и генерала Богарне.

Оккупанты покидали первопрестольную, таща за собой все, что только можно. Солдаты даже бросали оружие, только бы унести потяжелее баул. В ранцах пехотинцы тащили не меньше 10 кг. трофеев. После выпавшего снега дороги окончательно раскисли, повозки, набитые добычей, тащились с трудом, многие из них  сломались. С других возницы, опасаясь поломки, сбрасывали награбленное добро.

Наполеон I

Исхудавшие лошади часто были не в силах тащить перегруженные телеги, многие из них пали. В итоге на дорогу летели старинные книги, серебряные канделябры, великолепные картины… Французские арьергардные части имели приказ уничтожать брошенное добро, сбрасывая его в реки, озера, болота.

Переправа войск Наполеона через Березину, худ. Я. Суходольский

Все эти трудности, по мнению известного военного историка Жилина П.А., привели к тому, что «отступая, противник «разгружался» и прятал награбленные ценности. Но где именно спрятана «московская добыча», сказать трудно». Конечно, таких тайников, где французы спрятали вывезенные из Москвы ценности, могло быть несколько. А время прибавляет к их списку все новые и новые адреса.

При отступлении от Вязьмы к Дорогобужу неприятель был вынужден  бросить часть награбленных ценностей. В своих мемуарах адъютант Наполеона граф де Сегюра писал: «…нам пришлось бросить в озере вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест Ивана Великого. Трофеи, слава – все те блага, ради которых мы жертвовали всем, – стали нас тяготить».

Русские войска преследовали буквально по пятам отступающую французскую армию. Многочисленные арьергардные бои и стычки, происходившие чуть ли не каждый день, после которых в руки русских не раз попадали обозы с награбленными вещами и ценностями, сокращали «золотой обоз» неприятеля. Так 5 ноября в бою под Красным лейб-гвардии Уланский полк отбил обоз 1-го корпуса маршала Даву с «московскими трофеями», среди которых была казна — золото и серебро  на сумму более 30 тыс. рублей ассигнациями.

В ноябре на реке Березине русская армия разгромила французов, но похищенных богатств так и не нашли. Во время переправы через Березину часть «московской добычи» была, по слухам, зарыта и затоплена. И с тех пор охотники за сокровищами обшарили все водоемы на пути следования отступавшей «Великой армии», но безрезультатно. Может, клада и не было? «Однако историк Игорь Груцо обнаружил документ, содержащий детальный перечень награбленного, вплоть до серебряных ложек. Он уверен, что трофеи спрятаны на правом берегу Березины, нужно лишь внимательнее поискать». (Журнала «Discovery» № 7 (19) июль 2010, с. 41).

До самой Вильны значительная часть «золотого обоза», следовавшая под охраной Старой гвардии, еще была цела. Но в Вильно сами французские солдаты разграбили значительную часть ценностей, а казаки Платова отбили у них оставшуюся часть ценностей «золотого обоза». Существует несколько свидетельств о кладах, укрытых французами в окрестностях Гродно и Белостока.

Вот уже без малого 200 лет археологи и историки ищут клад императора французов. Не раз экспедиции искали золото Наполеона в районе Семлевского озера на Смоленщине, у озер Бобровское, Святое, Лесное и др. Но до сих пор безуспешно… Уже вскоре после войны 1812 г. с разрешения русского правительства в районе Березинской переправы стали появляться французские солдаты, офицеры и родственники участников русской кампании – кладоискатели, занявшиеся поиском спрятанных драгоценностей.

Наши соотечественники тоже не отставали. Попытать счастье в поисках драгоценностей пробовали и рус­ские кладоискатели. Смоленский генерал-губернатор Хмельницкий Н.И. и несколько местных помещиков принимали активное участие в поиске золота французского императора. В советские времена в конце 60-х годов длительные поиски в Вяземском районе Смоленской области у Семлевского озера не дали никаких результатов. Обычно находят пушки, лафеты, монеты, пуговицы, бляшки от ремней, пряжки и др.

Сокровища императора французов, спрятанные в России, на протяжении многих лет питали воображение писателей. Оноре де Бальзак в знаменитом рассказе «Березина» исследовал вопрос о сокровищах Наполеона. Один из фантастических рассказов Кира Булычёва так и называется — «Клад Наполеона».

И в настоящее время поиски сокровищ продолжаются. «По одной из легенд, войско Наполеона на несколько дней остановилось в местеч­ке между Ельней и Калугой, а после его ухода там видели значительных размеров земляную насыпь. И вот недавно руково­дители Центра поиска клада Наполеона, историк Александр Серегин и кладоиска­тель Владимир Порываев, заявили, что нашли в Калужской области место, где французы задержались на довольно дли­тельное время. Об этом свидетельствуют обнаруженные предметы: медная пуговица от французского мундира, упряжь, мушкет­ные пули, мундштук, стяжка от ружья и др. Возможно, они закапывали сокровища.

Общая стоимость разыскиваемых пред­метов приблизительно равняется годовому бюджету России. Кладоискатели заявили, что все найденные ценности будут пере­даны в государственную казну». (Журнала «Discovery» № 7 (19) июль 2010, с. 8).